Формирование навыков здорового образа
жизни у учеников начальной школы
Волкова Анна Борисовна
Школу, которая осуществляет свою деятельность по развивающему обучению, должна интересовать не только успеваемость, какой процент качества учащийся дает классу, всему учебному заведению, но и что чувствует ученик, о чем думает, как относится к себе и другим. А также , развития, которые не окажут негативного воздействия на здоровье детей.Проблема здоровья детей сегодня актуальна. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоравливающие. И это время нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы.
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым, кроме того, не менее важно научить его быть здоровым.
Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащихся и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Сохранение здоровья учащихся во многом зависит от организации создания таких условий школьной среды, которые способствовали бы формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся.
Целью данной работы стало выявление санитарно – гигиенических, психологических и дидактических условий обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
В ходе работы решались следующие задачи:
1. Раскрыть факторы, которые влияют на состояние здоровья учащихся.
2. Наблюдать и оценивать состояние здоровья учащихся.
3. Отобрать, апробировать и систематизировать активные формы в
учебной и во внеурочной деятельности, направленные на сохранение
здоровья.
С учетом социальной сущности человека здоровье определяют и как «жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды». К этому следует добавить, что максимальный диапазон приспособления человека с определенной наследственностью может быть значительно расширен благодаря систематическим физическим упражнениям, закаливанию и другим оздоровительным мероприятиям.
Знание выявленных критериев позволяет установить не только состояние здоровья детей, но и установить зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем физического здоровья.
Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в процессе роста и развития.
Совокупность всех признаков организма формируется под влиянием наследственной природы человека и окружающей среды. Доля влияния наследственных и факторов среды, формирующих особенности физического развития, может значительно колебаться.
Наряду с неблагоприятными факторами среды, существующая система образования способствует ухудшению здоровья учащихся и учителей, о чем свидетельствуют массовые нарушения физического, нервно – психического и полового развития, увеличение количества детей с наследственными дефектами.
Среди причинно – следственных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, следует выделить:
- интенсификацию учебного процесса;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики;
- раннее начало дошкольного систематического обучения;
- несоответствие программ и технологий обучения функциональным о
возрастным особенностям обучающихся;
- несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к
организации учебного процесса;
- недостаточную подготовку родителей и педагогов в вопросах развития и
охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.
Взрослые, тяготеющие к излишне устойчивым принципам и критериям, препятствуют свободному развитию ребенка. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т. е. здоровой. Н.К.Смирнов сформировал понятие «валеологизация» образовательной среды и учебного процесса, в которую, по его мнению, входит «валеологизация культуры здоровья и формирование здоровье сберегающих условий в образовательном учреждении» ОУ (школы, дошкольные учреждения, специализированные школы) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди них:
- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и
перерывов);
- методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
- психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);
- санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения,
температурное соответствие, чистота и т.д.);
- двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);
- рациональное питание (меню и режим питания);
- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Педагогическая интуиция и прозрение должны сохранять психическое здоровье детей в норме. Учитель должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышать устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей. Педагогу надлежит направлять свое внимание на внутреннее ощущение детей. Опытный учитель умеет приемами преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность учащихся.
Пытаясь установить связь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен уметь:
- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики
оздоровления;
- владеть основами ЗОЖ;
- устанавливать контакт с коллективом учащихся;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих учащихся;
- личным примером учить школьников заботиться о своем здоровье и
здоровье окружающих людей.
Все эти умения тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе.
Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинского работника и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках. Прежде всего, педагог должен быть примером в вопросах здоровьесбережения.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей ЗОЖ необходимо решение трех проблем:
Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему
жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения;
Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью
принимать ученика таким, каков он есть, каковы его особенности, склонности, умения и способности;
Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предлагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников во всех смыслах этого слова.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.
Принципы выступают в органичном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Принципы здоровьесберегающей работы в школе:
- системный подход (взаимодействие различных специалистов всех уровней);
- комплексный подход;
- индивидуальный подход;
- личностно-ориентированный подход (опора на уже сформированные
личностные структуры учеников);
- позитивный подход;
- гуманистический подход (признание роли самого ребенка в сохранении
собственного здоровья).
Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса, предполагающих реализацию его обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов.
Такая система должна включать в себя:
- формирование знаний и навыков культуры здоровья и ЗОЖ;
- организацию здоровьесберегающего учебного процесса;
- оздоровление в учебное и внеурочное время.
Решая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, мы исходим из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях: соматическом (физическом), психологическом, социальном и нравственном. Решение задачи, создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, осуществляется комплексно:
- в обучении (урочной деятельности) – применение профилактической,
коррекционно-развивающей работы;
- в воспитании (во внеурочной деятельности) – разработка и реализация
системы работы по ЗОЖ; в социально-психологическом аспекте –
формирование и сохранение психологического и социального здоровья;
- в медицинском аспекте – сохранение и укрепление физического здоровья.
Обучение и здоровье.
Моя задача – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы дети, перейдя в среднюю школу, могли сами их применять. Многие жалуются на непомерные школьные нагрузки, на сложные программы, трудные учебники. Однако почти никто не жалуется на несформированность у детей способность к обучению, на их неумение учиться, общаться, играть. А ведь от этих умений и способностей зависит самочувствие, состояние, настроение ребенка. Может быть главное все-таки не погоня за знаниями, а постепенное приучение ребенка радостно, с интересом осваивать те способы познания, которые и формируют познавательные способности. Ребенок, владеющий способами легко без напряжения, без понукания будет задавать вопросы себе, родителям, учителю. Он освоит ровно столько, сколько активно осмыслит, осознает.
Активность – это и процесс, и переживание, и воля, и действие, и оценочное суждение, идущее от ребенка. Выражение себя, своих мыслей, чувств, отношение без боязни получить низкую отметку. Статичность, однообразность, сухость, регламентация учебного материала и метода его подачи губит мышление ученика, утомляет его психику, приводит к учебным неврозам, к длительно-эмоциональному напряжению в форме тоски, страха, тревожности, болезни, обиды, отчаяния, которые в свою очередь провоцируют различные психологические заболевания. Активности необходимо обучать с раннего детства. Наилучшими формами развития активности является: полноценное эмоционально окрашенное общение, игра, включение в познание всех органов чувств, творческих заданий, «встреч с чудом», столкновение с противоречием. Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, и, конечно играть. Без положительных эмоций, без удивления, нет активной педагогики, нет интереса, нет хорошего самочувствия.
Двигательная активность на уроке – фактор оптимизации здоровья учащихся.
Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма.
Известно, что 70% детей страдает гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваний. Двигательная активность оказывает благотворительное воздействие на растущий организм. Особо тщательно следует подходить к подбору видов работ на уроках русского языка, математики, литературного чтения, когда школьники продолжительное время находятся в статистических позах.
Работа, направленная на снятие усталости и предупреждения переутомления.
Для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности
учеников, необходим кратковременный, но эффективный отдых органов слуха и зрения, расслабление мышц туловища и особенно спины Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью , если вы сумеете ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в пользе отдыха ещё К.Д.Ушинский.
Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение. После такого короткого активного отдыха, внимание детей повышается, улучшается восприятие учебного материала, активизируется организм в целом. В физминутки хорошо включать такие виды физической активности:
- упражнения для снятия утомления органов зрения;
- упражнения для снятия утомления мышц кисти;
- упражнения для снятия утомления мышц туловища, особенно спины;
- упражнения для снятия общего утомления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе работы я пришла к выводу, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей – социальная, и решать её на всех уровнях. Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении должна рассматриваться с позиции комплексной оценки социальных и биологических факторов формирования организма и личности и реализовываться в рамках трех основных направлений.
Медико – гигиенического, подразумевающего поддержание здоровых условий жизнедеятельности, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний.
Психолого – валеологического, направленного на формирование здорового образа жизни, активной мотивации на потребность в здоровье, диагностику показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение факторов «риска», сохранение и увеличение резервов здоровья.
И, наконец, психолого – педагогического, решающего в целом проблему социальной и биологической адаптации детей, включая показатели успешности обучения и физиологической ее цены, с учетом возрастных особенностей, различные психолого – педагогические программы по оптимизации двигательной активности, профилактики и коррекции состояния здоровья.
Общая система здоровьесберегающей педагогики должна включать в себя:
- формирование основ культуры здоровья;
- здоровьесберегающее сопровождение воспитательно – образовательного
процесса;
- оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.
Сегодня нам нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья с учетом личностных, психофизиологических, возрастных и других особенностей учащихся.
Для эффектного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни важную роль имеет повышение педагогического мастерства самого учителя. Через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
Если педагог своим собственным примером будет демонстрировать здоровый образ жизни и научит детей с самого раннего возраста ценить и беречь свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы во всех смыслах этого слова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии [Текст] – М.: «ВАКО»,
2004
2. Кореневская В.А. Психолого – педагогический дневник классного
руководителя [Текст] – Кемерово, 2002.
3. Научно – методическое пособие. Здоровьесберегающее сопровождение
воспитательно – образовательного процесса. Ч.1. Здоровьесберегающая