Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Творческий процесс, приносящий радость и здоровье

Ларионова Ирина Яновна

воспитатель ГБДОУ детский сад №31

присмотра и оздоровления Центрального района Санкт-Петербурга

 

 

«…едва ли есть высшее

из наслаждений,

как наслаждение творить».

Н.В. Гоголь

 

Учеными доказано, что творчество является универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в мир современной культуры и формирование способа существования в этом мире.

Развитие творческой личности, ее индивидуальности – одна из важнейших задач воспитательной работы с детьми.

Очень часто мы одними и теми же словами говорим о совершенно разных вещах. Словарь Ожегова определяет «творчество» как «процесс самостоятельного создания новых культурных и материальных ценностей». Так как же побудить ребенка к самостоятельному созиданию?

Способность или неспособность к самостоятельному созиданию определяет, будет ли человек только добросовестным исполнителем, проводником чужих идей и проектов, или же он будет генератором идей, не важно в какой деятельности.

Работать с детьми – значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать свой жизненный и душевный опыт, формируя личность, развитую всесторонне и гармонично. Так я понимаю долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми.

Перед педагогом встает множество вопросов: как побудить ребенка к творчеству? А можно ли это вообще сделать? Почему из яркого ребенка вырастает посредственность? Как этого избежать? А правомерно ли вообще делить детей на ярких и «сереньких»?

В одном из своих интервью замечательный  кинорежиссер и актер Ролан Быков сказал: «Говорят, все дети одинаково талантливы. Неправда, я работаю с детьми много десятилетий. Одни талантливы, другие нет, третьи совсем неталантливы! Но даже самый неталантливый ребенок, простите мне, талантливее нас с вами! Потому что энергия постижения в нем невероятна».

И в этом же интервью он рассказал о просмотренном им мультфильме: «…На дороге вырос слабый зеленый росточек. «Ах, так!» - подумал некто и начал уничтожать росток. Нещадно палило солнце, лил дождь, на росток лились нечистоты, по нему ездил трактор, его выжигали огнем и вырубали топором. А он знай себе рос и рос … Ствол его становился все шире и тверже, а крона тянулась к самому небу. Вырос росток. Стал огромным и сильным деревом. А на вершине его набух огромный бутон. И вот распустился тот бутон на самой верхушке, и весь свет увидел… громадную «фигу»!!!

Так получается и с детьми, которые растут несмотря ни на что, но только от взрослых, которые заметят или не заметят индивидуальные склонности и особенности ребенка, зависит, что же именно расцветет в результате. Ребенок приходит в этот мир красивым, наивным, чистым и светлым. Он любопытен, он ярок и самобытен. У него есть свое собственное мнение на все, и он не задумываясь берется за любое дело… Конечно, у него не все получается, но … Но ведь на то он и ребенок, чтобы взрослые его учили.

Что же делать для того, чтобы в человеке не умирал талантливый ребенок? Я думаю, что не надо его АВТОРИТАРНО учить тому, что ты умеешь сам.

Не надо диктовать. Надо предлагать иные возможности. Надо любить ребенка таким, какой он сегодня… Потому что завтра он обязательно будет ЛУЧШЕ!!!

Словом стреляй осмотрительно в споре.

Не забывай, дорогой человек!

Рана от пули затянется вскоре.

Рана от слова зияет весь век!

«Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется…»

Надо верить в каждого. И не спешить с выводами и категоричными оценками. Ребенок – это вселенная… И мы никогда до конца не постигнем ее.

Я понимаю, что наша задача как педагогов сводится к тому, чтобы развить в ребенке качества, которые позволяют ему двигаться в этом направлении. Это – стратегия, а тактика – тот инструментарий (соответствующий каждому жанру или предмету), которым мы пользуемся при реализации стратегии. При этом необходимо помнить, что сами по себе какие-либо умения, знания и навыки не являются синонимами творчества.

Творчество и здоровье, здоровый образ жизни … и творческое решение изобретательных задач… Синонимы эти понятия?

Здоровье – непреходящая и самая главная ценность, которая является фундаментом всей жизнедеятельности человека.

Задача педагогов и воспитателей – создать условия для существования и развития ребенка в системе способной помочь ему открыть себя, свои умения, свое творчество.

Такие условия предоставляет валеология – это наука о здоровом образе жизни, которая использует нужные для решения педагогических задач новые современные методы и формы деятельности: здоровьесберегающие технологии, различные конкурсы, соревнования, турниры-викторины, беседы о сохранении и укреплении здоровья, использование элементов ТРИЗа – теория решения изобретательских задач.

Особенностью валеологии в образовательном учреждении является очень тесный контакт педагогов, психологической службы и родителей, корректирующей педагогическую работу.

Использование элементов ТРИЗа на игровых и развивающих занятиях показали, что новый курс этой технологии помогает лучше понять себя и другого, формирует установки на доброжелательность, умение управлять своим поведением.

Формирование здорового образа жизни осуществляется различными методами: игры, театральные сценки, новые виды разминок, физкультминуток и др.

Валеологизация подразумевает в первую очередь изменение подхода к структурированию воспитательного процесса, где на первое место ставится ребенок с его внутренним миром, индивидуальными способностями и возможностями.

Творчество в любом виде деятельности состоит из этапов: «придумал», «осуществил», «совершенствую». Причем каждому этапу предшествует определенная проблема, являющаяся мотивом к творчеству.

Проблемная ситуация – это определенная система, которая непременно включает в себя два элемента: «потребность» и  «противоречие», то есть проблемная ситуация заставляет ребенка искать путь к преодолению препятствий, мешающих удовлетворить ту или иную потребность.

Творческая деятельность является, таким образом, системным эффектом.

См. разработку прилагаемого игрового занятия по ТРИЗ.

Таким образом, путь ребенка в творчество через систему валеологических знаний, использование ТРИЗ – это переход каждого ребенка от способностей, которые заложены в него природой, к способностям, формируемым путем организации и использования в учебном и воспитательном  процессах системных эффектов ТРИЗ, иначе говоря, к способности ставить вопросы, отвечать на них и применять полученные знания в самых разных видах деятельности.

В завершении хочется сказать, что предложенный курс использования ТРИЗ по развитию творческого мышления позволяет ребятам:

- развить способность самостоятельно и быстро принимать возможные решения;

- искать подходы к решению проблемы, не бояться получить любой результат, даже, если он отрицательный. И это тоже будет решением проблемы – ступенькой к самопознанию;

- через коллективное общение и коллективную творческую деятельность развить познавательные способности, узнать ценную информацию, которая имеет для них объективную (жизненную) и субъективную (идейную) сторону познания закономерностей удивительного, таинственного окружающего мира.

 

Игровое сказкотерапевтическое занятие «Сочиняем сказку»

(с использованием ТРИЗ – метод «фокальных объектов»)

 

Цели занятия:

  1. Интеграция личности ребенка: развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.
  2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
  3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
  4. Развитие коммуникативных навыков.
  5. Развитие грубой и мелкой моторики.
  6. Разрешение внутренних конфликтов.
  7. Профилактика и коррекция страхов.
  8. Развитие речи.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Настрой на сказку-игру, «разогрев», отсылка к сказке, 5 мин.
  3. «Присказка» - вспомогательная сказка, выход на тему – проблематику новой         сказки.
  4. «Основная сказка»: чтение или чтение отрывка.
  5. Анализ содержания сказки: вопросы на психологическое содержание, осознание своих чувств, переживаний.
  6. Рефлексия: как переносят свои эмоции, чувства, переживания в свою жизнь.
  7. Выход из сказки.
  8. Подведение итогов.

Ход занятия:

Жили-были:начало сказки, встреча с его героями (волшебная сказка)

Фаза предварительной беседы (15-20 минут).На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке.

 Учитель расспрашивает ребенка:

- Когда он эту сказку впервые услышал?

- От кого он ее услышал, как и где это происходило?

- Какие моменты сказки особенно волновали?

- Как ребенок относился к персонажам сказки?

 Развязка. Развязка волшебной сказки должна быть позитивной.

Фаза обсуждения (5-10 минут).Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе.

Мораль сказки:Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

И вдруг однажды…Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Фаза релаксации (1-5 минут)Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводятся упражнения на релаксацию.

Кульминация.Герои сказки справляются с трудностями.

(Фаза представления образа (в среднем около 20 минут)

Ребенку предлагается представит себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы

  1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту  и характеру.
  2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  3. Далее поместить героя в проблемную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
  4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» - мудрого наставника объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача педагога – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
  5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
  6. Подведение итогов.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»