Воспитание здорового образа жизни у учеников начальных классов
Коптева Юлия Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 158
Калининского района Санкт-Петербурга
Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 158
Калининского района Санкт-Петербурга
Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда. Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг. ХХго века. Однако, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. В общественное сознание стали входить такие понятия, как «школьная близорукость», «школьные сколиозы», «школьная неврастения» и другие. Учеников не покидает ощущение большой занятости, переутомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего организма и психики. Психологи фиксируют отклонение возрастных норм памяти, внимания, мышления у детей.
Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность школы, всего педагогического коллектива, самого ребёнка и его родителей. Возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.
Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков, во внеклассной деятельности, работе с родителями. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни можно использовать такие методы и приемы, как «уроки здоровья», практические занятия, беседы, чтение, рисование, игры, проектная деятельность детей.
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются разнообразные формы работы. В своем классе в рамках внеурочной деятельности я веду кружок «Азбука здоровья». Во время учебных занятий и во внеурочное время работаю над формированием у детей представления о здоровом образе жизни, пополнением их знаний по экологии, диетологии, гигиене, санитарии и т.д. Учащиеся получают начальные представления о режиме дня, укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, осваивают определённые двигательные действия, активно развивают мышление, творчество и самостоятельность с учётом индивидуальных и возрастных особенностей.
Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы. Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее - организация питания в семье, позволяющая сформировать "рефлекс на время".
Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. При длительном сидении снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Не менее важным компонентом формирования ЗОЖ у младших школьников является дозированное и нормированное время использования различных гаджетов: смартфон, планшет, ноутбук, компьютер, игровые приставки…
Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Системная работа на ступени начального общего образования должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия физической культурой на открытом воздухе, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, пример семьи и педагога, использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных форм и методов, система в работе.
При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Литература
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382 с.
- Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. - СПб.: Акцидент, 1994. - 78 с.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. - СПб.: Акцидент, 1998. - 159 с.
- Касаткин В.Н. Педагогика здоровья. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.