Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста
Терренкур — маршрут оздоровления
Голубева Людмила Аркадьевна
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности, организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, но при этом необходимо сохранить и укрепить здоровье детей. Перед нами стоят такие вопросы: Как повысить и как обогатить познавательную активность детей, не перегружая их при этом? Какую часть образовательной деятельности вынести на улицу? Решать все эти задачи в комплексе помогают современные формы работы с детьми - образовательные терренкуры.Для их реализации необходимо создать трансформируемую в соответствии с меняющимися интересами и возможностями дошкольников среду: разработать тематические "станции", макеты, зоны игр, подобрать необходимое оборудование и атрибуты. А чтобы вызвать у детей живой интерес, можно предложить им поучаствовать в составлении образовательного маршрута или создать собственную инсталляцию из бросового или природного материала.
Терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur — лечение) — метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам. Естественный терренкур лечит не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур способствует закаливанию организма, а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения.
Образовательные терренкуры — это специально организованные маршруты для детей по территории ДОО с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.
Требования к организации образовательных терренкуров с детьми и соблюдению правил безопасности в ходе их проведения:
Примерные варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре, утверждаются старшим воспитателем или методистом ДОО;
Оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий;
Прогулки предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути;
Одежда и обувь воспитанников для пеших прогулок должны соответствовать сезону года и погодным условиям;
Обязательно наличие аптечки.
Образовательные терренкуры подразумевают интеграцию следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности дошкольников.
Прогулки по терренкуру должны проводиться регулярно, в нежаркое время суток в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Продолжительность пешеходного маршрута для старших дошкольников составляет 1,5 ч, для младших - 1 ч. Они начинаются с построения парами на улице. Инструктор по физической культуре или воспитатель идут впереди и определяют темп движения.
Непосредственно в проведении пеших прогулок могут участвовать 2–3 взрослых (воспитатель группы, инструктор по физической культуре, помощник воспитателя, родители).
Перед проведением прогулки-похода детям сообщается цель предстоящей деятельности. Если в ДОО есть баннер с обозначенными центрами познавательно-исследовательской деятельности, зонами отдыха, спортивными сооружениями, то составление маршрута возможно с участием самих дошкольников, с учетом предварительной работы по обсуждению условных обозначений на баннере.
С детьми проводится беседа о том, какие «станции» они хотели бы посетить, напоминаются правила поведения на некоторых из них (например, на экологической тропе, в зоне игр на асфальте). Некоторые центры являются временными (сюрпризными) и устанавливаются дополнительно перед походом с учетом цели терренкура, времени года, возраста воспитанников и т. д.
Цель образовательного терренкура — укрепление здоровья воспитанников на свежем воздухе, повышение уровня двигательной активности, развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, воспитание любознательности, ответственного отношения к прогулкам на природе, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Задачами образовательного терренкура являются:
- упражнение детей в основных движениях;
- развитие у них выносливости, ловкости, координации движений, навыков самоорганизации;
- формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- формировать эстетическое восприятие дошкольников;
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Дидактические материалы и средства обучения: картотека загадок и экспериментов по теме: «Зима», Наглядно-дидактическое пособие «Зимующие птицы», дидактическое пособие по математике «Счет до 20», дидактическая игра «Собери радугу».
Этапы мероприятия:
1 этап – Организационный. На данном этапе педагог организует детей на детский совет, где предлагает провести необычную прогулку, применяя знания детей по теме «Зима». Перед детьми ставиться проблема: как организовать такую прогулку.
2 этап – Планирование работы. Детям предлагается самостоятельно (или при помощи педагога) выбрать маршрут по территории дошкольного учреждения, определить количество станций и примерные задания.Для этого можно организовать как всю группу целиком, так и предложить объединиться в малые группы, для проработки отдельных станций. Для организации некоторых заданий предлагается подключить родителей (распечатка материала, оформление игровой станции, создание из подручного материала необходимых элементов). Затем совместно с педагогом дети рисуют маршрутную карту со станциями.Педагоги и родители оформляют маршрут согласно карте.
3 этап – Реализация терренкура. Проведение образовательного терренкура на улице.
4 этап – Презентация терренкура.
Содержание образовательного терренкура
Детей встречает на улице снеговик, который сидит и рассматривает содержимое письма сзагадками зимы». Он очень опечален, так как загадок много. Воспитатель и дети предлагают свою помощь.
Снеговик достает первый конверт и карту, на которой изображён маршрут для решения всех загадок. Дети отправляются на первую станцию с загадками. Воспитатель или физ. инструктор двигаются впереди детей, чтобы регулировать темп их движения. По мере движения педагог предлагает снеговику поделиться впечатлением о погоде (зимнем лесе и тд).
1 станция: «Разноцветные льдинки»
Загадка о льдинке
Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня как стекло.
Я,Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица.
-как получить разноцветные льдинки?
- что будет с льдинкой, если унести ее в тепло?
- зима приготовила для вас разноцветные льдинки, составьте узор по образцу.
Дети перемещаются к следующей станции перечисляя приметы зимы и ее отличительные признаки от остальных времен года.
2. станция: «Снежки»
Снеговик предлагает детям поиграть в математические снежки. Для этого необходимо перекинуть через обруч столько снежков, сколько их отмечено на каждом обруче.
К следующей станции детям предлагается пройти задом наперед, прихлопывая в такт.
Дружно, четко мы шагаем,
Зиму весело встречаем.
Надо нам лопатки взять,
Снег с дорожек убирать.
Ну а снег метет, метет,
Отдохнуть нам не дает.
А деревья за окном
Спят волшебным тихим сном.
3 станция: Игра «Собери снеговика»
Дети объединяются в три команды. Им предлагается на время собрать и украсить снеговика. Все необходимые элементы заранее приготовлены на участке. Для украшения снеговика можно приготовить один сундук с различными шляпами, шарфами и платками, бусами и т.д. Дети сами выбирают наряд для снеговика.
Дети, восстанавливая дыхание, переходят к следующей станции.
4 станция: «Зимующие птицы»
Зима предлагает в этом задании разделить всех птиц, размещенных на деревьях (иллюстрации) на перелетных и зимующих).
Переход к следующей станции детям предлагается при помощи детских малых лыж. Двигаться необходимо цепочкой, друг за другом.
5 станция «Радуга на снегу».
Снеговик благодарит детей за помощь в разгадывании загадок зимы и делиться своим желанием. Он живет всегда зимой и никогда не видел радуги, только слышал о ней от птиц.
Ребята и педагоги совещаются и решают, как можно зимой сделать радугу.
Наливают гуашь в бутылки с водой и рисуют на снегу радугу.
Снеговик благодарит детей, прощается и уходит в лес. Дети возвращаются обратным маршрутом не спеша, выполняя дыхательную гимнастику.
Планируемые (достигнутые) результаты:
1.Развитие двигательной активности детей как средство формирования навыков ЗОЖ;
2 Развитие познавательной активности воспитанников, активизировать выбор вида деятельности, содержания образования;
3 Составление образовательных маршрутов для разных возрастных групп с учетом уровня физической подготовленности детей и специфике групп
4. Составление карты-схемы образовательных терренкуров ДОУ
5.Повышение профессиональная компетентность педагогов в условиях инновационного развития ДОУ;
6. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через оформление тематических.
Анализ результативности деятельности:Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной «станции» к другой, дети проводят опыты, исследования, повторяют счет, составляют устные рассказы, изучают различные свойства предметов и явлений, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.
Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: дети учатся общаться с окружающим миром, у них развивается крупная и мелкая моторика, речь, координация движений.
Развитие познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей с использованием образовательных терренкуров, повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и самостоятельность.
Рефлексия по итогам мероприятия: по возвращению с прогулки детям предлагается на магнитной доске отметить на сколько им понравилось данное мероприятие.
«Радуга».
Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.
Красный – не комфортно, тревожно;
Оранжевый – все раздражало;
Желтый – очень хотелось в группу;
Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;
Голубой – интересно, занимательно;
Синий – трудно, но интересно;
Фиолетовый – скучно, не интересно.