Профилактика переутомления у детей с ОВЗ
Усманова Наталья Владимировна,
учитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цели: учитель ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
1. Охрана и укрепление здоровья у детей с ОВЗ.
2. Снижение нервно-психического утомления.
3. Повышение уровня работоспособности и внимания на занятиях.
4. Воспитание культуры здоровья у детей с ОВЗ.
Признаки утомления очень тесно связаны с общим уровнем психической активности ребенка, изменяющимися в процессе самой деятельности. К характеристикам утомления в деятельности в первую очередь относятся работоспособность и темп деятельности.
Работоспособность является базовой характеристикой, в значительной степени определяющей возможность адаптации ребенка к условиям регулярного посещения школы, обучению, внеурочным занятиям.
Работоспособность, безусловно, зависит как от внешних условий деятельности, так и от психофизиологических особенностей ребенка со сложным дефектом развития. В процессе деятельности происходит изменение работоспособности, ее снижение, повышается утомляемость.
Во время деятельности ребенка на занятиях можно выделить определенные периоды:
1. Период вхождения в тот или иной вид деятельности (различный по своей длительности у разных детей).
2. Период оптимальной работоспособности.
3. Утомление или пресыщение каким либо видом деятельности.
Утомление или пресыщение может быть некомпенсируемым (в этом случае никакие мотивационные, игровые и прочие факторы не в состоянии вернуть работоспособность к более высокому уровню), а также компенсируемым (то есть возможность найти те факторы, которые могут вернуть ребенку определенный уровень работоспособности).
В то же время пресыщение может не быть непосредственно связано с утомлением, в особенности некомпенсируемым. В этом случае можно говорить, что ребенку просто надоела та или иная деятельность. Однако изменение мотивации чаще всего помогает справиться с пресыщением и повысить работоспособность.
Утомление может оцениваться не только по результативности деятельности, но и по внешним признакам. К последним следует отнести двигательный дискомфорт, проявляющийся в суетливости, частых изменениях позы, посадки, подгибании под себя ног, подпор головы руками, появление зевоты, частых и глубоких вздохов, повышение отвлекаемости на внешние раздражители. Ребенок может начать тереть глаза и т.п.
Чтобы помочь ребенку во время учебно-воспитательного процесса, надо снимать утомление различными способами, например:
1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня и внеурочных занятий. Это гимнастика до занятий, ритмические упражнения и игры во время прогулки, массовые физкультурные мероприятия, танцы.
2. Спортивные игры. Для обучающихся с ОВЗ – это эмоциональный и любимый вид движений. В спортивных играх ученики не только закрепляют игровые навыки, но и обучаются судейским правилам, привыкают к условиям соревнований, учатся организовывать соревнования. Воспитатель должен приучать учеников к тому, чтобы спортивные, настольные игры они могли применять самостоятельно в свободное время, играть с родителями, родственниками и другими детьми дома и на прогулке.
3. Физкультминутки, паузы во время уроков.
4. Прогулки являются прекрасным средством для развития познавательных интересов учащихся, позволяют получить интересные сведения. Прогулки создают благоприятную почву для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, трудовых и волевых навыках, уважительного отношения к людям, а также к результатам их труда.
Поскольку для детей с ОВЗ двигательный режим является одной из форм реабилитации, то занятия физическими упражнениями должны быть разнообразными и качественными. Для ребенка сама большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как с людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью соревнований, особенно для детей с нарушениями в развитии.
Также, чтобы школьник не переутомлялся нужно обязательно соблюдать режим дня. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, а особенно для школьника с ОВЗ зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Когда ребенок соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое и наоборот отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Родителям стоит помнить, что не следует заставлять ребенка делать что-либо через силу. Тот ребенок, чьи родители прислушиваются к желаниям и требованиям, развивается быстрее и имеет крепкие нервы и здоровую психику. Найти грань между воспитанием и не подавлением личности бывает не просто, однако, искренняя любовь и внимание к ребенку даст ключик взрослым к грамотному установлению распорядка дня.
Список использованной литературы:
1. Аметова, Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт» [Текст] /Л.А. Аметова// М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003
2. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение , 1991. 64 с.
3. В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. Гигиена детей и подростков: учебник М.:Медицина, 1988 г.
4. Княжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей" – Практическая психология
5. Смирнова С., Цыпленкова О. Снятие рабочего и учебного стресса. Интегративная кинесиология М.: Литературная учеба, 2016, - 72.