Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности организации педагогического процесса в укреплении
здоровья детей дошкольного возраста посредством использования
нетрадиционных способов закаливания

Леонова Мария Олеговна
В своей работе я использовала методику Ю.Ф. Змановского. С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, создаются условия для повышения сопротивляемости организма, укреплению их здоровья:
- осуществлять закаливание следует только при полном физическом здоровье детей;
- интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма;
- требуется систематичность и последовательность при проведении закаливания.
1.  Контрастные ножные ванны
Контрастные ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.
В одно ведро (или таз) наливают горячую (38-40ºС), а в другое – холодную (30-32ºС) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5-2 мин., а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5-10 сек. Такую смену произвести 4-5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2ºС и к концу курса закаливания доводят до 15-12ºС. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20сек. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8-10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен.
Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.
2. Следующим этапом проводилось закаливание во время сна:
- сон без маечек;
- использовали разницу температур (под одеялом, без одеяла;)
3. Закаливание после сна
Дети просыпаются в 15 часов под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа: подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе.
Затем по команде дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах и майках, отправляются в проветренную групповую комнату, оборудованную для закаливания.
Инвентарь в группе располагается так, чтобы вся группа детей могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому, разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие координационных возможностей, различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве. В заключение – несколько упражнений на восстановление дыхания.
После активных движений дети отправляются в умывальную комнату, где проходит обширное умывание лица, рук до плеч. Затем тело необходимо вытереть полотенцем.
При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия. Разница температуры в двух помещениях, составляла вначале в «теплом» – +23+26°С, а в «холодном» – на 3-5°С ниже. Она увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 8-10 за счет снижения температуры в «холодной» комнате. Обязательно учитывается общее состояние здоровья детей. Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается с помощью батарей центрального отопления, в «холодном» понижается за счет интенсивного проветривания.
В период после перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания индивидуально щадящая (носки, майки), а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращается вдвое.
4. Хождение босиком
Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.
Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры. (приложение 1)
Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18°С. босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли. (Ю.Ф. Змановский).
В своей работе мы сочетали данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте, не отрывая, носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование» простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками» (условное выполнение ногами функций рук).
Проведение оздоровительных мероприятий детей ДОУ невозможно без участия и семьи в этом процессе, так как целый ряд оздоровительных мероприятий необходимо продолжать и в домашних условиях. Участие родителей очень необходимо для продолжения закаливания и домашних условиях. В группе оформлен стенд для родителей, регулярно проводятся консультации, родительские собрания, организуются совместные спортивные праздники. Ведь только благодаря совместной деятельности педагогов и родителей можно добиться наиболее значимых результатов в решении проблемы – снижения заболеваемости детей.
Одним из направлений деятельности по проведению закаливающих мероприятий является работа с родителями.
Для этого были поставлены следующие задачи работы с родителями:
- пропаганда здорового образа жизни;
- изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта;
- установка на совместную работу с целью решения поставленных задач;
- вооружение родителей основами знаний через беседы, консультации, семинары.
Формы работы с семьей:
- проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций;
- беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблеме;
- дни открытых дверей;
- буклеты по закаливающим мероприятиям для родителей;
- круглые столы с привлечением специалистов (инструктора по физической культуре, медицинской сестры, врачей).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»