Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Закаливание, как средство физического развития
школьников со сложной структурой дефекта

Усманова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ № 502
Кировского района Санкт-петербурга

    Дети со сложной структурой дефекта отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезни верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением центральной нервной системы, так и с малой двигательной активностью ребенка. Организм плохо приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным изменениям. При смене погоды, особенно атмосферного давления, самочувствие многих детей с ухудшается: они становятся беспокойными, плаксивыми, появляется вялость и сонливость. Для укрепления здоровья детей важное значение имеет закаливание организма.

       Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды, особенность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их проведения, поэтому при осуществлении закаливающих мероприятий необходимо учитывать:
- рекомендации врача;
- состояние здоровья;
- общее физическое развитие;
- тип нервной системы;
- самочувствие и настроение в данное время.
Принимая во внимание данные рекомендации, следует использовать следующие виды закаливания:
- соблюдение режима дня;
- закаливание воздухом;
- закаливание водой;
- хождение босиком;
- двигательная активность.
     Правильное построение и строгое выполнение режима дня является первой задачей физического воспитания, так как укрепляет общее здоровье ребенка. Выполнение определенной деятельности организма в определенное время, приводит к образованию в мозгу условных рефлексов на время. В результате привычное время еды настраивает организм на принятие, и переваривание пищи, привычное время для работы — на соответствующую форму активности. Мозгу не приходится каждый раз настраиваться на новую деятельность — само время готовит его к данной работе. Отсюда следует, что мозг экономит ресурсы, а деятельность протекает лучше. Ребенок, соблюдающий режим, имеет больше шансов на здоровье. При составлении режима дня следует учитывать возрастные особенности детей.
     Закаливание воздухом можно осуществлять во время пребывания детей в помещении с температурным режимом +19 — +20 градусов. Приучать находиться в облегченной одежде, при этом учитывать, что у детей с особенностями в развитии характерны периферические сосудистые спазмы из-за этого руки и ноги у них обычно холодные. Поэтому периодически необходимо массировать их руки и стопы, а на ноги надевать тонкие шерстяные носки.       Воздушные ванны сочетать с проведением утренней и коррегирующей гимнастики. Стараться как можно чаще проветривать класс (не менее пяти раз в день).
     Лучший способ проветривания – сквозной, во время которого дети находятся в другом помещении или на прогулке. В теплую погоду дети находятся в классе с открытой фрамугой.
     Закаливание свежим воздухом рекомендовано при всех обстоятельствах для любого возраста, и особенное значение имеет для ослабленных детей. Следует приучать гулять ежедневно. Совместно с родителями подобрать одежду, чтобы не стесняла движения с учетом времени года. На улицу брать игрушки (лопатки, ведра, ледянки), чтобы малыши двигались. Проводить подвижные игры, такие как «Самолеты», «День-ночь», «Мышеловка» и другие, а также дыхательные и физические упражнения, которые способствуют лучшему насыщению организма кислородом.
    Более сильным и самым доступным средством закаливания для таких детей является умывание и мытье рук прохладной водой. Ежедневно проводить с обучающимися данную процедуру, после которой насухо растирать махровым полотенцем лицо, руки до легкого покраснения.
     Хождение босиком один из древнейших приемов закаливания, который необходимо проводить ежедневно после дневного сна, совмещая ее с ходьбой по коррегирующим дорожкам. Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и так далее. Этот метод лечит не хуже точечного массажа. Кроме того, ходьба босиком служит лечению и некоторых видов деформации стопы, к примеру, плоскостопие.
   Укреплению общего здоровья и физическому развитию ребенка с церебральным параличом способствует двигательная активность, в результате которой в мышцах возникают двигательные ощущения, нормализуются позы, положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются насильственные движения.
     Для развития двигательной активности три раза в неделю необходимо проводить физкультурные занятия. Ежедневно утром – утреннюю гимнастику. В течение дня проводить подвижные игры, заниматься с детьми на тренажерах. В процессе данной деятельности стараться научить выполнять определенные движения, согласовывать их с заданным ритмом.
    Наряду с проведением специальных упражнений важно помнить о необходимости общего двигательного режима. Особенно это касается детей, которые самостоятельно не передвигаются. Ребенок не должен более 20 минут оставаться в одном и том же положении. Для предупреждения, исправления нарушений осанки подобрать мебель в соответствии с ростом и физическими особенностями детей, проводить специальные упражнения, приемы по укреплению мышц спины, брюшного пресса. В классе создать условия для общего развития и компенсации двигательных нарушений: свободное пространство для проведения подвижных игр и развития других двигательных навыков. Оборудовать уголок движений, в котором имеются массажеры для стоп, шаговые дорожки, валики и мячи.
    Таким образом, закаливающие процедуры активизируют функции всего организма ребенка, усиливают процессы дыхания, кровообращения, нормализуют сон, улучшают состояние ЦНС, что, в свою очередь, повышает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.


Список использованной литературы:
Вавилова Е. Н. «Укрепляйте здоровье детей». Изд. «Просвещение», М. 1986г.
Забелин Л. П., Жиленкова В. П. Организация физической культуры и спорта инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата: Обзорная информация. Вып. 1.- М.: ЦБНТИ, Минсобес РСФСР, 1985.
Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В – М.: Советский спорт, 2002.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»