Закаливание, как средство физического развития
школьников со сложной структурой дефекта
Усманова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ № 502
Кировского района Санкт-петербурга
Дети со сложной структурой дефекта отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезни верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением центральной нервной системы, так и с малой двигательной активностью ребенка. Организм плохо приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды и, прежде всего, к температурным и атмосферным изменениям. При смене погоды, особенно атмосферного давления, самочувствие многих детей с ухудшается: они становятся беспокойными, плаксивыми, появляется вялость и сонливость. Для укрепления здоровья детей важное значение имеет закаливание организма.
Закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды, особенность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их проведения, поэтому при осуществлении закаливающих мероприятий необходимо учитывать:
- рекомендации врача;
- состояние здоровья;
- общее физическое развитие;
- тип нервной системы;
- самочувствие и настроение в данное время.
Принимая во внимание данные рекомендации, следует использовать следующие виды закаливания:
- соблюдение режима дня;
- закаливание воздухом;
- закаливание водой;
- хождение босиком;
- двигательная активность.
Правильное построение и строгое выполнение режима дня является первой задачей физического воспитания, так как укрепляет общее здоровье ребенка. Выполнение определенной деятельности организма в определенное время, приводит к образованию в мозгу условных рефлексов на время. В результате привычное время еды настраивает организм на принятие, и переваривание пищи, привычное время для работы — на соответствующую форму активности. Мозгу не приходится каждый раз настраиваться на новую деятельность — само время готовит его к данной работе. Отсюда следует, что мозг экономит ресурсы, а деятельность протекает лучше. Ребенок, соблюдающий режим, имеет больше шансов на здоровье. При составлении режима дня следует учитывать возрастные особенности детей.
Закаливание воздухом можно осуществлять во время пребывания детей в помещении с температурным режимом +19 — +20 градусов. Приучать находиться в облегченной одежде, при этом учитывать, что у детей с особенностями в развитии характерны периферические сосудистые спазмы из-за этого руки и ноги у них обычно холодные. Поэтому периодически необходимо массировать их руки и стопы, а на ноги надевать тонкие шерстяные носки. Воздушные ванны сочетать с проведением утренней и коррегирующей гимнастики. Стараться как можно чаще проветривать класс (не менее пяти раз в день).
Лучший способ проветривания – сквозной, во время которого дети находятся в другом помещении или на прогулке. В теплую погоду дети находятся в классе с открытой фрамугой.
Закаливание свежим воздухом рекомендовано при всех обстоятельствах для любого возраста, и особенное значение имеет для ослабленных детей. Следует приучать гулять ежедневно. Совместно с родителями подобрать одежду, чтобы не стесняла движения с учетом времени года. На улицу брать игрушки (лопатки, ведра, ледянки), чтобы малыши двигались. Проводить подвижные игры, такие как «Самолеты», «День-ночь», «Мышеловка» и другие, а также дыхательные и физические упражнения, которые способствуют лучшему насыщению организма кислородом.
Более сильным и самым доступным средством закаливания для таких детей является умывание и мытье рук прохладной водой. Ежедневно проводить с обучающимися данную процедуру, после которой насухо растирать махровым полотенцем лицо, руки до легкого покраснения.
Хождение босиком один из древнейших приемов закаливания, который необходимо проводить ежедневно после дневного сна, совмещая ее с ходьбой по коррегирующим дорожкам. Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и так далее. Этот метод лечит не хуже точечного массажа. Кроме того, ходьба босиком служит лечению и некоторых видов деформации стопы, к примеру, плоскостопие.
Укреплению общего здоровья и физическому развитию ребенка с церебральным параличом способствует двигательная активность, в результате которой в мышцах возникают двигательные ощущения, нормализуются позы, положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются насильственные движения.
Для развития двигательной активности три раза в неделю необходимо проводить физкультурные занятия. Ежедневно утром – утреннюю гимнастику. В течение дня проводить подвижные игры, заниматься с детьми на тренажерах. В процессе данной деятельности стараться научить выполнять определенные движения, согласовывать их с заданным ритмом.
Наряду с проведением специальных упражнений важно помнить о необходимости общего двигательного режима. Особенно это касается детей, которые самостоятельно не передвигаются. Ребенок не должен более 20 минут оставаться в одном и том же положении. Для предупреждения, исправления нарушений осанки подобрать мебель в соответствии с ростом и физическими особенностями детей, проводить специальные упражнения, приемы по укреплению мышц спины, брюшного пресса. В классе создать условия для общего развития и компенсации двигательных нарушений: свободное пространство для проведения подвижных игр и развития других двигательных навыков. Оборудовать уголок движений, в котором имеются массажеры для стоп, шаговые дорожки, валики и мячи.
Таким образом, закаливающие процедуры активизируют функции всего организма ребенка, усиливают процессы дыхания, кровообращения, нормализуют сон, улучшают состояние ЦНС, что, в свою очередь, повышает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Список использованной литературы:
Вавилова Е. Н. «Укрепляйте здоровье детей». Изд. «Просвещение», М. 1986г.
Забелин Л. П., Жиленкова В. П. Организация физической культуры и спорта инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата: Обзорная информация. Вып. 1.- М.: ЦБНТИ, Минсобес РСФСР, 1985.
Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В – М.: Советский спорт, 2002.