Особенности использования здоровьесберегающих технологий
в условиях малогабаритного физкультурного зала
Кудряшкина Ольга Михайловна
Здоровье – жизненно важный вопрос для каждого человека, а здоровье детей – для будущего страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений населения огромны. И чем раньше у ребенка формируется мотивация к ведению здорового образа жизни, а также овладение конкретными приемами, способствующими его сохранению и укреплению, тем более он готов к активной повседневной деятельности, поддерживающей его тело и душу в стабильном рабочем, радостном состоянии. Современные развивающие технологии и программы дошкольного образования на основе «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» ориентируют нас на построение особого типа взаимодействия с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.
Среди всех известных технологий здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Современные здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на следующие виды:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя: Упражнения на координацию речи и движений, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика, фитбол-гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни включают в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), самомассаж.
Коррекционные технологии включают в себя: технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В нашем детском саду создана благоприятная здоровьесберегающая предметно-пространственной среда, позволяющая организовать работу по освоению технологий сохранения, стимулирования здоровья и приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна быть содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Исходя из этих требований, прописанным в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, формируется развивающая среда в спортивном зале ДОУ с некоторыми особенностями, вытекающими из размеров самого зала, а также размеров подсобных помещений, используемых для хранения спортивного инвентаря. В нашем ГБДОУ спортивный зал небольшой площади (42 м) и небольшое подсобное помещение ( 1м) , что влечет необходимость в более тщательном подходе как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к организации предметно-пространственной среды.
Акцент в организации предметно-пространственной среды ,в условиях небольшой площади спортивного зала, делается на возможности использования периметра зала в целях повышения моторной плотности занятий. Широкий подоконник используется для хранения средних мячей, набивных мячей и фитболов диаметром 45 см. Стенки зала используются для хранения обручей, канатов, скакалок, гимнастических палок, ракеток, мелких мячей, воланов, а также фитболов диаметром 55-65 см. По периметру зала раскладывается оборудование для дорожек препятствий, тоннели, элементы спортивного комплекса «Кузнечик». Так же по периметру зала раскладываются пособия для занятий ЛФК : игольчатые полусферы, игольчатые балансиры, дорожки здоровья. Занятия фитбол- гимнастикой вводятся с 4-х летнего возраста по подгруппам 8-12 человек под музыкальное сопровождение в игровой форме. В развивающей среде представлено необходимое количество фитболов на каждую возрастную группу. Занятия фитбол- гимнастикой улучшают чувство равновесия, развивают координацию детей, направлены на профилактику и коррекцию нарушений осанки.
Таким образом , благодаря функциональной развивающей среде, небольшие размеры спортивного зала не сказываются на возможности эффективного использования современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.