Здоровьесберегающий урок
Щенникова Анна Валерьевна
Одним из важнейших направлений решения проблем, стоящих перед школой, является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.
Попытка использования технологии без учёта собственных возможностей учеников, может дискредитировать любую идею. Качественный результат возможен лишь в том случае, если учитель пропустит технологию через себя и адаптирует её к имеющимся условиям. Соответственно, он вносит изменения, которые преобразуют технологию в методику.
Попытка использования технологии без учёта собственных возможностей учеников, может дискредитировать любую идею. Качественный результат возможен лишь в том случае, если учитель пропустит технологию через себя и адаптирует её к имеющимся условиям. Соответственно, он вносит изменения, которые преобразуют технологию в методику.
Нужно добиться, чтобы школьная среда стала здоровьесберегающей, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было комфортно и интересно.
Для этого учителю необходимо создать на уроке:
- здоровый психологический климат - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок и т.п. - не будет микрострессов;
- задавать посильное домашнее задание, желательно разноуровневое, для того, чтобы у ученика был выбор, учитывать плотность урока - уменьшится стресс ограниченного времени;
- учитывать психотипы (экстраверт, интроверт), сенсорную типологию (чувственное восприятие), и другие психологические аспекты, приёмы и методы, направленные на сохранение здоровья детей на уроке - улучшится понимание учителя большим количеством учеников, так как все дети разные;
- учитывать возрастные, психические особенности учащихся при подборе методик и технологий обучения - уменьшится психологический дискомфорт непонимания изучаемого материала;
- работать систематически, комплексно - только система даст результат;
- урок организовывать с учётом разнообразия видов учебной деятельности и с соблюдением временного промежутка каждого вида - уменьшить физическую, психологическую усталость;
- формировать ценности здорового образа жизни через преподаваемый предмет - мотивация к принятию здоровья, здорового образа жизни;
- постоянное самостоятельное изучение вопросов возрастной физиологии, психологии, охран здоровья школьников - повышение квалификации педагога.
Ученик устаёт на уроке не от объёма полученных знаний, не от интенсивности урока, а от отсутствия интереса, отсутствия развития творческой деятельности на уроке, именно развития, так как доказано, что научиться творчески мыслить, возможно, для этого необходимо твёрдое желание научиться этому.
Компоненты здоровьесберегающей направленности урока:
Компоненты здоровьесберегающей направленности урока:
- Личностная ориентированность (активация познавательного и социального интереса учащихся; создание условий для самодеятельности учащихся; создание условий для совместной деятельности учащихся; создание условий для свободного выбора учащимися содержания и способа деятельности; создание условий для оценочной и самооценочной деятельности учащихся).
- Психологическая безопасность (соответствие содержания и методов образования возрастным особенностям учащихся; обеспечение доброжелательных взаимоотношений между учителем и учениками; оказание учителем помощи и поддержки учащимся).
- Гигиеническая обоснованность (соблюдение режима динамики работоспособности учащихся в ходе урока; соблюдение требований к общему объёму учебной нагрузки, в т.ч. и заданиям на дом; соблюдение требований к санитарному состоянию кабинета; соблюдение требований к состоянию школьной мебели; соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися).
- Здоровьесберегающие технологии в ходе урока (обоснованное применение средств обучения; создание положительного эмоционального настроя учащихся на урок; применение физкультпауз, направленных на разгрузку органа зрения; увеличение двигательной активности учащихся за счёт использования педагогических технологий урока).
- Направленность содержания на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни (включение содержания о здоровье и здоровом образе жизни на разных этапах урока).
Цель учителя - разбудить это желание и постоянно поддерживать его так, чтобы для ученика было незаметно время, потраченное на данный урок. Всем известно собственное чувство, когда время "летит", если занимаешься любимым делом и очень долго "идёт", если делаешь то, что не желаешь.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, что обеспечивает и вторую задачу - их успешное обучение.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, что обеспечивает и вторую задачу - их успешное обучение.