Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающий урок

Щенникова Анна Валерьевна
Одним из важнейших направлений решения проблем, стоящих перед школой, является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.
Попытка использования технологии без учёта собственных возможностей учеников, может дискредитировать любую идею. Качественный результат возможен лишь в том случае, если учитель пропустит технологию через себя и адаптирует её к имеющимся условиям. Соответственно, он вносит изменения, которые преобразуют технологию в методику.
Нужно добиться, чтобы школьная среда стала здоровьесберегающей, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было комфортно и интересно.
Для этого учителю необходимо создать на уроке:
  • здоровый психологический климат - наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок и т.п. - не будет микрострессов;
  • задавать посильное домашнее задание, желательно разноуровневое, для того, чтобы у ученика был выбор, учитывать плотность урока - уменьшится стресс ограниченного времени;
  • учитывать психотипы (экстраверт, интроверт), сенсорную типологию (чувственное восприятие), и другие психологические аспекты, приёмы и методы, направленные на сохранение здоровья детей на уроке - улучшится понимание учителя большим количеством учеников, так как все дети разные;
  • учитывать возрастные, психические особенности учащихся при подборе методик и технологий обучения - уменьшится психологический дискомфорт непонимания изучаемого материала;
  • работать систематически, комплексно - только система даст результат;
  • урок организовывать с учётом разнообразия видов учебной деятельности и с соблюдением временного промежутка каждого вида - уменьшить физическую, психологическую усталость;
  • формировать ценности здорового образа жизни через преподаваемый предмет - мотивация к принятию здоровья, здорового образа жизни;
  • постоянное самостоятельное изучение вопросов возрастной физиологии, психологии, охран здоровья школьников - повышение квалификации педагога.
Ученик устаёт на уроке не от объёма полученных знаний, не от интенсивности урока, а от отсутствия интереса, отсутствия развития творческой деятельности на уроке, именно развития, так как доказано, что научиться творчески мыслить, возможно, для этого необходимо твёрдое желание научиться этому.
Компоненты здоровьесберегающей направленности урока:
  1. Личностная ориентированность (активация познавательного и социального интереса учащихся; создание условий для самодеятельности учащихся; создание условий для совместной деятельности учащихся; создание условий для свободного выбора учащимися содержания и способа деятельности; создание условий для оценочной и самооценочной деятельности учащихся).
  2. Психологическая безопасность (соответствие содержания и методов образования возрастным особенностям учащихся; обеспечение доброжелательных взаимоотношений между учителем и учениками; оказание учителем помощи и поддержки учащимся).
  3. Гигиеническая обоснованность (соблюдение режима динамики работоспособности учащихся в ходе урока; соблюдение требований к общему объёму учебной нагрузки, в т.ч. и заданиям на дом; соблюдение требований к санитарному состоянию кабинета; соблюдение требований к состоянию школьной мебели; соблюдение правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися).
  4. Здоровьесберегающие технологии в ходе урока (обоснованное применение средств обучения; создание положительного эмоционального настроя учащихся на урок; применение физкультпауз, направленных на разгрузку органа зрения; увеличение двигательной активности учащихся за счёт использования педагогических технологий урока).
  5. Направленность содержания на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни (включение содержания о здоровье и здоровом образе жизни на разных этапах урока).
Цель учителя - разбудить это желание и постоянно поддерживать его так, чтобы для ученика было незаметно время, потраченное на данный урок. Всем известно собственное чувство, когда время "летит", если занимаешься любимым делом и очень долго "идёт", если делаешь то, что не желаешь.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, что обеспечивает и вторую задачу - их успешное обучение.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»