Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Здоровьесбережение как основа оценки качества образования

Романова Оксана Викторовна
Mens sana in corpore sano
(В здоровом теле — здоровый дух)

Качество образования складывается изначально из множества критериев. Здоровьесбережение является одним из них. В первую очередь, необходимо определиться, что же мы понимаем под «образованием» и «здоровьесбережением».

В Законе Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-Ф3 сказано, что это образование - это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством уровня (образовательного ценза). Получение образования- достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами».

Следует отметить, что с научно-педагогической, а не с правовой точки зрения более предпочтительной является формулировка, разработанная в НИИ Высшего образования Ю.Г. Фокиным. «Образование-это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида». При этом автор под социализацией понимает качественное и количественное изменение системы ценностей, социально значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимых для достижения успеха в определенном обществе (социуме).

Современная педагогическая наука рассматривает категорию образование как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, а именно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результат. Ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, может рассматриваться, как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.

Ценность образования может носить характер государственный, общественный, личностный.

Результат образования многогранен и включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.

В современном понимании грамотность – это уже не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек – это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.

Тенденции современного мира требуют отдельно выделить в образовании теоретические знания и практическое умение сохранять свое физическое и психическое здоровье. Таким образом, смысл образования расширяется до введения в мир знаний и умений, включающих совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.

Физическое и психическое здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и определяющими факторами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность ее деятельности, в частности для нас, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активная личностная позиция и высокая успеваемость являются показателями хорошего психического и физического самочувствия ребенка. Только здоровая во всех отношениях личность будет возможность развивать свои индивидуальные способности и раскрывать свой творческий потенциал.

Понятие "Здоровьесберегающие технологии" охватывает все направления работы ОУ по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Задача школы в этой связи полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесберегающие образовательные технологии включают в себя технологическую основу здоровьесберегающей педагогики XXI века, совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, а так же качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В системной последовательности использование здоровьесберегающих технологий в школе можно представить следующим образом:

1) анализ возможных негативных последствий определенных действий школы и педагогов на здоровье учащихся и необходимости их незамедлительного устранения;

2) принятие педагогами школы определенной доли ответственности за сохранность психологического и физического здоровья школьников;

3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции);

4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медицинскими работниками, с самими учащимися и их родителями через формирование принципов здорового образа жизни.

Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.

Факторы внутришкольной среды, по данным Министерства образования России, составляют 21% причин, влияющих на здоровье школьников.

Сюда относится наполняемость классов, уровень освещенности в школах, перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки.

Причинами дискомфорта может также явится завышенный объем учебных программ, учебников, их качество и полиграфическое оформление, а также неблагополучие в семье.

К сожалению, возрастает количество разных вариаций учебных планов, вводимых в действие без проверки на их соответствие возрастным особенностям и возможностям учащихся. В данных программах не выверено время на приготовление домашних заданий, для выполнения которых ребенок вынужден долгое время просиживать за столом, в результате снижается время двигательной активности и сна, что в свою очередь приводит к ухудшению здоровья.

Учитель должен осознавать приоритет здоровья, и, следовательно, тот факт, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров физически и психически.

Принцип здоровьеоберегающего подхода при формировании процесса обучения и воспитания должен быть положен в основу концепции каждой школы. Его целью является создание единого пространства для формирования личности гармонично развитой физически и психически.

Задачи:

• Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, учащихся и их родителей.

• Обучение основам здорового образа жизни.

• Мониторинг здоровья.

• Организация и проведение пропаганды ЗОЖ.

• Профориентация подростков.

• Создание школьной среды, стимулирующей стремления детей к ЗОЖ.

Само понятие “здоровье” понимается в трех аспектах: социальное, физическое и психологическое. Стратегиями для достижения существенных результатов являются здоровьеоберегающая учебная деятельность и функционирование различных спортивных секций.

Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Формирование культуры здорового образа жизни у школьников является одним из условий сохранения и укрепления здоровья детей, но технология данного процесса остается недостаточно разработанной.

Понятие "здоровьесберегающая" должно относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, являться показателем, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Программа здравоохранения в школе включает 7 основных модулей:

1) образование детей в сфере здоровья

2) программы и практические руководства по физической активности

3) школьное питание

4) медицинские услуги в школе

5) психологическое и социальное консультирование

6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения

7) активное участие семьи и общества

Основные положения для педагогики оздоровления:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Исходя из вышеизложенного, качественным можно назвать лишь то образование, которое позволило обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировало у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научило использовать полученные знания в повседневной жизни.


 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»