Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Технологическая карта урока по биологии в 5-ом классе

Методы изучения биологии

Виноградова Е.А.,
учитель биологии ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга

Тип урока:

  Открытие новых знаний

Авторы УМК: 

 УМК «Линия жизни»   под редакцией В. В.Пасечника

Цели урока:

-расширить знания учащихся о  методах  изучения биологии, о лабораторном оборудовании, используемом при биологических исследованиях;  

- познакомить с особенностями наблюдения и эксперимента как научных способов познания природы

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные результаты: у учащихся будет происходить

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные  результаты

Регулятивные: учащиеся научатся

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

- осуществлять  рефлексию познавательной деятельности

- оценивать правильность выполнения действия

Познавательные: учащиеся научатся

- искать  и выделять необходимую информацию

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет

- преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую

-  давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей

- выдвигать гипотезы  и их обосновывать

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме 

- проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения)

- осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учащиеся научатся

 -осуществлять  совместную познавательную деятельность в группе

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Предметные результаты  : ученик будет

-уметь определять метод изучения биологии

- знать особенности наблюдения и эксперимента

- оценивать роль количественных методов  в эксперименте

- знать основное  лабораторное оборудование и способы его использования

Оборудование:

Оборудование для работ групп: химические стаканы, колба ,стеклянная палочка, вещества( вода, сахар, глюкоза, крахмал), микроскоп, микропрепарат конечности насекомого, раствор йода, пипетка, яблоко, клубень картофеля, сантиметровая лента, секундомер; карточки для  проведения рефлексии; компьютер , документ-камера

Образовательные ресурсы:

Учебник «Биология 5-6 классы» под редакцией В.В.Пасечника

Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b17026d-0a01-022a-0105-fa26eba51919/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25&interface=catalog&class=49&subject=29

 

 

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Задания

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

Ученик научится:

Актуализация познавательной деятельности

Организует работу в парах по взаимопроверке  домашнего задания

Задание: дома, используя Интернет,  вы узнали  о профессиях,  связанных с биологическими науками. Расскажите друг другу о них .Ответьте на вопрос: можно ли людей этих профессий назвать одним словом- биолог? Ответ поясните.

Работают в парах. Слушают и дополняют друг друга. Высказывают своё мнение, приходят к общему суждению. Представляют ответ классу.

ПУУД: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет; осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: осуществлять взаимный контроль.

 

 

 

Мотивация познавательной деятельности

Организует  беседу  с учащимися   по определению темы и познавательных задач урока.  

 

 

 

 

Беседа:

Как ученым- биологам  найти ответы на такие, например, вопросы:

 -как устроен внутренний мир организмов?

-в  какие сроки возвращаются перелетные птицы в Ленинградскую область?

-как в Ленинградской области

вырастить дыни?

-можно ли шимпанзе научить говорить?

-с какой частотой бьётся сердце человека?

Предлагают варианты ответов. Слушают друг друга. Делают вывод об использовании учеными  разных способов познания живой природы.

РУУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную;  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

 

Беседа:

-Каким термином можно назвать способы изучения природы? При затруднении обратитесь к тексту §2

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

- Запишите тему урока в тетрадь.

Высказывают предположения. Находят определение метода в учебнике. Определяют познавательные задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь.

РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи 

Организация познавательной деятельности

Организует  индивидуальную работу с учебником  с понятиями « метод,  классификация методов»

Прочитайте §2 до статьи «Наблюдение»  и дополните   схему ( см. приложение №1 ).Сверьте свою схему со схемой, представленной учителем.

Находят информацию в учебнике. Записывают в тетради схему. Осуществляют самопроверку.  

РУУД: осуществлять контроль деятельности в форме сличения результата с заданным эталоном , оценивать правильность выполнения действия

ПУУД: искать  и выделять необходимую информацию;

преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую;

 

Организует работу в группах по ознакомлению с особенностями различных методов изучения биологии

Выполните задания в группах.(см Приложение №2 ) Отчитайтесь  о проделанной работе перед классом.

 

 

Работают в группах. Представляют результаты работы. Слушают друг друга.

ПУУД: искать  и выделять необходимую информацию;

давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей;

проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения).

КУУД: осуществлять  совместную познавательную деятельность в группе

Демонстрирует и называет лабораторное оборудование. Организует индивидуальную  работу с учебником по ознакомлению с лабораторным оборудованием

 Учитель спрашивает, каким словом можно назвать демонстрируемые посуду, приборы, принадлежности? Найдите определение лабораторного оборудования на стр. 12 учебника   

 

Работают с учебником :находят в учебнике определение лабораторного оборудования.

ПУУД:искать  и выделять необходимую информацию

Найдите в   §3 информацию  о лабораторном оборудовании; рассмотрите рисунок 4 учебника и подписи к нему. Ответьте на вопрос:

-Какое лабораторное оборудование можно использовать для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, для переливания раствора, для приготовления микропрепарата?

Работают с учебником: читают текст параграфа, рассматривают рисунок, отвечают на вопрос. Слушают друг друга, дополняют ответы.

ПУУД: искать  и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме 

Подведение итогов

Организует индивидуальную работу  по закреплению изученного материала. .Организует взаимопроверку в парах

Задание по вариантам :установите соответствие между методом изучения биологии и примером . Проверьте правильность выполнения задания в парах ( см. Приложение №3)

Выполняют задание  самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку в парах .

ПУУД:  осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков

КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

 

 

 

Организует рефлексию учебной деятельности 

Задание: оцените результаты своей работы на  уроке - поднимите карточку соответствующего цвета (зеленая- мне всё понятно, своей работой доволен ;жёлтая – в основном всё понятно, но остались вопросы; красная- ничего не понял  на уроке  

Осуществляют рефлексию.

РУУД: осуществлять  рефлексию познавательной деятельности

Определяет домашнее задание

Домашнее задание: изучить§2,3,ответить на вопросы в конце параграфов, задание 2 на стр. 11.Электронное приложение, урок 2

Записывают домашнее задание

 

 

 

Приложение №1

Приложение №2

Группа №1

1)Задание: найдите на рабочем столе  учительского  компьютера кинофрагмент  «Животные леса» и посмотрите его.

2) Как вы думаете, какие  методы изучения биологии использовали ученые, чтобы изучить поведение лесных животных?

3) Прочитайте статью «Наблюдение» на стр.10 учебника.

4)Какой метод называют наблюдением? С помощью какого органа чувств человек получает наибольшую часть сведений?

5) Выполните задание: соотнесите метод «наблюдение» с его определением.

6) Выступите перед классом с отчетом  о  проделанной работе.

Группа №2

1)Задание: рассмотрите в микроскоп микропрепарат «конечность насекомого». Что вы увидели под микроскопом? Что нового узнали?

2)Какой   метод изучения биологии   вы использовали?

3) Прочитайте статью «Наблюдение» на стр.10 учебника.

4) Какой метод называют наблюдением? С помощью какого органа чувств человек получает наибольшую часть сведений?

5) Выполните задание: соотнесите метод «наблюдение» с его определением.

6) Выступите перед классом с отчетом  о  проделанной работе

Группа №3

1) Задание: В стакане №1 находится порошок глюкозы, в №2- крахмал, №3-сахар.Определите, какое из веществ нерастворимо в воде.. Как вы это сделаете? Проведите опыт.

2) Какой  метод изучения  природы  вы использовали?

3) Прочитайте статью «эксперимент» в учебнике на стр. 10-11.

4) Чем эксперимент отличается от наблюдения?

5) Выполните задание: соотнесите метод «эксперимент» с его определением.

6) Выступите перед классом с отчетом  о  проделанной работе

Группа №4

1)Задание: Известно, что йод становится синим в присутствии крахмала. Определите, в каком из продуктов- яблоке или картофеле содержится крахмал. Как вы это сделаете? Проведите опыт

2) Какой  метод изучения  биологии   вы использовали ?

3) Прочитайте статью «эксперимент» в учебнике на стр. 10-11.

4) Чем эксперимент отличается от наблюдения?

5) Выполните задание: соотнесите метод «эксперимент» с его определением.

6) Выступите перед классом с отчетом  о  проделанной работе

Группа №5

1)Задание: На сколько сантиметров самый высокий ученик в вашей  группе выше самого низкого? Как вы это определите? Какие инструменты вам для этого нужны? Проведите подсчеты.

2) Какой  метод изучения  биологии   вы использовали?

3) Прочитайте статью «Измерение » на стр.11 учебника.

4) Какие измерительные инструменты и приборы есть в вашем доме и для чего они используются?

5) Выполните задание: соотнесите метод «измерение» с его определением.

6) Выступите перед классом с отчетом  о  проделанной работе

Группа №6

1)Задание: подсчитайте свой пульс  в течение  1 мин. Как вы это сделаете?   Какой  прибор  вам для этого нужен?  Запишите результаты.

2) Какой  метод изучения  природы  вы использовали?

3) Прочитайте статью «Измерение » на стр.11 учебника.

4) Какие измерительные инструменты и приборы есть в вашем доме и для чего они используются?

5) Выполните задание: соотнесите метод «эксперимент» с его определением.

6) Выступите перед классом с отчетом  о  проделанной работе

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»