Технологическая карта урока по биологии в 5-ом классе
Методы изучения биологии
Виноградова Е.А.,
учитель биологии ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Тип урока: |
Открытие новых знаний |
Авторы УМК: |
УМК «Линия жизни» под редакцией В. В.Пасечника |
Цели урока: |
-расширить знания учащихся о методах изучения биологии, о лабораторном оборудовании, используемом при биологических исследованиях; - познакомить с особенностями наблюдения и эксперимента как научных способов познания природы |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Личностные результаты: у учащихся будет происходить -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Метапредметные результаты Регулятивные: учащиеся научатся - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи - преобразовывать практическую задачу в познавательную - осуществлять рефлексию познавательной деятельности - оценивать правильность выполнения действия Познавательные: учащиеся научатся - искать и выделять необходимую информацию - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет - преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую - давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей - выдвигать гипотезы и их обосновывать - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме - проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения) - осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: учащиеся научатся -осуществлять совместную познавательную деятельность в группе - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Предметные результаты : ученик будет -уметь определять метод изучения биологии - знать особенности наблюдения и эксперимента - оценивать роль количественных методов в эксперименте - знать основное лабораторное оборудование и способы его использования |
Оборудование: |
Оборудование для работ групп: химические стаканы, колба ,стеклянная палочка, вещества( вода, сахар, глюкоза, крахмал), микроскоп, микропрепарат конечности насекомого, раствор йода, пипетка, яблоко, клубень картофеля, сантиметровая лента, секундомер; карточки для проведения рефлексии; компьютер , документ-камера |
Образовательные ресурсы: |
Учебник «Биология 5-6 классы» под редакцией В.В.Пасечника Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b17026d-0a01-022a-0105-fa26eba51919/?from=79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25&interface=catalog&class=49&subject=29 |
|
|
Технологическая карта урока |
|||
Деятельность учителя |
Задания |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД Ученик научится: |
Актуализация познавательной деятельности |
|||
Организует работу в парах по взаимопроверке домашнего задания |
Задание: дома, используя Интернет, вы узнали о профессиях, связанных с биологическими науками. Расскажите друг другу о них .Ответьте на вопрос: можно ли людей этих профессий назвать одним словом- биолог? Ответ поясните. |
Работают в парах. Слушают и дополняют друг друга. Высказывают своё мнение, приходят к общему суждению. Представляют ответ классу. |
ПУУД: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет; осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков. КУУД: осуществлять взаимный контроль.
|
Мотивация познавательной деятельности |
|||
Организует беседу с учащимися по определению темы и познавательных задач урока.
|
Беседа: Как ученым- биологам найти ответы на такие, например, вопросы: -как устроен внутренний мир организмов? -в какие сроки возвращаются перелетные птицы в Ленинградскую область? -как в Ленинградской области вырастить дыни? -можно ли шимпанзе научить говорить? -с какой частотой бьётся сердце человека? |
Предлагают варианты ответов. Слушают друг друга. Делают вывод об использовании учеными разных способов познания живой природы. |
РУУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
|
Беседа: -Каким термином можно назвать способы изучения природы? При затруднении обратитесь к тексту §2 - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Запишите тему урока в тетрадь. |
Высказывают предположения. Находят определение метода в учебнике. Определяют познавательные задачи урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
|
Организация познавательной деятельности |
|||
Организует индивидуальную работу с учебником с понятиями « метод, классификация методов» |
Прочитайте §2 до статьи «Наблюдение» и дополните схему ( см. приложение №1 ).Сверьте свою схему со схемой, представленной учителем. |
Находят информацию в учебнике. Записывают в тетради схему. Осуществляют самопроверку. |
РУУД: осуществлять контроль деятельности в форме сличения результата с заданным эталоном , оценивать правильность выполнения действия ПУУД: искать и выделять необходимую информацию; преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую;
|
Организует работу в группах по ознакомлению с особенностями различных методов изучения биологии |
Выполните задания в группах.(см Приложение №2 ) Отчитайтесь о проделанной работе перед классом.
|
Работают в группах. Представляют результаты работы. Слушают друг друга. |
ПУУД: искать и выделять необходимую информацию; давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей; проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения). КУУД: осуществлять совместную познавательную деятельность в группе |
Демонстрирует и называет лабораторное оборудование. Организует индивидуальную работу с учебником по ознакомлению с лабораторным оборудованием |
Учитель спрашивает, каким словом можно назвать демонстрируемые посуду, приборы, принадлежности? Найдите определение лабораторного оборудования на стр. 12 учебника
|
Работают с учебником :находят в учебнике определение лабораторного оборудования. |
ПУУД:искать и выделять необходимую информацию |
Найдите в §3 информацию о лабораторном оборудовании; рассмотрите рисунок 4 учебника и подписи к нему. Ответьте на вопрос: -Какое лабораторное оборудование можно использовать для измерения объема жидкости, для приготовления раствора, для переливания раствора, для приготовления микропрепарата? |
Работают с учебником: читают текст параграфа, рассматривают рисунок, отвечают на вопрос. Слушают друг друга, дополняют ответы. |
ПУУД: искать и выделять необходимую информацию; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
|
Подведение итогов |
|||
Организует индивидуальную работу по закреплению изученного материала. .Организует взаимопроверку в парах |
Задание по вариантам :установите соответствие между методом изучения биологии и примером . Проверьте правильность выполнения задания в парах ( см. Приложение №3) |
Выполняют задание самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку в парах . |
ПУУД: осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков КУУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
|
Организует рефлексию учебной деятельности |
Задание: оцените результаты своей работы на уроке - поднимите карточку соответствующего цвета (зеленая- мне всё понятно, своей работой доволен ;жёлтая – в основном всё понятно, но остались вопросы; красная- ничего не понял на уроке |
Осуществляют рефлексию. |
РУУД: осуществлять рефлексию познавательной деятельности |
Определяет домашнее задание |
Домашнее задание: изучить§2,3,ответить на вопросы в конце параграфов, задание 2 на стр. 11.Электронное приложение, урок 2 |
Записывают домашнее задание |
|
Приложение №1
Приложение №2
Группа №1
1)Задание: найдите на рабочем столе учительского компьютера кинофрагмент «Животные леса» и посмотрите его.
2) Как вы думаете, какие методы изучения биологии использовали ученые, чтобы изучить поведение лесных животных?
3) Прочитайте статью «Наблюдение» на стр.10 учебника.
4)Какой метод называют наблюдением? С помощью какого органа чувств человек получает наибольшую часть сведений?
5) Выполните задание: соотнесите метод «наблюдение» с его определением.
6) Выступите перед классом с отчетом о проделанной работе.
Группа №2
1)Задание: рассмотрите в микроскоп микропрепарат «конечность насекомого». Что вы увидели под микроскопом? Что нового узнали?
2)Какой метод изучения биологии вы использовали?
3) Прочитайте статью «Наблюдение» на стр.10 учебника.
4) Какой метод называют наблюдением? С помощью какого органа чувств человек получает наибольшую часть сведений?
5) Выполните задание: соотнесите метод «наблюдение» с его определением.
6) Выступите перед классом с отчетом о проделанной работе
Группа №3
1) Задание: В стакане №1 находится порошок глюкозы, в №2- крахмал, №3-сахар.Определите, какое из веществ нерастворимо в воде.. Как вы это сделаете? Проведите опыт.
2) Какой метод изучения природы вы использовали?
3) Прочитайте статью «эксперимент» в учебнике на стр. 10-11.
4) Чем эксперимент отличается от наблюдения?
5) Выполните задание: соотнесите метод «эксперимент» с его определением.
6) Выступите перед классом с отчетом о проделанной работе
Группа №4
1)Задание: Известно, что йод становится синим в присутствии крахмала. Определите, в каком из продуктов- яблоке или картофеле содержится крахмал. Как вы это сделаете? Проведите опыт
2) Какой метод изучения биологии вы использовали ?
3) Прочитайте статью «эксперимент» в учебнике на стр. 10-11.
4) Чем эксперимент отличается от наблюдения?
5) Выполните задание: соотнесите метод «эксперимент» с его определением.
6) Выступите перед классом с отчетом о проделанной работе
Группа №5
1)Задание: На сколько сантиметров самый высокий ученик в вашей группе выше самого низкого? Как вы это определите? Какие инструменты вам для этого нужны? Проведите подсчеты.
2) Какой метод изучения биологии вы использовали?
3) Прочитайте статью «Измерение » на стр.11 учебника.
4) Какие измерительные инструменты и приборы есть в вашем доме и для чего они используются?
5) Выполните задание: соотнесите метод «измерение» с его определением.
6) Выступите перед классом с отчетом о проделанной работе
Группа №6
1)Задание: подсчитайте свой пульс в течение 1 мин. Как вы это сделаете? Какой прибор вам для этого нужен? Запишите результаты.
2) Какой метод изучения природы вы использовали?
3) Прочитайте статью «Измерение » на стр.11 учебника.
4) Какие измерительные инструменты и приборы есть в вашем доме и для чего они используются?
5) Выполните задание: соотнесите метод «эксперимент» с его определением.
6) Выступите перед классом с отчетом о проделанной работе