Винокурова Елена Васильевна, преподаватель биологии Электромашиностроительного лицея, г. Санкт-Петербург
В Электромашиностроительном профессиональном лицее г.Санкт-Петербурга, где я работаю более 10 лет, обучают по следующим специальностям:
На базе 9 классов с получением среднего (полного) общего образования (срок обучения 3-4 года):«Электрогазосварщик 3 разряда», «Радиомеханик 4 разряда», «Наладчик станков с ЧПУ 4 разряда», включая специализации: «Токарь 3 разряда» и «Фрезеровщик 3 разряда», «Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию 4 разряда»; на базе 11 классов (срок обучения 2 года): «Наладчик станков с ЧПУ 4 разряда», включая специализации: «Токарь 3 разряда» и «Фрезеровщик 3 разряда», «Сборщик электрических машин и аппаратов 4 разряда».
Учитывая специфику контингента учащихся, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, хотелось бы отметить основные их особенности. Подростки, проходящие обучение в учреждениях НПО, стремятся как можно быстрее получить специальность и устроиться на работу, чтобы стать самостоятельным и независимым. Поэтому изучение общеобразовательных предметов сначала не вызывает у них особого энтузиазма.
Второй особенностью является то, что дети, поступившие и обучающиеся в учреждениях НПО, в основной своей массе намного слабее и в имеющемся багаже полученных знаний, и в способностях к усвоению получаемых знаний. Чтобы привлечь их интерес к изучению биологии, необходима работа в разных направлениях.
Третья особенность почти всего контингента учащихся нашего лицея - усваивать текст учебника с определенными усилиями, в то же время практические знания и умения, визуальная информация воспринимаются с интересом, поэтому легче и быстрее; приобретенные знания, как правило, бывают прочными.
Основной проблемой преподавания биологии в профессиональном училище является то, что на изучение отводится гораздо меньше часов, чем в обычной школе. Известно, что на курс общей биологии в системе НПО предлагается всего 34 часа вместо 132 на два года в старших классах в общеобразовательной школе. Поэтому огромный материал приходится корректировать, в соответствии с количеством часов, выделенных на изучение биологии.
Для обучения биологии (на 3 курсе) в ГОУ НПО Электромашиностроительном профессиональном лицее я использую учебник Тупикина Е.И. «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности» - учебное пособие для начального и среднего профессионального образования, изданное в Москве Издательским центром «Академия» (см. рис.1). Данное учебное пособие рекомендовано Экспертным советом по начальному профессиональному образованию Минобразования России в качестве учебного пособия для учреждений начального профессионального образования. Учебник написан доступным языком, содержит небольшие тексты и лаконичные схемы. Данное пособие раскрывает основные понятия, закономерности общей биологии, экологии и природоохранной деятельности. Учащиеся получают знания, соответствующие требованиям стандартов биологического и экологического образования для общеобразовательной школы, и требованиям, предъявляемым профессиональной подготовкой для различных наиболее важных профессий.
Рис.1. В отличие от других учебников, рекомендованных для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, в учебнике Тупикина Е.В. сокращены разделы по изучению таких тем, как: клетка, размножение и развитие организмов, основы генетики и селекции и эволюция и объединены в один раздел «Закономерности общей биологии». Зато тема: основы экологии образует три раздела: «Общие вопросы экологии», «Основы промышленной экологии и природоохранной деятельности», «Общая характеристика экологического воздействия отдельных отраслей промышленности и особенностей природоохранной деятельности на предприятиях этих отраслей». В них рассматриваются некоторые наиболее важные понятия промышленной экологии, особенности воздействия отдельных отраслевых промышленных комплексов на природные экологические процессы и особенности природоохранной деятельности в ряде отраслей народного хозяйства, в повседневной деятельности и быту.
По учебнику Тупикина Е.И. я разработала поурочное планирование на основе государственных стандартов образования, и успешно его использую.
Для развития интереса к изучению биологии мной совместно с преподавателем химии Ленской Т.Ю. разработан открытый бинарный урок-игра по биологии и химии «Мир воды». В изучении курса биологии в учреждениях НПО тема воды раскрывается в двух программных темах по биологии: «Обмен веществ и энергии» (урок «Неорганические вещества и органические соединения») раздела «Общие вопросы экологии» и «Промышленная экология» (урок «Круговороты воды, углерода, азота и фосфора») раздела «Основы промышленной экологии и природоохранной деятельности», а также в курсе химии. 22 марта является Всемирным Днем воды, в России отмечается с 1995 года. У нас в лицее стало традицией проведение этого урока каждый год в двадцатых числах марта (в зависимости от расписания уроков) с приглашением для участия в соревновании двух учебных групп и всех желающих посмотреть и принять участие в конкурсах болельщиков.
Урок «Мир воды» выполняет много задач: обобщает знания учащихся; продолжает воспитание уверенности в себе, интереса к естественным наукам; формируются навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся. Учащимся заранее говорится о мероприятии, определяется состав команд, раздаются задания по командам, выполняется домашняя работа. Мы разработали оценочный лист, где независимое жюри (2 человека из числа приглашенных преподавателей или администрации) отмечает все результаты работы участников.
Для повышении интереса к биологии я провожу в рамках недели «Мы против наркотиков» показ видеофильмов и знакомство с сайтами антинаркотической пропаганды («Правда о наркотиках», «Вся правда о наркотиках», «Посмотри на наркотики глазами наркомана» и др.) во всех группах с последующим обсуждением различных видов наркомании и их профилактики, - актуальной темы для современных подростков.
Мною разработан факультативный курс «Автомобиль и окружающая среда» на 20 часов, куда вошли 12 лекционных и 8 практических занятий. В настоящее время автомобиль является не только общественным, но и личным транспортом, особенно в нашем городе, где количество автомашин достигает более 300 на тысячу жителей. Факультатив интересен всем учащимся, независимо от получаемой специальности. Его посещают по несколько человек из каждой группы. Все практические занятия вызывают интерес у учащихся, выполнение микроисследований доставляет удовольствие и вызывает бурное обсуждение полученных результатов на уроках (по экологии, антропогенному воздействию на окружающую среду). Наиболее интересными практическими занятиями я считаю проведение мониторинга загрязнения воздуха автомобильным транспортом и определение загруженности улиц автотранспортом, что особенно актуально для владельцев автомашин, которые имеются среди наших учащихся или их родственников (см.ниже).
Учащиеся лицея проживают в самых разных районах города, поэтому появляется возможность исследовать и проанализировать загрязнение воздуха и установить зависимость загрязнения от потоков транспорта, времени наблюдения, местоположения наблюдателя и т.п. почти в каждом районе нашего города. Сравнивая полученные данные, учащиеся сами делают выводы о наиболее загрязненных и загруженных автотранспортом районах и местах в нашем городe.
Практическая работа «Определение загруженности улиц автотранспортом»
Ход работы:
1. Выбрать несколько улиц с незначительным, средним и интенсивным движением автомашин.
2. Наметить посты для наблюдения. Желательно, чтобы они располагались вдали от перекрестков и остановок транспорта, были удобны и(что особенно важно) безопасны для наблюдателей.
3. Работа наблюдателей в парах: один учитывает машины, идущие из центра на окраину, второй - из окраинных районов в сторону центра. Каждую проехавшую мимо автомашину отмечать точкой в соответствующей графе исследовательского листа.
На одних и тех же постах возможны наблюдения:
- в разное время дня (суточные изменения);
- в разные дни недели, но в одно в то же время (недельные изменения);
- в разные сезоны года но в одни и те же дни (сезонная динамика движения транспорта).
4. По данным учетных таблиц построить графики суточной и недельной динамики движения транспорта на конкретной улице, сравнить транспортные потоки в центр и из центра города, сопоставить интенсивность движения на оживленной магистрали, возле своей школы, на улице вблизи своего дома и т.д. При построении графика по горизонтальной оси откладывается время (в часах - для суточной динамики, или в днях - для длительного периода), а на вертикальной оси - суммарная интенсивность транспортного потока. Такие графики легко сравнить между собой.
5. Сделать вывод.
Исследовательский лист
Дата_____________ Время(10минут)________________ Улица_______________________
Марка машин |
В центр |
Из центра |
Число машин, прошедших по участку 100м - всего |
|
||||
выходной день |
рабочий день |
выходной день |
рабочий день |
|||||
утро |
день |
вечер |
|
|||||
легковые |
|
|
|
|
|
|
|
|
грузовые |
|
|
|
|
|
|
|
|
автобус |
|
|
|
|
|
|
|
|
мотоцикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
Данные, полученные в результате этой практической работы, можно использовать для проведения следующей:
Практическая работа «Исследование загрязнения воздуха автомобильным транспортом»
Ход работы:
1. Выбрать 2-3 улицы с разной интенсивностью автомобильного движения.
2. На каждой из них определить участок дороги протяженностью примерно в100м.
3. Подсчитать число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 15 минут. Умножить полученные число на 4 и узнать их численность за час (N).
4. Рассчитать общий путь (S), пройденный всеми машинами за 1 час:
S= N* 100м.
5. Рассчитать количество топлива, сжигаемого двигателями автомашин (R): = S* K, где К – расход топлива на 1 км пути в литрах,
для бензиновых двигателей он примерно составляет 0,1 л;
для дизельных – 0,4 л.
6. Рассчитать количество выделившихся вредных веществ на выбранном вами участке дорог по бензину. Для этого воспользоваться такими данными: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, выделяется 0,6 л угарного газа, 0,1л углеводородов, 0,04л диоксида азота. При сгорании дизельного топлива вредных выбросов выделяется в 4 (!) раза меньше.
7. Сделать вывод.
Приложение. Тематическое планирование факультативного курса «Автомобиль и окружающая среда» - 20 часов
1. Введение. История и классификация автомобилей.
2. Автомобиль и окружающая среда
2.1. Топливо и экология.
2.2. Виды загрязнений окружающей среды автомобильным транспортом.
2.3. Защита от транспортных загрязнений.
2.4. Экологический ущерб.
3. Влияние окружающей среды на автомобиль
3.1. Коррозия.
3.2.Техника безопасности и охрана окружающей среды.
3.3. Современные автопрепараты и охрана окружающей среды.
4. Автотранспорт и человек
4.1.Влияние автомобилизации на человека( влияние автопрепаратов, основных вредных веществ, шума и т.д.)
4.2. Автокатастрофы.
5. Город и автомобили
5.1. Автостоянки и гаражи.
5.2. Очистка стоков. Борьба с гололедом на дорогах.
6. Экоавтомобили.
7. Практические работы.
· Семинар: Автомобиль в городе: проблемы и поиски решения. Глобальность проблемы»
· Семинар: «Экология и экономика. Антиподы или слагаемые?»
· ПР-1. Определение загруженности улиц автотранспортом.
· ПР-2. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом.
· ПР-3. Расчет количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
· ПР-4 . У светофора.
· ПР-5. Изучение влияния автомобиля на окружающую среду города.
· ПР-6. Изучение шумового загрязнения.
· ПР-7. Решение количественных задач.
· ПР-8.Ролевая игра «Суд над автомобилем».
Использованная для факультатива литература:
1. В. В. Амбарцумян, В.Б. Носов, В. И Тагасов. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. - М..: ООО Издательство «Научтехиздат»,1999.
2. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии иэкологии. Волгоград,2003.
3. Валова В.Д. Основы экологии; Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.М.: Издателъский Дом «Дашков и КО», 2001.
4. Высоцкая M.B. Экология. Волгоград, 2004.
5. Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В и др. Автотранспортные потоки и окружающая среда: Учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 1998.
6. Куров Б.М. Как уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? // Россия в окружающем мире - Аналитический ежегодник. 2000 г
7. Физика и экология . Сост. Г.А.Фадеева. В.А.Попова. Волгоград.2005.