Система дистанционного образования в России
Методическая разработка урока по биологии для 9 класса
Вид, его критерии и структура
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ СОШ №336 г. Санкт-Петербурга
Тема урока: "Вид, его критерии и структура".
Тип урока: урок изучения и усвоения нового материала с элементами самостоятельной работы.
Вид урока: демонстрация презентации с элементами беседы.
Цели урока: 1). изучить понятия "вид", "критерии вида", "структура вида"; 2). создать представления о виде как о центральном звене эволюционного процесса.
Задачи урока:
1). Образовательные:
сформулировать понятия "вид", "критерии вида", "структура вида".
2). Развивающая:
а). развивать у учащихся умения получать, выявлять, сопоставлять, анализировать новый материал, делать обоснованные выводы при изучении нового материала;
б). развивать у учащихся коммуникативные умения при работе в подгруппах.
3). Воспитательная:
а). воспитывать у учащихся самостоятельность при работе с учебником и при выполнении индивидуальных заданий;
б). воспитывать у учащихся культуру умственного труда через умения выслушивать собеседника, находить компромиссные решения, умения отстаивать свою точку зрения;
в). воспитывать у учащихся ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Средства обучения: 1). учебник Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А., Черновой Н.М. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., исправленное. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 240 с., илл.
2). Проекционная система для демонстрации слайдов (рисунков, портретов, записей, схем).
3). Презентация нового материала по теме "Вид, его критерии и структура".
4). Раздаточный материал: таблица "Критерии вида".
Оборудование: 1). компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; 2). презентационный материал "Вид, его критерии и структура".
Форма работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный, групповой, словесный, наглядный, презентация нового материала.
Основные понятия и термины урока: вид, критерии вида, структура вида, ареал, популяция, генофонд, эволюция.
Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
а). знать: определения понятиям "вид", "критерии вида", "структура вида", "популяция", "эволюция".
б). уметь: приводить примеры видов животных и растений, перечислять критерии вида, анализировать содержание определения понятия "вид", характеризовать критерии вида, доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида; самостоятельно работать с учебником, наблюдать, делать выводы, извлекать информацию при слушании.
в). иметь представления: о проблеме определения видовой самостоятельности живых организмов, о работах учёных-биологов в этой области.
Межпредметные связи: биология, география, экология.
Образовательные технологии: беседа, самостоятельная работа обучающихся, технология деятельностного метода, логико-информационные технологии, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Ход урока
Эта-пы урока
|
Время
|
План урока
|
Деятельность учителя и учащихся
|
I
|
1 мин.
|
Организационный момент.
|
Приветствие друг друга. Проверка готовности учащихся к уроку. Работа с журналом ("отсутствующие").
|
II
|
4 мин.
|
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
|
Рассказ учителя.
Мы изучаем с вами эволюционное учение. Что такое эволюция? (Процесс исторического развития живых организмов во времени). Каковы движущие силы эволюции? (Наследственность, изменчивость, естественный отбор). Каковы результаты эволюции? (Возникновение приспособленности организмов к условиям существования и возникновение новых видов).
Далее учитель продолжает рассказ.
Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является её дискретность – "квантированность". Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико. В настоящее время на Земле описано примерно 2 млн. видов организмов, из них более 1,5 млн. видов животных, свыше 300 тыс. видов растений, 40 тыс. видов грибов и более 3 тыс. видов бактерий и цианобактерий. Некоторые учёные считают, что на Земле, вероятно, существует сейчас не менее 4,5 млн. видов. Они населяют различные среды жизни: почвенную, наземно-воздушную, водную, тела других организмов. Как они возникли? Прежде, чем рассмотреть вопрос о видообразовании, давайте выясним, что такое вид?
Учащиеся излагают свои версии ответов.
Один из предполагаемых ответов учащихся:
Вид – основной структурный элемент биогеоценозов, обуславливающий их устойчивое (или неустойчивое) состояние. Это основная структурная единица в системе живых организмов.
Учитель: "Какой вы можете сделать вывод?"
Предполагаемый ответ учащихся:
Живая природа очень многообразна и представлена огромным разнообразием видов.
Учитель:
Многообразие видов всегда вызывало у человека изумление, необычайную сложность строения, приспособительный характер многих признаков и огромное разнообразие форм. Для характеристики свойств вида часто используют определенные признаки организма – критерии, позволяющие отделить один вид от другого.
Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: чёткое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.
Учитель демонстрирует на слайде 1 тему занятия, а учащиеся записывают тему в свои тетради.
|
III
|
25 мин.
|
Изучение нового материала.
|
Рассказ учителя с элементами беседы.
Коротко вспомним историю изучения вида.
Понятие вида впервые ввёл в науку английский ботаник Джон Рэй в XVII веке. Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVII веке, в которой он предложил первое научное определение вида. Карл Линней ввёл понятие "вид" как наименьшую единицу классификации.
Затем учитель демонстрирует учащимся на интерактивной доске слайды 2 – 9 о истории изучения вида.
Учитель продолжает беседу с учащимися класса.
Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в среде учёных. Для определения понятия вида используют критерии вида.
Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Они же являются изолирующими механизмами, препятствующими скрещиванию, независимости, самостоятельности видов.
Учитель демонстрирует учащимся на интерактивной доске слайды 10 – 16.
Далее педагог продолжает беседу.
Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В биологическом энциклопедическом словаре мы находим следующее определение вида:
Вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал , обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.
Поясним понятия, которые встречаются. в определении вида:
Ареал – область распространения данного вида или популяции в природе.
Популяция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию – ареал.
Генофонд – совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.
Название вида состоит из двух слов, например, паслён чёрный, паслён сладко-горький и так далее. Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду (паслён), второе слово, обозначаемое прилагательным, – видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода. Так, Паслён чёрный и паслён сладко-горький – два разных вида одного рода (смотрите слайд 17).
Задание №1 для учащихся.
Учащимся предложены:
1). два растения рода бегония: бегония вечноцветущая и бегония пятнистая (смотрите слайд 18); 2). две птицы: попугай какаду и попугай ара (смотрите слайд 19).
Вопрос: "Относятся ли данные растения и птицы к одному или разным видам? Свой ответ аргументируйте".
Предполагаемый ответ учащихся.
1). Бегония вечноцветущая и бегония пятнистая относятся к разным видам, но принадлежат к одному роду "бегония".
2). Попугай какаду и попугай ара относятся к разным видам, но принадлежат к одному роду "попугаи".
Задание №2 для учащихся.
В указанном списке животных подсчитайте количество видов и родов (смотрите слайд 20).
Список животных:
а). ёж обыкновенный; б). лисица обыкновенная; в). медведь белогрудый; г). хомячок джунгарский; д). заяц-беляк; е). медведь бурый; ж). хомячок сирийский; з). ёж ушастый.
Предполагаемый ответ учащихся:
Количество видов – 8; количество родов – 5 (ёж, лисица, медведь, хомячок, заяц).
После правильного ответа учащихся учитель делает вывод:
1). особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и так далее;
2). сходные виды объединяются в один род;
3). вид – это основная категория биологической классификации.
После этого следует самостоятельная работа учащихся в подгруппах.
Каждой подгруппе учащихся даётся задание.
Используя учебник по биологии для 9 класса описать один из критериев вида и назвать недостаток каждого критерия (смотрите в приложении 1 таблицу "Критерии вида"). По мере выступления подгрупп группой заполняется таблица "Критерии вида" (таблица "Критерии вида" имеется на столах каждой из подгрупп учащихся как раздаточный материал). На подготовку учащимся отводится 5 минут. Когда кто-нибудь из представителей от каждой подгруппы отвечает по данному критерию, учитель демонстрирует на интерактивной доске слайды 21 - 27.
После выступления учащихся и демонстрации слайдов учитель делает вывод о том, что видовые критерии, по которым мы отличаем один вид от другого, в совокупности обуславливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и его разнообразие в природе. Следовательно, по одному из критериев нельзя точно различать виды между собой. Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев (смотрите слайд 28).
Далее учитель продолжает объяснение материала учащимся о структуре вида.
Структура вида.
Элементарной структурой вида называется та наименьшая и достаточная структура, внутри которой в течение длительного времени сохраняются характерные для вида признаки.
Рассмотрим, как распределены особи одного вида на территории своего ареала.
Существуют следующие структуры вида:
1). равномерный тип; 2). диффузный тип; 3). мозаичный тип (демонстрация слайда 29).
Далее учитель задаёт вопрос и отвечает на него.
Чем можно объяснить неравномерность в распределении групп живых организмов?
Реально в природе особи любого вида внутри ареала распределены неравномерно: где-то они образуют скопления, а где-то могут вообще отсутствовать. Такие частично или полностью изолированные группировки особей одного вида называют популяциями, то есть в естественных условиях любой вид состоит из совокупности популяций.
Именно популяция является элементарной единицей эволюции.
Подходящие для жизни места обитания хоть и встречаются часто в пределах ареала вида, но не покрывают весь ареал, и потому на других его участках особи данного вида не встречаются (демонстрация слайда 30).
|
IV
|
11 мин.
|
Закрепление нового материала.
|
Учитель проводит беседу с классом, задаёт задания на закрепление изученного материала и демонстрирует учащимся слайды с заданиями.
Задание 1: Запишите в своих тетрадях номер вопроса и рядом с ним слово "да" или "нет". Если вы верите данному утверждению, то напишите рядом с номером вопроса "да" , а если не верите, то – "нет".
Учащиеся выполняют требования учителя.
Фронтальная беседа учителя с учащимися (утверждения).
1). Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия.
(Ответ: нет).
2). Нерест рыб – это сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию.
(Ответ: да).
3). Как известно у вида "Homo sapiens", хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, а в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию.
(Ответ: нет).
4). Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идёт о географическом критерии вида.
(Ответ: нет).
5). Одуванчик обыкновенный обитает в лесах и на лугах. В данном случае речь идёт об экологическом критерии вида.
(Ответ: да).
6). Различные виды синиц (большая синица, лазоревка, московка, гаичка) питаются разными насекомыми и добывают пищу на своей территории. Данное утверждение относится к экологическому критерию.
(Ответ: да).
7). Для двух видов бабочек из рода "Amate" диагностическим признаком является наличие двух ферментов – фосфоглюкомутазы и эстеразы-5. В данном случае речь идёт о биохимическом критерии вида.
(Ответ: да).
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ задания 1
"5" – без ошибок;
"4" – 1 – 2 ошибки;
"3" – 3 – 4 ошибки;
"2" – 5 – 7 ошибок.
Задание 2: Даны 2 растения (демонстрация слайда 31): клевер красный и клевер ползучий. Можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определённому виду?
Предполагаемый ответ учащихся.
Глядя на рисунки растений мы видим, что морфологические признаки у них разные, поэтому морфологический критерий даёт нам информацию для определения вида.
Задание 3: На рисунках вы видите 2 растения из рода "колокольчик": колокольчик раскидистый и колокольчик сборный. Они имеют разные признаки , хорошо отличаются друг от друга , поэтому их отнесли к разным видам. Вопрос: "В чём сходство и различие видов?" (демонстрация слайда 32).
Предполагаемый ответ учащихся.
Сходство у представленных на рисунках видов проявляется в строении цветка, так как эти виды относятся к одному роду, а различия обусловлены принадлежностью к разным видам.
Задание 4: На рисунках вы видите 2 животных из рода "медведь": медведь белый и медведь бурый (демонстрация слайда 33). Белый медведь обитает в арктическом поясе, окраска шерсти белая, питается рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, окраска шерсти бурая, питается растительной и животной пищей , на зиму впадает в спячку. Вопрос: "На основании какого критерия можно сделать вывод о том, что особи этих видов не могут скрещиваться?"
Предполагаемый ответ учащихся.
1). При описании животных (медведей) использованы морфологический, этологический и географический критерии вида.
2). Особи этих видов не могут скрещиваться на основании географического и морфологического критериев.
|
V
|
2 мин.
|
Домашнее задание.
|
Учитель демонстрирует учащимся домашнее задание со слайда 34 и проводит его инструктаж.
Учащиеся со слайда 34 записывают в свои записные книжки задание на дом:
§39, выучить все термины и письменно выполнить биологическую задачу:
Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии. Вслед за человеком она распространилась повсеместно. В естественных условиях мышь питается семенами, ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте у неё рождаются от 5 до 7 детёнышей. Какие критерии вида описаны в задании? Ответ поясните.
На следующем уроке при проверке домашнего задания предполагаемый ответ учащихся на биологическую задачу.
В биологической задаче описаны следующие критерии вида:
а). морфологический (указывает на внешние и внутренние признаки): домовая мышь – млекопитающее рода Мыши;
б). географический (указывает на ареал, в котором живёт вид): Северная Африка, тропики и субтропики Евразии, вслед за человеком мышь распространилась повсеместно;
в). экологический (указывает на условия проживания вида): в естественных условиях мышь питается семенами и ведёт ночной и сумеречный образ жизни;
г). физиологический (указывает на свойства и функции организма): в помёте у мыши обычно рождаются от 5 до 7 детёнышей.
|
VI
|
2 мин.
|
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
|
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, оценивает деятельность учащихся в целом и знания отдельных учащихся.
Учитель задаёт вопросы: "Что вы сегодня узнали нового?", "С какими понятиями вы познакомились на уроке?", "С какими трудностями вы столкнулись?"
Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают устно со своих мест по очереди на вопросы педагога.
После беседы с детьми учитель, озвучивая, выставляет оценки учащимся, хвалит их за работу на уроке.
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – 5-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011. – 178 с.
2. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: "5 за знания", 2011. – 144 с. – (Методическая библиотека).
3. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2012. – 432 с.
4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах для 6 – 11 классов: Справочное пособие. – 4-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 242 с.
5. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ : Пособие для учителя. – Санкт-Петербург: Акцидент, 2013. – 178 с., илл. (Серия "Учительский портфель").
6. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е издание, исправленное. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 240 с., илл.
7. Щелчкова Е.Ю. Введение в общую биологию и экологию. – Волгоград: Учитель, 2010. – 346 с., илл.
8. Открытая биология 2,6. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов ВУЗов. – ООО "Физикон", 2011.
9. Интернет-ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица "Критерии вида"
Название критерия
|
Признаки особей по критерию
|
Исключение
|
1). Морфологический
|
|
|
2). Генетический
|
|
|
3). Физиологический
|
|
|
4). Биохимический
|
|
|
5). Географический
|
|
|
6). Экологический
|
|
|
7). Этологический
|
|
|
Таблица "Критерии вида"
Название критерия
|
Признаки особей по критерию
|
Исключение
|
1). Морфологический
|
Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.
|
Виды-двойники, половой диморфизм, мимикрия, альбинизм.
|
2). Генетический
|
Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения).
Генетическая изоляция видов. Наличие механизмов изоляции; Важнейшие из них – это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство.
|
Хромосомный полиморфизм в пределах вида; у многих разных видов число хромосом одинаково.
Собака и волк, тополь и ива, канарейка и зяблик дают плодовитое потомство (наличие межвидовых гибридов).
|
3). Физиологический
|
Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.
|
У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов.
|
4). Биохимический
|
Сходство по биохимическим параметрам: составу и структуре белков, нуклеиновых кислот.
|
Существуют очень близкие по биохимическому составу виды.
|
5). Географический
|
Занимают определённый ареал.
|
Космополиты. Совпадение ареалов разных видов.
|
6). Экологический
|
Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования.
|
Экологические ниши разных видов перекрываются.
|
7). Этологический
|
Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.).
|
Существуют виды с близким поведением.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ , РАЗРАБОТАННЫЙ ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММЫ "MICROSOFT POWERPOINT" ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ "SMART"
Слайд 1 Слайд 2
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image004.png)
Слайд 3 Слайд 4
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image008.png)
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image020.png)
Слайд 11 Слайд 12
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image024.png)
Слайд 13 Слайд 14
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image028.png)
Слайд 15 Слайд 16
Слайд 17 Слайд 18
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image036.png)
Слайд 19 Слайд 20
Слайд 21 Слайд 22
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image044.png)
Слайд 23 Слайд 24
Слайд 25 Слайд 26
Слайд 27 Слайд 28
Слайд 29 Слайд 30
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image060.png)
Слайд 31 Слайд 32
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image064.png)
Слайд 33 Слайд 34
![](file:///C:Users777AppDataLocalTempmsohtmlclip1�1clip_image068.png)