Система дистанционного образования в России
Статья
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
(из опыта работы)
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
учитель биологии и химии
ГБОУ Лицея №486 Санкт-Петербурга
Проблема. На сегодняшний день в образовательных учреждениях остро стоит вопрос сохранения здоровья обучающихся. В погоне за интеллектуальным развитием, высоким уровнем образованности теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное развитие. Успешность обучения в образовательном учреждении определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок поступил в школу. За последние годы с усложнением и увеличением учебной нагрузки у обучающихся выявляется повышенная невротизация и констатируется медиками увеличение количества самих больных детей. А ведь известно, что только здоровые и полноценно развитые молодые люди смогут успешно пройти социализацию во взрослой жизни и творчески трудиться на своё и общественное благо.
Постановка проблемы состоит не только в обучении детей, но и сохранения их здоровья, которое зависит от спортивно-оздоровительных занятий, внеурочной деятельности и создания здоровьесберегающей среды.
Актуальность здоровьесберегающих технологий в том, что сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образа жизни считается приоритетным на данный момент. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самым уязвимым в этом становятся дети. Интенсивность учебного труда обучающихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются: малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения, неправильное питание, несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствие элементарных знаний у ребят о том, как стать здоровыми.
Учитывая сложившуюся ситуацию, большое внимание педагогами уделяется на сбережение и укрепление здоровья обучающихся.
Здоровье – это величайший дар природы, который следует с человеком всю жизнь на пути к настоящему успеху.
Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – это шанс взрослых решить проблему сохранения здоровья обучающихся за период их обучения в школе не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента школьников, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей, а также сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этой цели большую роль играет предмет "биология", преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы, а также проводить занятия по профилактике заболеваемости и во внеурочное время. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников, выполнять гигиенические требования к условиям и режиму обучения.
Учитывая всё выше сказанное, в своей работе я придерживаюсь следующей здоровьесберегающей организации учебного процесса:
Учитывая всё выше сказанное, в своей работе я придерживаюсь следующей здоровьесберегающей организации учебного процесса:
1). Во время работы я учитываю обстановку и гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличия (отсутствия) монотонных неприятных звуковых раздражителей.
Благотворно на здоровье и настроение обучающихся влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого, решается воспитательная задача: дети, привлечённые к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, получая основы экологического воспитания.
Благотворно на здоровье и настроение обучающихся влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого, решается воспитательная задача: дети, привлечённые к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, получая основы экологического воспитания.
От уровня гигиенической рациональности урока зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
2). На уроках я мотивирую детей на положительные эмоции, на успех, настраиваю их на реализацию своего потенциала. Для этого я даю в начале урока несколько упражнений релаксации. Это занимает 1-2 минуты, но на мой взгляд, положительный эффект урока гарантирован. Минуты релаксации я использую и в течение урока. Они позволяют безболезненно переключаться ребятам на другой вид работы на уроке.
2). На уроках я мотивирую детей на положительные эмоции, на успех, настраиваю их на реализацию своего потенциала. Для этого я даю в начале урока несколько упражнений релаксации. Это занимает 1-2 минуты, но на мой взгляд, положительный эффект урока гарантирован. Минуты релаксации я использую и в течение урока. Они позволяют безболезненно переключаться ребятам на другой вид работы на уроке.
3). Во время уроков я создаю благоприятный психологический климат. Доброжелательная обстановка на уроках, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание обучающегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, небольшое историческое отступление – этот арсенал я использую для раскрытия способностей каждого ребёнка.
Также для создания благоприятной психологической обстановки на уроках я использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Такие уроки я провожу в форме викторин, соревнований, путешествий, КВН, экскурсий, конкурсов (кроссвордов, стенных газет, рефератов, рисунков, стихотворений по изученной теме).
Также для создания благоприятной психологической обстановки на уроках я использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Такие уроки я провожу в форме викторин, соревнований, путешествий, КВН, экскурсий, конкурсов (кроссвордов, стенных газет, рефератов, рисунков, стихотворений по изученной теме).
Для повышения умственной работоспособности ребят и снятия у них мышечного статистического напряжения на уроках я применяю следующие приёмы: разбивку на кластеры, синквэйн, лекцию, пятиминутное эссе, метод шести шляп, инсерт, дерево предсказаний, стратегию "идеал", дискуссию, перепутанные логические цепочки, опрос-итог.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса повышается, что приводит к качественному усвоению знаний.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию ребят на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность ребят, а также улучшить качество восприятия ими учебного материала. Применение компьютера для тестирования детей даёт возможность отдохнуть им от шариковой ручки и размять пальцы рук.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса повышается, что приводит к качественному усвоению знаний.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию ребят на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность ребят, а также улучшить качество восприятия ими учебного материала. Применение компьютера для тестирования детей даёт возможность отдохнуть им от шариковой ручки и размять пальцы рук.
4). На своих уроках я чередую число видов учебной деятельности: фронтальный опрос ребят, проверочные диктанты, беседы, рассказы, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач, дискуссии. Норма: 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требует от школьников дополнительных адаптационных усилий. Однообразие урока утомляет детей.
5). Для избегания монотонности на уроках, я дозирую учебную нагрузку, внедряю физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику и эмоциональную разгрузку (особенно в среднем звене). Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, утомление и длительное время сохраняют работоспособность ребят (общеукрепляющая гимнастика, психогимнастика, упражнения для глаз, для укрепления мышц рук, на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица).
6). На уроках я всегда обращаю внимание на осанку обучающихся. Правильная осанка – залог здоровья человека.
Я также провожу на уроках беседы с ребятами на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Дети учатся составлять меню с учётом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время её приготовления.
6). На уроках я всегда обращаю внимание на осанку обучающихся. Правильная осанка – залог здоровья человека.
Я также провожу на уроках беседы с ребятами на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Дети учатся составлять меню с учётом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время её приготовления.
7). С целью формирования потребности в здоровом образе жизни в разных классах я организую и провожу мероприятия с использованием ИКТ-технологий, например: "Влияние табачного дыма на организм", "Курить – здоровью вредить!", "Скажем «нет» наркотикам!", "Здоровый образ жизни и его составляющие", "Для чего нужна сменная обувь?", "Осанка", "Отчего люди болеют, рано умирают и не знают причин своим недомоганиям?", "Паразиты внутри нас. Жизнь без паразитов" и т.п. В результате такого комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения у обучающихся складывается полное и чёткое представление о принципах и правилах ведения здорового образа жизни, о пагубном воздействии вредных привычек на организм человека, появляется стремление заниматься физкультурой с целью поддержания физической формы.
8). Для недопущения перегрузок обучающихся строгое внимание я уделяю нормированию домашнего задания: обращаю внимание на объём и сложность задаваемого материала. Основные вопросы задания я с ребятами разбираю на уроках, а на дом с комментариями задаю повторение. Школьники могут при необходимости задать мне интересующие их вопросы.
Также я провожу всегда в конце каждого урока его рефлексивную часть.
В результате всего описанного мной выше можно сделать заключение о том, что установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Также я провожу всегда в конце каждого урока его рефлексивную часть.
В результате всего описанного мной выше можно сделать заключение о том, что установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение, на мой взгляд, способствует более глубокому и осознанному пониманию обучающимися предметного материала, усвоению большого количества идей и способов решения оригинальных и нестандартных проблем, развитию у ребят способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт фон для повышения уровня мотивации обучения.
Список используемой литературы
1). Адылханов А.С., Рахманов Б.Д., Брусенко З.Г. Аспекты валеологии "Как быть здоровым" для учащихся школ (Методические рекомендации). – Алматы: Атамура, 2017. – 60 с.
2). Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни на уроках биологии. – М.: ВАДОС-ПРЕСС, 2018. – 226 с.
3). Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – М.: Сергиев Посад, 2015. – 60 с.
4). Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. – М.: ИВФ РАО, 2018. – 182 с.
5). Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 2019. – 146 с.
6). Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2016. – 286 с.
1). Адылханов А.С., Рахманов Б.Д., Брусенко З.Г. Аспекты валеологии "Как быть здоровым" для учащихся школ (Методические рекомендации). – Алматы: Атамура, 2017. – 60 с.
2). Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни на уроках биологии. – М.: ВАДОС-ПРЕСС, 2018. – 226 с.
3). Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – М.: Сергиев Посад, 2015. – 60 с.
4). Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. – М.: ИВФ РАО, 2018. – 182 с.
5). Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 2019. – 146 с.
6). Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2016. – 286 с.
7). Ковалько В.И. Школа физкультминуток. Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2019. – 208 с.
8). Коростьшёв И.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение, 2020. – 210 с.
9). Сапова Н.А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: Новая школа, 2020. – 158 с.
10). Склянова Н.А., Плющ И.В. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2020. – 196 с.
11). Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2018. – 320 с.
12). Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. – СПб: КАРО, 2020. – 180 с.
8). Коростьшёв И.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение, 2020. – 210 с.
9). Сапова Н.А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: Новая школа, 2020. – 158 с.
10). Склянова Н.А., Плющ И.В. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2020. – 196 с.
11). Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2018. – 320 с.
12). Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. – СПб: КАРО, 2020. – 180 с.