Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дистанционные формы обучения на уроках биологии
и во внеурочное время как средство реализации ФГОС

 Цымбал Алла Александровна
 
Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.
В.Ф. Шаталов
 
Дистанционное обучение, с помощью преподавателя или самостоятельно, позволяет изучение биологии сделать доступным, наглядным для всех, у кого есть компьютер и интернет. Обучение онлайн очень удобно, экономично, но требует в некоторой степени самостоятельности и самоорганизации, только тогда оно принесет ощутимые результаты и будет эффективным.
Дистанционное обучение (ДО) – сочетание образовательных технологий, при которых осуществляется целевое взаимодействие педагогов и школьников, при этом вне зависимости от места их пребывания и разделения во времени, где основой такого сотрудничества является педагогически организованные информационные технологии, например, с помощью телекоммуникаций и телевидения. К основным дистанционным образовательным технологиям относятся:
- кейсовая технология или портфельная- технология наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и компакт-дисках) и распространение их обучающимся для самостоятельного обучения (от английского suitcase – портфель).
- кейсовая или тренинговая технология, которая основана на использовании ситуационно-тренинговых методов обучения (от английского case – случай, ситуация).
- телевизионная или телекоммуникационная технология – технология обучения с применением телевизионных средств.
- интернет-сетевая технология - технология, на базе сети Интернет, чтобы обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами.
Данные технологии имеют широкое применение в компьютерных обучающих программах и электронных учебниках посредством глобальной (Интернет) компьютерной сети.
Допускается сочетание технологий. Они основанны на использовании интегрированной образовательной среды. Дистанционное обучение может осуществляться в двух режимах:
- асинхронный режим обучения, это то, что в электронных коммуникациях называется режимом of-line. Например, в Дневник.ру мы используем электронные тесты, форумы, обмен файлами, чтение электронных учебников.
- синхронный режим обучения, более распространенное понятие как режим on-line или реального времени, когда происходит одновременное подключение участников образовательного процесса к образовательным сервисам. Например, на платформе Teams проводятся видео уроки с демонстрацией презентаций, видео конференции и  возможностью загружать видео материалы и другие файлы для изучения предмета.
Отечественными учёными выявлены основные методические принципы, которые нужно учитывать для достижения большей эффективности при обучении биологии.
- коммуникативный принцип: не только при общении с учителем, но и при работе в группах, разработке совместных проектов
- принцип сознательности: использование определённой системы правил, формируя навыки, в совокупности дает обучаемому представление о системе науки биологии.
- принцип наглядности: зрительные (с использованием разнообразных средств Multimedia, организации видеоконференций);
- принцип доступности: обеспечивается благодаря интерактивному режиму работы.
- принцип положительного эмоционального фона: дает возможность сформировать устойчивую мотивацию учения для каждого обучаемого.
 Известно, что важная роль дистанционного обучения отражена и в статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» No 273 от 29.12.2012 г.: «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Также, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
Рассматривая важные позиции ФГОС (НОО, ООО), чтобы соответствовать требованиям информационного общества, нужно больше уделять внимание воспитанию и развитию качеств личности. Однозначно утверждается, что требуются не только знания учащихся находить информацию, но и использовать её в решении задач личного характера. Возникает вопрос о том, каким образом обеспечить «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика», «рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»?
Данные технологии требуют объединения педагогической системы с организацией учебной деятельности. При этом происходит повышение познавательных возможностей школьников, раскрывая данный формат обучения как личностно-ориентированный на более высоком уровне. Осваивая обучение с помощью разных онлайн платформ, учащиеся имеют возможность для достижения не только предметных, но и личностных (готовность к саморазвитию), и метапредметных результатов (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД).
При грамотном сотрудничестве  ученика с учителем, при правильном использовании возможностей интернета, можно добиться высоких предметных результатов.  В частности, дистанционные конкурсы, предметные олимпиады, викторины онлайн, предметные недели, конкурсы-игры по предмету. Опыт участия моих учащихся показывает, что каждый из них выбирает мероприятие по душе, в чём чувствует силы участвовать результативно. Все конкурсные задания оформляются на компьютере с использованием разных программ, которые оговариваются в условиях конкурсов.
Каждое дистанционное мероприятие - это новая ступенька к вершине знаний, ключ к успеху и развитию. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие логическое мышление, фантазию и креативность, привлекут внимание и детей, и их родителей. Задания конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома, в зависимости от положения конкурса (дистанционные олимпиады входящие в перечень Минобра). Мои  ученики активно участвуют и побеждают в различных дистанционных образовательных мероприятиях (например, «Эко-урок»). Еще одна распространенная модель дистанционного обучения, которая осуществляется асинхронно - электронная почта, социальная сеть ВКонтакте, электронный Дневник.ру, платформа Teams или через мой web-сайт.
На страницах группы, созданных в Дневник.ру, вы сможете найти разнообразные учебные пособия, задания и другие материалы, необходимые для изучения биологии. Для эрудитов и любознательных есть группа «Биология+Экология», где можно получить информацию о конкурсах, викторинах,  исследовательской и проектной деятельности. Также, на страницах платформы Дневник.ру размещаются полезные ссылки и рекомендации.
Для создания заданий в форме презентаций, схем и таблиц  я использую сервисы ЯКласс, РЭШ, Дневник.ру, Internet.urok и платформу Teams. Ссылки на тесты я размещаю в домашних заданиях в Дневник.ру и в Yandex disk. В последнее время очень активно мои учащиеся выполняют проверочные работы на образовательном сайте Дневник.ру и на платформе Teams.
Перед учителем встает задача постоянно отслеживать качество выполненных заданий, вносить коррективы и информировать ученика о допущенных ошибках, давать общую оценку работе. Такие контакты учат новым способам общения между учеником и учителем, готовят к новым формам обучения. Непосредственное взаимодействие с информационными технологиями в рамках учебного процесса позволяет учащимся существенно расширить свое информационное поле, получить доступ к обширным базам данных, познакомиться с мнениями разных людей по интересующему вопросу.
На протяжении дистанционных конкурсов проявляют себя, в основном, заинтересованные предметом, мотивированные школьники. Поэтому дополнительная задача учителя привлечь и раскрыть детей, нуждающихся в социальной защите (опека, ОВЗ-ограниченные возможности здоровья). Участникам дистанционных мероприятий предоставляется возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учебного учреждения и региона.
         Главная задача педагога - сформировать у детей понимание, что компьютер и сеть Интернет не является развлечением, а только «помощник» для развития детских талантов, увлечений, дополнительная возможность общения и углубления знаний по предмету.
ДО – это замечательный шанс проверить свои знания и умения, развить логическое мышление. Значит серьезная задача учителя - развивать увлечения детей, показать все возможности, чтобы проявить себя также и вне школы, даже используя и ресурсы Интернет. Не стоит забывать об актуальном факторе как портфолио собственных достижений, которое раскрывает больше возможностей и для выпускника (дополнительные баллы).
Что касается родителей? Данная форма работы в полной мере поможет показать «милое чадо» как творца, понимание его уникальности.
Что ДО для нас, учителей? Прежде всего, у учителя появляется дополнительная возможность оценить способности школьников по предмету, рассмотреть новые грани таланта своих учеников, осознать потребности и мотивы их учебной деятельности и скорректировать свою дальнейшую работу.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»