Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение элементов устного народного
творчества на уроках биологии для развития
познавательного интереса учащихся

Скуридина Татьяна Юрьевна
Современная концепция образования предполагает развитие личности, готовой творчески реагировать на обостренные проблемы времени. При этом без высокого уровня образования невозможно жить в сложном, постоянно меняющемся мире, невозможно решать социально-природные проблемы. 
Учитель может оказывать свое влияние на развитие познавательного интереса.С точки зрения доктора педагогических наук Г. И. Щукиной, познавательный интерес - это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» 
Таким образом, у учеников есть самостоятельный выбор - глубинное, захватывающее изучение того или иного предмета. Это немаловажно, ведь развитию познавательного интереса сопутствует развитие таких качеств личности, как упорство, воля, любознательность, стремление. 
Вопросом развития у школьников познавательного интереса к миру живой природы и у науке биологии занимались ученые - педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Г. И. Щукина и другие. Однако вопрос развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии на основе применения произведений устного народного творчества до сих пор рассматривался недостаточно. 
 Острота проблемы развития познавательного интереса возросла в связи с существующими противоречиями: между необходимостью усвоения объема знаний и неспособностью учащихся к их усвоению, поэтому проблема применения элементов устного народного творчества на уроках биологии для развития познавательного интереса у учеников актуальна  в наше время. 
Фольклор - (в переводе с англ.  «folklore» означает  «народная мудрость») -  устное народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен, явлений быта народов, которые передаются из поколения в поколение. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, загадки, песни, частушки, сказки, легенды, былины и мифологические рассказы. Великое множество представляет фольклор. 
Рассказывая о домашнем животном - о кошке, можно напомнить сказку «История о девяти жизнях», где обезьяне понравился пушистый, длинный хвост кота, и она предложила ему обменять красивый хвост на девять жизней. Кот долго не соглашался, и тогда обезьяна решила заманить кота в глубокую яму, «прикрыла ее листьями и травой, а сверху положила спящую летучую мышь. Прогуливался кот по тропинке, видит мышь сидит. Он прыгнул, летучая мышь улетела, а кот провалился в яму». 
Но даже там, изнуренный голодом, кот не поддавался на уговоры. Обезьяна, видя, что коту совсем плохо, скинула ему одну жизнь. Кот все равно стоял на своем и не хотел прощаться с хвостом. Так обезьяна скормила коту 7 жизней. Кот уже  понял, что из ямы ему самому не выбраться и решил схитрить вот и говорит обезьяне: «Так и быть, я протяну тебе свой хвост, а ты хватайся покрепче и тяни». Таким образом, кот выбрался из ямы, а хвост оторвался. Кот и говорит: «Я тебе отдал свой хвост, а ты обещала мне за него девять жизней». 
   «Я уже отдала тебе семь», - возразила обезьяна.
   «Я не заметил», - прищурил глаза кот.
   «Сам посмотри!» - воскликнула обезьяна и вытряхнула жизни из мешочка.
Коту долго думать не пришлось, и он сцарапал две последние жизни. Обезьяна взмолилась, чтобы кот вернул ей одну жизнь. Кот предложил меняться, он отдал обезьяне одну жизнь, а она ему вернула половину хвоста. С тех пор и появилось выражение "девять жизней".
Таким образом, можно привлечь внимание детей и сконцентрировать его на обучающем материале. 
С помощью пословиц и поговорок объясняются многие закономерности и явления природы. 
«Зимний денек - с комариный носок»
«Лучи солнца темнеют - к сильной грозе»
«Цветы черемухи цветут - похолодает тут как тут»
«Проливной дождь долго не идет»
«Сентябрь холоден, да сыт» 
Благодаря народным приметам можно предугадать погоду : 
«Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев - к холодному лету»
«Рыба не клюет перед дождем»
«Кошка в клубок - мороз на порог»
«Собака лежит вытянувшись - к теплу» 
Прививая детям понимание, что главная ценность жизни - это здоровье, можно вспомнить следующие строки : 
«Здоровье дороже всего»
«Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле» 
Закрепить знания о частях тела человека помогут загадки: 
«Два братца
Через дорожку живут,
Друг дружку не видят» 
«Между двух светил
Я в середине один» 
«Тонок,
Долог,
В траве не видать» 
Изучение домашних животных можно начать с загадок о них:
«Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник» 
«По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан» 
«Вся мохнатенькая,
Четыре лапки,
Сама усатенька» 
«Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит» 
Ценно использование пословиц, поговорок, сказок, примет и загадок в учебном процессе, т.к. с их помощью у школьников активизирует познавательная деятельность. 
Использование устного народного творчества в обучении биологии способствует развитию познавательного интереса, заинтересованности в учебном процессе. Поэтому в обучении биологии следует чаще стараться возвращаться к устному народному творчеству, которое пробуждает в нас огромную силу учения, впитывания знаний, силу заинтересованности.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»