Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Подготовка к ЕГЭ по биологии (часть С).

Повышева Ирина Валентиновна, учитель биологии ГБОУ СОШ №249 им.М.В.Маневича.

Для подготовки учеников к сдаче экзамена в формате ЕГЭ учитель использует различные формы тестов, тренируя навыки позволяющие выявить уровень освоения знаниями на базовом и повышенном уровне сложности.

Однако задания части С предполагают свободный ответ на поставленный вопрос и контролируют не только знания но и учебные умения. Каким образом научить полно глубоко и сжато излагать свои мысли? В данном случае можно предложить ученикам самим выступить в роли эксперта и оценить ответы.

При разборе и анализе ответов у учеников формируются навыки самоанализа и самоконтроля.

Достаточно часто встречаются задания по теме «Биосинтез белка».

Рассмотрим задачу С5. «Гормон окситоцин имеет белковую природу. В процессе трансляции его молекулы участвовало 9 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов, которые кодируют этот белок. Ответ поясните».(1)

Ответ ученика 1: « 9 аминокислот, 9 триплетов, 27 нуклеотидов».

Ответ ученика 2: « Так как каждая тРНК кодирует одну аминокислоту то в состав окситоцина входит 9 аминокислот. Каждая аминокислота состоит из трёх нуклеотидов, следовательно - 27 нуклеотидов».

Ответ ученика 3: «В процессе трансляции одна тРНК приносит одну аминокислоту. Информация о структуре белка закодирована на иРНК с помощью триплетов. Один триплет состоит из трёх нуклеотидов и кодирует одну аминокислоту. Таким образом, аминокислот в молекуле окситоцина 9, структурная часть иРНК содержит 9 триплетов и 27 нуклеотидов».

Анализ этих ответов позволяет избежать традиционных ошибок. Необходимо найти все вопросы, которые содержит задача. Ответ первого ученика  не содержит пояснений и экспертом оценён в 1 балл.

Второй ответ содержит биологические ошибки и даёт возможность найти и исправить их. Оценивается в 0 баллов.

Третий – не содержит ошибок, имеет объяснение и экспертом оценивается в 3 балла.

Ошибки при ответах могут быть связаны с необходимостью построения чёткого, логического ответа, умения анализировать фактический материал. При подготовке к экзамену таким детям необходимо учиться составлять план ответа, учиться выделять основное. Разбор ошибок в этом случае даёт возможность понять, насколько важно последовательно излагать свои мысли. Рассмотрим  это на конкретном примере.

С3. «Что произойдёт с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте».(2)

Ответ ученика 1: «Мембрана клетки обладает способностью свободно пропускать воду. Вода будет поступать в клетку, и клетка сначала увеличивается в размерах, а затем разрушается».

В данном случае ответ выстроен логично, однако остаётся непонятным, почему вода движется в клетку. Анализируя,  ученики вспоминают  явление плазмолиза и деплазмолиза клетки, понятие осмотическое давление и выясняют причину поступления воды.

Ответ ученика 2: «Клетка разрушится».

Интересно что дети, дающие подобные ответы, не всегда делают ошибки из-за того что не знают материал. При разборе вопроса с помощью учителя, они вполне могут дать полное и правильное объяснение. Исправляя ошибки, ребёнок учиться  строить чёткие логические конструкции.

Ряд вопросов требует системного подхода. Например: «Какую роль птицы играют в биоценозе леса? Приведите не менее четырёх примеров».

В данном случае при ответе на необходимо рассматривать многочисленные связи между птицами и организмами сообщества.

Ответ ученика 1: «Птицы питаются насекомым и регулируют их численность. Питаются плодами».

Ответ ученика 2: «Птицы служат пищей для многих хищников, таким образом, численность птиц влияет на численность хищников».

Оба оцениваются экспертами в 1 балл, так как оба ученика приводят только часть рассуждений необходимых для полного ответа.

Сложность представляют вопросы, требующие умения анализировать процессы, происходящие в клетке, делать выводы и затем аргументированно излагать свои мысли.

С5.«Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах соматической клетки человека составляет около 6·10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК  в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните».(1)

Если ученик впервые сталкивается с подобным заданием, то первое ощущение– паника. Детальный разбор вопроса, анализ всех процессов происходящих на различных стадиях клеточного деления позволяет достаточно успешно справляться с заданиями такого типа.

Ответ ученика 1: «Происходит мейоз и перед делением масса ДНК составляет 12·10-9мг. Это происходит, так как в интерфазе ДНК удваивается. В конце деления в сперматозоиде 6·10-9мг ДНК, так как хромосомы расходятся в разные клетки».

Ответ неполный, содержит биологические ошибки,  и экспертом оценивается в 1 балл.

Ответ ученика 2: «При образовании сперматозоида диплоидная клетка делится путём мейоза, а при образовании соматической клетки-митоза. Перед началом деления происходит репликация, и в обоих случаях масса ДНК будет составлять 12·10-9мг. Дальше при мейозе образуется гаплоидная клетка в которой находится хромосомы, состоящие из одной хроматиды(ДНК) значит в сперматозоиде 3·10-9мг. В соматической-6·10-9мг ДНК, при митозе образуется клетка диплоидная».

Экспертом оценивается в 3 балла. Интересно, что при разборе ответов ученики часто относятся к ним гораздо критичнее, чем учитель. Отмечают, что необходимо в ответе описывать процессы расхождения хромосом(хроматид), назвать фазы на которых происходят эти изменения.

Таким образом, разбирая и анализируя ответы, ученики учатся решать биологические задачи, приобретают навыки полного, аргументированного  и грамотного изложения мыслей и что не менее важно приобретают большую уверенность необходимую для успешной сдачи экзамена.

 

Литература.

1.Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А, В и С. Ростов на Дону. 2011.

2.Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ. Биология. М.2011.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»