Подготовка к ЕГЭ по биологии (часть С).
Повышева Ирина Валентиновна, учитель биологии ГБОУ СОШ №249 им.М.В.Маневича.
Для подготовки учеников к сдаче экзамена в формате ЕГЭ учитель использует различные формы тестов, тренируя навыки позволяющие выявить уровень освоения знаниями на базовом и повышенном уровне сложности.
Однако задания части С предполагают свободный ответ на поставленный вопрос и контролируют не только знания но и учебные умения. Каким образом научить полно глубоко и сжато излагать свои мысли? В данном случае можно предложить ученикам самим выступить в роли эксперта и оценить ответы.
При разборе и анализе ответов у учеников формируются навыки самоанализа и самоконтроля.
Достаточно часто встречаются задания по теме «Биосинтез белка».
Рассмотрим задачу С5. «Гормон окситоцин имеет белковую природу. В процессе трансляции его молекулы участвовало 9 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов, которые кодируют этот белок. Ответ поясните».(1)
Ответ ученика 1: « 9 аминокислот, 9 триплетов, 27 нуклеотидов».
Ответ ученика 2: « Так как каждая тРНК кодирует одну аминокислоту то в состав окситоцина входит 9 аминокислот. Каждая аминокислота состоит из трёх нуклеотидов, следовательно - 27 нуклеотидов».
Ответ ученика 3: «В процессе трансляции одна тРНК приносит одну аминокислоту. Информация о структуре белка закодирована на иРНК с помощью триплетов. Один триплет состоит из трёх нуклеотидов и кодирует одну аминокислоту. Таким образом, аминокислот в молекуле окситоцина 9, структурная часть иРНК содержит 9 триплетов и 27 нуклеотидов».
Анализ этих ответов позволяет избежать традиционных ошибок. Необходимо найти все вопросы, которые содержит задача. Ответ первого ученика не содержит пояснений и экспертом оценён в 1 балл.
Второй ответ содержит биологические ошибки и даёт возможность найти и исправить их. Оценивается в 0 баллов.
Третий – не содержит ошибок, имеет объяснение и экспертом оценивается в 3 балла.
Ошибки при ответах могут быть связаны с необходимостью построения чёткого, логического ответа, умения анализировать фактический материал. При подготовке к экзамену таким детям необходимо учиться составлять план ответа, учиться выделять основное. Разбор ошибок в этом случае даёт возможность понять, насколько важно последовательно излагать свои мысли. Рассмотрим это на конкретном примере.
С3. «Что произойдёт с клетками эпителиальной ткани, если их поместить в воду? Ответ обоснуйте».(2)
Ответ ученика 1: «Мембрана клетки обладает способностью свободно пропускать воду. Вода будет поступать в клетку, и клетка сначала увеличивается в размерах, а затем разрушается».
В данном случае ответ выстроен логично, однако остаётся непонятным, почему вода движется в клетку. Анализируя, ученики вспоминают явление плазмолиза и деплазмолиза клетки, понятие осмотическое давление и выясняют причину поступления воды.
Ответ ученика 2: «Клетка разрушится».
Интересно что дети, дающие подобные ответы, не всегда делают ошибки из-за того что не знают материал. При разборе вопроса с помощью учителя, они вполне могут дать полное и правильное объяснение. Исправляя ошибки, ребёнок учиться строить чёткие логические конструкции.
Ряд вопросов требует системного подхода. Например: «Какую роль птицы играют в биоценозе леса? Приведите не менее четырёх примеров».
В данном случае при ответе на необходимо рассматривать многочисленные связи между птицами и организмами сообщества.
Ответ ученика 1: «Птицы питаются насекомым и регулируют их численность. Питаются плодами».
Ответ ученика 2: «Птицы служат пищей для многих хищников, таким образом, численность птиц влияет на численность хищников».
Оба оцениваются экспертами в 1 балл, так как оба ученика приводят только часть рассуждений необходимых для полного ответа.
Сложность представляют вопросы, требующие умения анализировать процессы, происходящие в клетке, делать выводы и затем аргументированно излагать свои мысли.
С5.«Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах соматической клетки человека составляет около 6·10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните».(1)
Если ученик впервые сталкивается с подобным заданием, то первое ощущение– паника. Детальный разбор вопроса, анализ всех процессов происходящих на различных стадиях клеточного деления позволяет достаточно успешно справляться с заданиями такого типа.
Ответ ученика 1: «Происходит мейоз и перед делением масса ДНК составляет 12·10-9мг. Это происходит, так как в интерфазе ДНК удваивается. В конце деления в сперматозоиде 6·10-9мг ДНК, так как хромосомы расходятся в разные клетки».
Ответ неполный, содержит биологические ошибки, и экспертом оценивается в 1 балл.
Ответ ученика 2: «При образовании сперматозоида диплоидная клетка делится путём мейоза, а при образовании соматической клетки-митоза. Перед началом деления происходит репликация, и в обоих случаях масса ДНК будет составлять 12·10-9мг. Дальше при мейозе образуется гаплоидная клетка в которой находится хромосомы, состоящие из одной хроматиды(ДНК) значит в сперматозоиде 3·10-9мг. В соматической-6·10-9мг ДНК, при митозе образуется клетка диплоидная».
Экспертом оценивается в 3 балла. Интересно, что при разборе ответов ученики часто относятся к ним гораздо критичнее, чем учитель. Отмечают, что необходимо в ответе описывать процессы расхождения хромосом(хроматид), назвать фазы на которых происходят эти изменения.
Таким образом, разбирая и анализируя ответы, ученики учатся решать биологические задачи, приобретают навыки полного, аргументированного и грамотного изложения мыслей и что не менее важно приобретают большую уверенность необходимую для успешной сдачи экзамена.
Литература.
1.Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А, В и С. Ростов на Дону. 2011.
2.Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ. Биология. М.2011.