Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
6 класс

Строение и функции цветка

Долина Вера Васильевна
Цель урока: сформировать у учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений.
Задачи:
Развивающие:
• формирование умений анализировать, выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развивать логическое мышление;
• продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
• развитие познавательного интереса.
Образовательные:
• обеспечить усвоение учащимися знаний о строении цветка;
• сформировать понятия «обоеполые» и «однополые» цветки;
• продолжить умение работать с учебником, рисунками;
• формировать навыки работы с раздаточным материалом;
Воспитательные:
• воспитывать позитивное отношение к живой природе;
• прививать навыки коммуникативного общения, развитие чувства прекрасного.
Используемые технологии: проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии, технология  развития критического мышления.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма организации учебной деятельности: комбинированный.
Оборудование:
 разборные модели: «цветок вишни», «цветок картофеля»,
схемы,
таблицы,
натуральные объекты,
 фотографии,
справочники.
Приемы и методы работы:
– работа в малых группах;
– прием «Таблица ЗХУ» (Технология развития критического мышления);
– диалог и обсуждение;
– самостоятельная работа с информацией ( чтение с пометками);
– обращение к опыту учащихся;
– взаимопроверка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Проверьте вашу готовность к уроку. Сегодня нам предстоит работа в группах. Вспомните правила успешной работы в группе.
II. Актуализация знаний.
Прошу вас прочитать текст, который  вы найдете в конверте.
 «Однажды маленькое семечко упало на землю. Как это случилось? Быть может, его обронила птица? А может, его принесло ветром… или его мог бросить какой – нибудь зверёк. Прошло немного времени и случилось чудо: из семени появился росток с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу росток становился все больше и больше, сильнее и сильнее. Наконец, росток превращается в настоящее растение со множеством листьев…
 -А как вы думаете, что  произойдет дальше?
-Чего ещё не хватает в растении?
-Нарисуйте свой любимый цветок.
-Как вы думаете, для чего растению нужен цветок?
-Подумайте, у всех ли растений образуются цветки?
-Цветки образуются только у цветковых растений.
-Попробуйте обсудить в группе и дать определение понятию «цветок»
Работа в группах.
Учащиеся дают свои определения.
Давайте сравним ваши определения с определениями, записанными в биологических справочниках . Найдите определение в словаре и сравните оба определения.
-Посмотрите на свои рисунки и вспомните, что вы уже знаете о цветке?
Прошу вас поработать с таблицей « Знаю-  узнал - хочу узнать»
Таблица « ЗХУ»
Знаю Узнал Хочу узнать
состоит из лепестков, у него есть ножка….    
Учащиеся записывают свои личные знания о цветке в первую колонку. Обмениваются информацией и обсуждают её.
-Ребята, у меня на доске точно такая же таблица и я предлагаю вам поделиться своими знаниями о цветке, а  наш товарищ  занесет  их в общую таблицу.
Оформление доски (таблица).
III. Постановка целей и задач урока.
- На основе выполненных заданий давайте попробуем сформулировать тему и цели урока.
- Обсудите в  группе задачи, которые вы хотите решить на уроке.
Представители от групп транслируют   свой ответ.
Тема урока записывается на доске.
IV. Осмысление знаний.
-Внимательно посмотрите еще раз  на свою таблицу и попробуйте соотнести  свои записи с  предложенными биологическими понятиями: строение, функции, многообразие.
Работа в группах.
Строение Функции Многообразие
Пестик, защита, одиночные, соцветия, размножение,
образование плодов, цветоножка, образует пыльцу (и т.д.)
-Как вы  в группе распределили эти понятия и почему?
Трансляция ответов представителями от групп.
-Ребята, а как вы думаете, вам достаточно этих знаний о цветке?
-Почему?
Работа с текстом. Чтение с пометками.
 У вас на столах лежат тексты для чтения. Я вам предлагаю прочитать текст и  сделать пометки о том, что вам уже известно, что узнали и что хотите еще узнать о цветке, используя следующие символы.
Цветок — это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных (цветковых) растений.
Цветки отличаются большим разнообразием в деталях строения, окраске и размерах. Самые крошечные цветки у рясковых (диаметр около 1 мм), а самые крупные (диаметром от 60 см до 1 м и массой около 6 кг) — у тропического растения-паразита раффлезии Арнольди.
Центральной частью цветка, его осью является цветоложе, к которому прикрепляются все другие его части (см. рисунок). Цветки прикрепляются к стеблю при помощи цветоножки.
Цветки, не имеющие цветоножки, называются сидячими (кофейное дерево, волчье лыко). У некоторых растений на цветоножке имеются один или два маленьких листочка, именуемых прицветничками.
Наружными частями цветка являются зеленые чашелистики, образующие чашечку. За чашечкой располагаются лепестки, в совокупности составляющие венчик.
И чашелистики, и лепестки могут быть свободными  (у яблони, вишни, груши, лютика) или сросшимися (у картофеля, колокольчика, тыквы). Чашечка и венчик составляют вместе околоцветник. Околоцветник бывает двойным (имеется чашечка и венчик), простым венчикоковидным (имеется только венчик — у тюльпана, ландыша, лилии), простым чашечковидным (имеется только чашечка — у свеклы, конопли, крапивы). Существуют цветки и без околоцветника (у осоки, ивы, ясеня). Околоцветник защищает внутренние части цветка от неблагоприятных условий, а также привлекает своей яркой окраской насекомых-опылителей.
Внутри располагаются тычинки (от двух до нескольких десятков). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца.
В самом центре цветка находится один или несколько пестиков. Пестик состоит из завязи (нижняя расширенная часть), столбика и рыльца, расположенного на верхушке столбика. У некоторых растений (например, у мака) столбик отсутствует; тогда рыльце размещается на завязи и называется сидячим. Рыльце служит для улавливания пыльцы, столбик приподнимает рыльце над завязью, что облегчает улавливание пыльцы, а в завязи расположены семязачатки.
Цветки, имеющие тычинки и пестики, называются обоеполыми (у картофеля, тюльпана, лютика, яблони, груши). Некоторые цветки имеют только тычинки — их называют тычиночными (или мужскими) или только пестики, их называют пестичными (или женскими). Такие однополые, или раздельнополые, цветки — у конопли, тополя, ивы, кукурузы, огурца и др.
Растения с раздельнополыми цветками могут быть однодомными и двудомными. У однодомных растений мужские и женские цветки размещаются на одном и том же растении (у кукурузы, тыквы, огурца), у двудомных — на разных особях (у облепихи, ивы, тополя, конопли).
Цветки располагаются поодиночке или группами. Однако немногие растения имеют одиночно расположенные на концах побегов (маки, тюльпаны, пионы, магнолии) или на стволах и ветвях (гледичия каспийская) крупные ярко окрашенные цветки. У подавляющего большинства растений мелкие цветки собраны в группы, называемые соцветиями.
Самостоятельно прочитайте текст, делайте пометки в процессе чтения:
(Ú) - знаю
(+) - это для меня новое
(?) - хочу узнать
V.  Физкультминутка.
Музыкальная пауза.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Все справились с работой? А теперь выпишите биологические понятия, которые вы узнали в ходе чтения текста во 2 графу.
Ребята работают с текстами и схемами, заносят данные во 2 колонку таблицы
(узнал новое).
Давайте обсудим, что же было новым для вас?
После обсуждения, ученик  заносит данные в таблицу на доске. Уточняются понятия, конкретизируется строение цветка, дают ответ на вопрос о роли цветка.
-Внимательно посмотрите на понятия в 2 колонке и дополните схему: строение, функции, многообразие.
VII.  Закрепление знаний. Развития познавательного интереса.
Выберите в тексте информацию, которая вызывает у  вас, потребность узнать, дополнить знания об изучаемом цветке в большем объеме.
Ребята работают с третьей колонкой (хочу узнать), заполняют её, а учитель, обобщив их,  просит занести в таблицу на доске полученную информацию.. В конце работы таблица на доске становиться заполненной.
-Кто из вас хочет поделиться впечатлениями о проделанной работе?
VIII. Домашнее задание.
Скажите ребята, на все ли вопросы мы получили ответы?
Предлагаю вам записать домашнее задание:
Д/З – 1. § 44;
2. Творческое задание - составить эссе «Путешествие по цветку».
IX. Итог урока.
Проверим как успешно вы работали на уроке.
Выполните небольшую проверочную работу. Закончите предложения.
Цветок – орган…
Цветок состоит из:
Околоцветник бывает:
Лепестки цветка образуют венчик, а чашелистики –
Цветки бывают:
Растения на которых развиваются и тычиночные, и
пестичные цветки, называются…
Растения на которых цветут только пестичные или только
тычиночные цветы, называются….
Взаимопроверка.
-Чему мы учились на уроке? Что нового для себя узнали? Выполнили ли мы на уроке поставленные задачи?
X. Рефлексия.
 Наш урок подходит к концу, но изучение темы на этом не заканчивается, это только первые шаги в познании удивительного чуда природы - цветка. Нам еще многое предстоит узнать о многообразии цветка, его роли в природе и жизни всего живого на земле.
Прием « Незаконченные предложения»:
1. Сегодня на уроке мне было интересно узнать о …
2. Если бы не было цветов, то…
3. Мне понравилось работать в  группе, потому что…
4. Знания о строении цветка мне пригодятся в жизни…
5. Я был удивлен, узнав о том, что…
6. Заполните схему о строении цветка.
Опишите свое настроение, какое оно у вас после урока?
-Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке?
Дайте оценку работы вашей группы.
XI.Организованное окончание урока.
- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
- Урок закончен.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»