Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Прокариотическая клетка

Чимитсариева Ольга Дабаевна
Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки, выявить роль бактерий в природе и в жизни человека.
Задачи:
1.      Образовательные:
·         Рассмотреть особенности строения организации прокариот;
·         Рассмотреть особенности процессов жизнедеятельности;
·         Выявить роль бактерий в природе и в жизни человека.
2.      Развивающие:
·         развивать навыки работы с различными источниками информации;
·         развивать культуру речи, логическое мышление;
·         продолжить формирование умений выделять главное сравнивать, анализировать, делать выводы;
·         продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи при выполнении самостоятельной работы, работать с текстом учебника;
·         формировать умения и навыки самостоятельной работы.
3.      Воспитательные:
·         Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
·         Прививать санитарно-гигиенические навыки предупреждения 
инфекционных заболеваний;       
·         Воспитывать культуру умственного труда;
Тип урока: урок решения учебной задачи
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
  1. Мотивационный этап.
 Постановка познавательной задачи (3 мин)
Представьте, что мы - путешественники во времени. Я перевожу часы на машине времени на 3,5 млрд. лет назад, когда Земля только образовалась. Но перед началом путешествия давайте подумаем, что мы можем увидеть в это время на Земле? (Вода занимает большее пространство. Суша - каменистая равнина. В воздухе нет кислорода, зато есть аммиак, сероводород, метан и пары воды).
- Правильно. Значит, нам необходимо надеть скафандры. Целью нашего перемещения являются поиски жизни. Господа исследователи, где нам искать жизнь? (Наверное, жизнь можно обнаружить в воде). 
- Совершенно верно. Зачерпнем немного океанической воды и вернемся в наше время. Та форма жизни, которая находится в этом стакане, - объект нашего сегодняшнего изучения. Догадались, о чем идет речь?
(Это бактерии.  Это первые живые организмы на нашей планете).
Проблема урока: Почему они были первыми живыми организмами, освоившими Землю. Как бактериям удалось приспособиться к условиям древней Земли и дожить до наших дней? Давайте выявим цель нашего урока?
Цель: выяснить, выявить каким образом бактерии смогли выжить, дожить до наших дней и быть наряду с другими организмами процветающей группой. А для этого должны рассмотреть особенности строения и процессы жизнедеятельности, позволяющие бактериям иметь очень высокую приспособляемость. Выявить их роль в природе и в жизни человека.
А эпиграфом нашего урока будет слова первооткрывателя бактерий А.В. Левенгука «Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания».
2. Операционно-содержательный этап.
Чтобы учащиеся смогли убедиться в простой организации бактерий, им предлагается самостоятельная работа по заданию:
Перед вами клетки бактерий, растений, животных. Давайте сравним эти клетки. Найдите черты сходства и различия. Какие основные части есть у клеток? Сделайте вывод об уровне организации бактерий.
(Общее: у всех клеток есть цитоплазматическая мембрана, цитоплазма).
-Теперь давайте разберем с вами строение бактериальной клетки. В чем особенность строения оболочек бактерий? (Оболочка придает форму, защищает и проводит питательные вещества.  Поверх плазматической мембраны они окружены клеточной стенкой, состоящей из полисахарида – муреина, благодаря которой сохраняют постоянную форму. Многие образуют  слизистую капсулу.
- Как вы думаете, а зачем бактериям столько оболочек?
(это обеспечивает бактерий устойчивость и болезнетворную активность)
-Хорошо. А скажите, чего нет в бактериальной клетке по сравнению с клеткой растений, животных? (органоидов, ядра)
- Действительно, в клетках бактерий нет органоидов. Скажите, а какую функцию выполняет ядро в клетке? ( Ядро - главный жизненный центр клетки, который отвечает за размножение).
- Правильно. В клетках бактерий тоже есть такой центр, но он не имеет ядерной оболочки, мы будем называть его неоформленным ядром. Таким образом, организмы, которые не имеют оформленного ядра, называются доядерными или прокариотами. А организмы, имеющие хорошо оформленное ядро, называются эукариотами.
Вывод: В чем особенность клеток бактерий?
·         Не имеют оформленного ядра, наследственный материал в виде кольцевой молекулы ДНК.
·         Не имеют органоидов
·         Есть клеточная стенка, состоящая из муреина.
·         Имеют   слизистую капсулу.
·         Просто организованные организмы
·         Они маленькие, а точнее микроскопичны. Величина большинства бактерий колеблется от 0,2 до 1,3 мкм.
Деление класса на группы. Задание: Давайте соберем досье об этих организмах.
Задание для 1 группы.
1. По способу питания можно выделить несколько групп бактерий. Заполните схему «Разнообразие бактерий по способу питания»
А.Как питается группа автотрофов, если учесть, что они содержат хлорофилл?
Б.Чем питаются бактерии гниения?
В.Как называют способ питания бактерий, поселяющихся в живых организмах?
2. Какие группы бактерий выделяют по отношению к кислороду?

Задание для 2 группы. Рассмотреть особенности размножения и спорообразования.

Размножение и спорообразование у бактерий 

1.Как размножаются бактерии? При каких условиях происходит  размножение и с какой частотой?
Решите задачи:
1. Холерный вибрион при благоприятных условиях делится на каждые 20 минут на две дочерние клетки. Подсчитайте, сколько клеток получится из исходной материнской клетки за 4 часа? за 10 часов?
2. Известно, что одна бактериальная клетка за 10 суток может воспроизвести количество клеток, по объему нашей планете. Однако этого не происходит. Почему количество бактерий в природе относительно постоянно?
3. Многие бактерии очень устойчивы к воздействию неблагоприятных условий: высоких и низких температур, недостатку влаги, пищи. Что обуславливает высокую устойчивость бактерий к воздействию неблагоприятных условий? В каком состоянии они переживают высокую и низкую температуру?
4.Можно ли, прокипятив воду в течение 10 минут с уверенностью сказать, что бактерий там нет?
5.Подсчитайте, сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня; чумы в 4 раза, тифа в 30 раз, туберкулеза в 150, сибирской язвы в 1826 раз доль­ше, чем холеры. Сделайте вывод.
Задание для 3 группы. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
1.Какую роль играют бактерии в природе?
2.Почему без бактерий была бы невозможна жизнь на Земле?
3.Как человек использует бактерий в своей жизни?
4.Все ли бактерии полезны для человека? Приведите примеры.
Выступление групп
Вопросы для закрепления:
1. В школе существует правило: класс во время каждой перемены необходимо проветривать, а на большом перерыве обязательно проводить влажную уборку. Дайте обоснование необходимости подобного правила.  (Это гигиенические требования для борьбы с бактериями, пылью, способствующие уменьшению бактерий)
2.Почему нельзя пользоваться одной разделочной доской для резки мяса, хлеба, сырых овощей?
3. Почему кипячением воды или ее охлаждением нельзя полностью уничтожить все бактерии?  (для перенесения неблагоприятных условий образуется спора, позволяющая переносить высокие и низкие температуры)
4.Возбудители туберкулеза, холеры достаточно широко распространены в южных странах и реже встречаются в северных. Почему? (на севере воздух почти стерилен, т.к. там низкие температуры, много озона, поэтому болезни, переносимые бактериями, практически не распространены )
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Подведение итогов урока
А теперь ребята, давайте возвратимся к нашей проблеме: Почему бактерии были первыми живыми организмами, освоившими Землю. Как бактериям удалось приспособиться к условиям древней Земли и дожить до наших дней и быть процветающей группой?
Вывод: Примитивность и простота  строения. Фотосинтезирующие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере Земли. Бактерии-анаэробы не нуждаются в кислороде и способны жить в бескислородной среде. Выживанию бактерий в природе способствуют большая скорость размножения в благоприятных условиях, образование спор как способ переживания неблагоприятных условий.
Рефлексия.
1.Насколько важную для себя информацию вы получили сегодня на уроке?
2. О чем вы хотели бы узнать более подробно?
3. Пригодится ли вам информация, новый материал в вашей жизни?
Домашнее задание.
А) Написать письмо от имени бактерий о том, что будет, если на Земле исчезнут бактерии брожения, гниения, азотфиксирующие; если бактерии утеряют способность к спорообразованию? Б) Доклады или презентации на тему “Болезнетворные бактерии. Санитарно-гигиенические нормы”.

Рабочий лист учащегося
Тема:
1.Строение клетки:
  1. Оболочка:
 
 
  1. Ядро:
 
  1. Органоиды:
 
Выводы:
 
 
 
2. Особенности жизнедеятельности:
2.1. Питание.
Бактерии по способу питания
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Размножение.
 
 
2.3. Зачем нужна бактериям спора?
 
 
3. Значение бактерий.
В природе В жизни человека
  положительная Отрицательная
 
 
 
 
 
 
 

 
Общие выводы:





 
· 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»