Факультативный курс
Основы экологического природопользования
Винокурова Владимира Анатольевна,
учитель биологии СПб ГБОУ СОШ 547,
Волкова Галина Владимировна,
преподаватель экологии СПб ГБПОУ ЭМК
учитель биологии СПб ГБОУ СОШ 547,
Волкова Галина Владимировна,
преподаватель экологии СПб ГБПОУ ЭМК
Пояснительная записка
В основу содержания факультатива «Основы экологического природопользования» положены цели развития экологического мышления и обсуждения рационального природопользования в курсе школьного биологического образования, а также выработка правильного поведения каждой личности в среде своего обитания.
Задачи уроков:
- Показать место человека в экосистемах окружающего мира.
- На основе приобретенных экологических знаний сформировать основы рационального природопользования и природоохранной деятельности.
- Показать пути к устойчивому развитию окружающего мира с учетом действия человечества как глобальной геологической силы.
- проводить исследования состояния окружающей среды,
- обрабатывать данные и оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм, презентаций и т.п.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во час |
Введение | |
2 ч | |
Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества | 7 ч |
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования | 2 ч |
Практические занятия и экскурсии: 1.Экскурсия на МПБО (мусороперерабатывающий завод бытовых отходов) 2.Практическое занятие «Классификация природных ресурсов». 3.Экскурсия в Музей воды (или на очистные сооружения). 4.Практическое занятие «Лихеномониторинг» 5.Конференция (защита рефератов). |
10 ч 2 ч 2ч 2 ч 2 ч 2 ч |
ВСЕГО | 21 час |
Поурочно-тематическое планирование
Введение.
Тема 1. Экология в современном миреТермин. Новые проблемы. Новые направления научной деятельности. Защита природы и экология цивилизации.
Тема 2. Экологическая стратегия
Экологическая стратегия. Справочный материал. Центры дестабилизации и стабилизации окружающей среды
Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества
Тема 3. Природа и .общество. Общие и специфические черты.Биосфера. Новый участник круговорота жизни – человечество. Справочный материал. Законы Коммонера.
Тема 4. Развитие производительных сил общества, увеличение массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.
Конфликт общества и природы. Рост материального производства. Избыточное потребление. Анализ экоситуации (ГЭК- глобальный экологический кризис, ТЭК- тотальная экологическая катастрофа).
Тема 5. Воздействие негативных экологических факторов на человека, их прогнозирование и предотвращение.
Состояние человека как отражение состояния экосистемы. Факторы, влияющие на здоровье современного человека. Социокультурное неблагополучие. Влияние химических веществ на человека. Биологические загрязнения и болезни человека
Тема 6. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на атмосферу.Технические методы сокращения выбросов абгазов (выбросы промышленных газов различной природы и происхождения. Очистка выхлопных газов автомобилей. Загрязнение и очистка воды. Загрязнение почвы. Влияние урбанизации на атмосферу.
Экскурсия на МПБО.Утилизация бытовых и промышленных отходов.
Тема 7. Рациональное использование, воспроизводство природных ресурсов и экологическое равновесие окружающей среды.
Общечеловеческая проблема. Цели, задачи, виды, мотивы природопользования. Принципы(правила) природопользования.
Практическое занятие «Классификация природных ресурсов».Природная среда: природные условия и природные ресурсы. Использование природных ресурсов (заполнение таблицы). Классификация природных ресурсов. Работа с атласами (анализ разных видов ресурсов)
Экскурсия в Музей воды или на очистные сооружения.
Тема 8. Загрязнение биосферы (антропогенное, естественное, основные загрязнители).Способы ликвидация последствий заражения токсичными и радиоактивными отходами.
Сравнение результатов антропогенного вмешательства и естественных изменений природной среды. Сравнительная оценка факторов воздействия на природную среду. Загрязнения (атмосферы, гидросферы, продукты питания, косметики и др.). Радиоактивное загрязнение.
Тема 9. Экологический мониторинг: уровни, виды, методы. Биоиндикаторы. Лихеномониторинг.
Виды и методы. Мониторинг зеленых насаждений населенного пункта. Методы мониторинга воздушной среды. Биоиндикация (по состоянию сосны, лишайников (лихеномониторинг)).
Оформление практической работы по лихеномониторингу (или по сосне)
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 10. История Российского природоохранного законодательства. Органы управления и надзора по охране природыПравовые основы природопользования и охраны окружающей среды. Государственные органы охраны окружающей природной среды
Практическое занятие (конференция). Защита рефератов на темы: Природоохранные постановления 1970-1990гг. Закон «Об охране окружающей среды» 1991г. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Общественные организации в области охраны окружающей среды.
Тема 11. Экологическое законодательство. Правовая и юридическая ответственность за нарушения экологии. ООПТ
Экологическое законодательство РФ: условная тематика, документы, содержание, органы. Ответственность за нарушении экологии. Особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории СПб и области.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Практическая работа «Определение чистоты воздуха по лишайникам» (лихеномониторинг)
Теоретическая часть.
Вегетативное тело лишайника – таллом, или слоевище. По внешнему виду различают три типа талломов лишайников: накипные, листоватые и кустистые. Слоевище накипного – корочка, плотно сросшаяся с субстратом – корой дерева, древесиной, поверхностью камней. Его невозможно отделить от субстрата без повреждения. Листоватые – вид чешуек или пластинок, прикрепленных к субстрату с помощью пучков грибных нитей (гиф) – ризин или отдельных тонких гиф – ризоидов. Лишь у немногих лишайников таллом срастается с субстратом только в одном месте с помощью мощного пучка грибных гиф, называемого гомфом. У кустистых таллом – ветви или более толстые, чаще ветвящиеся стволики. Соединяется с субстратом гомфом и растет вертикально или свисает вниз.
Многочисленные исследования в районах промышленных объектов показывают прямую зависимость между загрязнением атмосферы и сокращением численности определенных видов лишайников. Особая чувствительность лишайников объясняется тем, что они не могут выделять в среду поглощенные токсические вещества, которые вызывают физиологические нарушения и морфологические изменения.
По мере приближения к источнику загрязнения слоевища лишайников становятся толще, лопасти окрашиваются в беловатый, коричневый или фиолетовый цвет, их талломы сморщиваются и растения погибают.
Наиболее резко реагируют лишайники на диоксид серы. Концентрация его 0,5 мг/куб.м - губительная для всех видов лишайников. На территории, где средняя концентрация диоксида серы превышает 0,3 мг/куб.м, лишайники практически отсутствуют. В районах со средними концентрациями от 0,3 до 0,05 по мере удаления от источника загрязнения появляются накипные, затем листоватые. При концентрации менее 0,05 появляются кустистые лишайники.
На городской территории выделяют уровни (чаще всего три) – так называемые «зоны лишайников»:
Зоны лишайников | Район города | Концентрация диоксида серы |
«лишайниковая пустыня» (лишайники практически отсутствуют) | Центр города и промыш-ленные районы с сильно загрязненным воздухом |
Свыше0,3 мг/куб.м |
«зона угнетения» (флора бедна) | Районы города со средней загрязненностью | 0,05-0,3 |
«зона нормальной жизнедеятельности» (максимальное видовое разнообразие, встречаются и кустистые) | Периферийные районы и пригороды |
Менее 0,05 |
- чем сильнее загрязнен воздух города, тем меньше встречается в нем видов лишайников (вместо десятков может быть 1-2).
- Чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев.
- При повышении загрязненности воздуха исчезают первыми кустистые, затем листоватые, и последними – накипные.
Практическая часть.
Ход работы:
1. Выбрать вид дерева, наиболее распространенный на исследуемой территории. Например, липа мелколистная. Город делят на квадраты, в которых подсчитывают общее число исследуемых деревьев и деревьев, покрытых лишайниками.
2. Для оценки загрязненности атмосферы конкретной улицы (парка) описать лишайники, которые растут на деревьях по обеим сторонам улицы или аллее парка на каждом третьем, пятом или десятом дереве. Пробная площадь 10х10 см. На каждом дереве описывают минимум четыре пробные площадки: две у основания ствола и две на высоте 1,4-1,6 м.
3. Определить размеры розеток лишайников и степень покрытия в процентах. Оценка встречаемости и покрытия дается по 5-балльной шкале:
Частота встречаемости(в %) | Степень покрытия | Балл оценки | ||
Очень редко Редко Редко Часто Очень часто |
Менее 5% 5-20 20-40 40-60 60-100 |
Очень низкая Низкая Средняя Высокая Оч. высокая |
Менее 5% 5-20 20-40 40-60 60-100 |
1 2 3 4 5 |
4. Произвести расчет средних баллов встречаемости и покрытия для каждого типа лишайников – накипных (Н), листоватых (Л), кустистых (К). Зная баллы средней встречаемости и покрытия Н,К,Л, рассчитать показатель относительной чистоты атмосферы (ОЧА) по формуле:
ОЧА=
Чем выше показатель ОЧА (ближе к единице), тем чище воздух местообитания
4.Сделать вывод об относительной чистоте атмосферы в данном районе.
Лист исследования «Лихеномониторинг»
Вид дерева ________________________________________________
Район __________________________________________________
Улица, парк ____________________________________________
Пробные площадки:
Деревья | Высота 1,4-1,6 м | Основание ствола | |||||||
№№ дерева | Кол-во площадок на дереве (10х10см) |
Оценка встречае-мости |
Оценка покрытия |
Оценка встречае-мости |
Оценка покрытия |
||||
(%) | балл | (%) | балл | (%) | балл | (%) | балл | ||
1. | 1) | ||||||||
2) | |||||||||
2. | 1) | ||||||||
2) | |||||||||
3. | 1) | ||||||||
2) | |||||||||
4. | 1) | ||||||||
2) | |||||||||
5. | 1) | ||||||||
2) | |||||||||
6. | 1) | ||||||||
2) | |||||||||
7. | 1) | ||||||||
2) | |||||||||
8. | 1) | ||||||||
2) | |||||||||
9. | 1) | ||||||||
2) | |||||||||
10. | 1) | ||||||||
2) |