Элективный курс для учащихся 9-х классов
Физика человеческого тела
Пешкова Виктория Олеговна,
учитель физики ГБОУ Лицей №470
Калининского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Данный курс является межпредметным, строится на основе двух обязательных дисциплин школьной программы: физики и биологии. Курс рассматривается как ориентационный и предназначен для учащихся, занимающихся спортом.
Цели:
1. Элективный курс позволяет расширить представления о физических возможностях человека и способствует формированию представления о человеке, как части природы.
2. Создаёт условия для повышения уровня мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин: физики и биологии.
3. Создаёт предпосылки к осознанному отношению к своему здоровью.
Задачи:
1. Развитие навыков исследовательской деятельности: организации эксперимента, методов сбора и обработки информации, подбора инструментария.
2. Активизация познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла.
3. Показ взаимосвязи науки и спорта (интегрированный подход к спортивным возможностям с учётом знаний по предметам).
Содержание курсанепосредственно опирается на знания, полученные учащимися на уроках физики и биологии в основной школе, но в отличие от общеобразовательного в предлагаемом элективном курсе содержится большое количество практических работ.
Объект изучения - человек, который рассматривается на уровне интегративного обобщения знаний, при его изучении создаются условия для формирования умений, связанных с переносом знаний из одной образовательной области в другую, а также формируются предпосылки для сознательного выбора здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью.
Курс рассчитан на 17 часов. Каждая тема рассматривается с двух сторон: с точки зрения физики и биологии. После изучения теоретического материала учащиеся обязательно выполняют практические задания, позволяющие определить их физические возможности. По окончанию курса все учащиеся сдают следующие работы:
1. таблицу - паспорт «Возможности моего организма»;
2. доклад на заданную тему (презентация) или отчёт об экскурсии;
3. подборку задач по темам «кинематика» и «динамика»;
4. рефлексию своей деятельности.
Итоговая аттестация проводится в форме собеседования, с дальнейшей оценкой работы зачёт / незачёт.
Учебно-тематический план
№ урока |
Тема |
Теор. часы |
Практ. часы |
Виды деятельности |
1 |
Человек - физическая система. |
0,5 |
0,5 |
Вводная лекция. Демонстрация научно-популярного фрагмента. Поиск информации по предложенным материалам, анализ, составление таблицы: «Возможности человека» |
2/3 |
Кинематика (перемещение, скорость, ускорение) |
0,5 |
1,5 |
Поиск информации по предложенным материалам, решение качественных задач, практическая работа: « Измерение скорости кровотока» (отчет) |
4/5 |
Динамика: сила тяжести (влияние на скорость кровотока), сила упругости (опорно-двигательная система: прочность, упругость костной ткани), сила трения (трение в суставах) |
0,5 |
1,5 |
Поиск информации по предложенным материалам, создание рабочих групп, работа в группах (создание подборки задач по теме), практическая работа: «Изучение прочности трубки и стержня той же массы для выяснения свойств трубчатой кости» |
6/7 |
Работа, мощность, энергия (работа мышц, утомляемость, энергетические затраты) |
0,5 |
1,5 |
Экспериментальное задание: «Возможности моего организма» отчёт |
8/9 |
Звук. Слуховой и голосовой аппарат |
|
2 |
Поиск информации, «Паспорт уха, как акустического прибора», «инструкция к применению», Практическая работа «Измерение остроты слуха» |
10/11 |
Глаз - оптический прибор |
|
2 |
Проведение эксперимента: «Определение характеристических параметров зрения человека» Доклад: «Современные методы коррекции зрения» (анализ информации, заполнение таблицы: достоинства и недостатки методов). |
12 |
Давление воздуха. Дыхание |
|
1 |
Работа с источниками информации. Создание модели, для изучения вдоха и выдоха. Заполнение обобщающей таблицы. |
13 |
Подготовка к конференции |
|
1 |
Работа в группах (доклад на заданную тему: температура и человек, атмосфера и человек, влажность и человек; выпуск наглядности, подготовка вопросов для соперников, презентация). |
14/15 |
Человек и окружающая среда |
|
2 |
Конференция (выступления групп). |
16/17 |
Человек и его здоровье |
|
2 |
Экскурсия в анатомический музей кафедры анатомии ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Отчёт. |
Информационное обеспечение образовательной программы
1. Чандаева С.А. Физика и человек (текст): пособие для учителя физики общеобразовательных учреждений / С.А. Чандаева - М.: АО «Аспект Пресс» 1994 - ЗЗбс.
2. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8кл. (текст):/ Н.А. Пугал, Т.А. Козлова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 88с.
3. Соломин В.П., Данина И.Я., Бурцева Н.М. Интегрированные занятия по биологии и физике (текст): учебно-методическое пособие / В.П. Соломин, И.Я. Данина, Н.М. Бурцева - СПб Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. - 139с.
4. Енохович А.С. Справочник по физике и технике (таблицы): учебное пособие для учащихся / С.А. Енохович - издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: «Просвещение», 1983. - 255с.
5. Ноздрачёв А.Д. Баженов Ю.И. Начала физиологии (текст): учебник для вузов / А.Д. Ноздрачёв, Ю. И. Баженов - СПб Изд-во «Лань», 2004. - 1088с.
6. Петросова Р.А. Обмен веществ и энергии в клетках организма (текст): Р. А. Петросова - М.: Изд-во «Дрофа», 2004. - 80с.
7. Евдокимова P.M. Внеклассная работа по биологии (текст): пособие для учителя биологии / P.M. Евдокимова - Саратов Изд-во «Лицей», 2005. - 288с.