Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Элективный курс для учащихся 9-х классов

Физика человеческого тела

 

Пешкова Виктория Олеговна,
учитель физики ГБОУ Лицей №470
Калининского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Данный курс является межпредметным, строится на основе двух обязательных дисциплин школьной программы: физики и биологии. Курс рассматривается как ориентационный и предназначен для учащихся, занимающихся спортом.

Цели:

1.       Элективный курс позволяет расширить представления о физических возможностях человека и способствует формированию представления о человеке, как части природы.

2.       Создаёт условия для повышения уровня мотивации к изучению естественнонаучных дисциплин: физики и биологии.

3.       Создаёт предпосылки к осознанному отношению к своему здоровью.

Задачи:

1.       Развитие навыков исследовательской деятельности: организации эксперимента, методов сбора и обработки информации, подбора инструментария.

2.       Активизация познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла.

3.       Показ взаимосвязи науки и спорта (интегрированный подход к спортивным возможностям с учётом знаний по предметам).

Содержание курсанепосредственно опирается на знания, полученные учащимися на уроках физики и биологии в основной школе, но в отличие от общеобразовательного в предлагаемом элективном курсе содержится большое количество практических работ.

Объект изучения - человек, который рассматривается на уровне интегративного обобщения знаний, при его изучении создаются условия для формирования умений, связанных с переносом знаний из одной образовательной области в другую, а также формируются предпосылки для сознательного выбора здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью.

Курс рассчитан на 17 часов. Каждая тема рассматривается с двух сторон: с точки зрения физики и биологии. После изучения теоретического материала учащиеся обязательно выполняют практические задания, позволяющие определить их физические возможности. По окончанию курса все учащиеся сдают следующие работы:

1.       таблицу - паспорт «Возможности моего организма»;

2.       доклад на заданную тему (презентация) или отчёт об экскурсии;

3.       подборку задач по темам «кинематика» и «динамика»;

4.       рефлексию своей деятельности.

Итоговая аттестация проводится в форме собеседования, с дальнейшей оценкой работы зачёт / незачёт.

 

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Теор. часы

Практ. часы

Виды деятельности

1

Человек - физическая система.

0,5

0,5

Вводная лекция. Демонстрация научно-популярного фрагмента. Поиск информации по предложенным материалам, анализ, составление таблицы: «Возможности человека»

2/3

Кинематика (перемещение, скорость, ускорение)

0,5

1,5

Поиск информации по предложенным материалам, решение качественных задач, практическая работа: « Измерение скорости кровотока» (отчет)

4/5

Динамика: сила тяжести (влияние на скорость кровотока), сила упругости (опорно-двигательная система: прочность, упругость костной ткани), сила трения (трение в суставах)

0,5

1,5

Поиск информации по предложенным материалам, создание рабочих групп, работа в группах (создание подборки задач по теме), практическая работа: «Изучение прочности трубки и стержня той же массы для выяснения свойств трубчатой кости»

6/7

Работа, мощность, энергия (работа мышц, утомляемость, энергетические затраты)

0,5

1,5

Экспериментальное задание: «Возможности моего организма» отчёт

8/9

Звук. Слуховой и голосовой аппарат

 

2

Поиск информации, «Паспорт уха, как акустического прибора», «инструкция к применению», Практическая работа «Измерение остроты слуха»

10/11

Глаз - оптический прибор

 

2

Проведение эксперимента: «Определение характеристических параметров зрения человека» Доклад: «Современные методы коррекции зрения» (анализ информации, заполнение таблицы: достоинства и недостатки методов).

12

Давление воздуха. Дыхание

 

1

Работа с источниками информации. Создание модели, для изучения вдоха и выдоха. Заполнение обобщающей таблицы.

13

Подготовка к конференции

 

1

Работа в группах (доклад на заданную тему: температура и человек, атмосфера и человек, влажность и человек; выпуск наглядности, подготовка вопросов для соперников, презентация).

14/15

Человек и окружающая среда

 

2

Конференция (выступления групп).

16/17

Человек и его здоровье

 

2

Экскурсия в анатомический музей кафедры анатомии ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Отчёт.

 

Информационное обеспечение образовательной программы

1.     Чандаева С.А. Физика и человек (текст): пособие для учителя физики общеобразовательных учреждений / С.А. Чандаева - М.: АО «Аспект Пресс» 1994 - ЗЗбс.

2.     Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8кл. (текст):/ Н.А. Пугал, Т.А. Козлова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 88с.

3.     Соломин В.П., Данина И.Я., Бурцева Н.М. Интегрированные занятия по биологии и физике (текст): учебно-методическое пособие / В.П. Соломин, И.Я. Данина, Н.М. Бурцева - СПб Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. - 139с.

4.     Енохович А.С. Справочник по физике и технике (таблицы): учебное пособие для учащихся / С.А. Енохович - издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: «Просвещение», 1983. - 255с.

5.     Ноздрачёв А.Д. Баженов Ю.И. Начала физиологии (текст): учебник для вузов / А.Д. Ноздрачёв, Ю. И. Баженов - СПб Изд-во «Лань», 2004. - 1088с.

6.     Петросова Р.А. Обмен веществ и энергии в клетках организма (текст): Р. А. Петросова - М.: Изд-во «Дрофа», 2004. - 80с.

7.     Евдокимова P.M. Внеклассная работа по биологии (текст): пособие для учителя биологии / P.M. Евдокимова - Саратов Изд-во «Лицей», 2005. - 288с.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»