Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

 Методическая разработка

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Давление газа

Андреева Людмила Владимировна,
учитель физики, высшей категории,
ГБОУ гимназия 295 Санкт-Петербург
а

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО ФИЗИКЕ С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке физики по теме «Давление газа» в 7 классе

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Физика

Класс 7

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учитель

Андреева Людмила Владимировна учитель

физики ГБОУ Гимназии  № 295, г. СПб.

Тема урока

Давление газа

Цель урока

  • изучить давление газа, раскрыть его природу.
  • выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения

 формировать умения применять положения МКТ для объяснения давления газа в различных ситуациях

Задачи урока

 

Образовательные.

  • побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин
  • сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир
  • сформировать  навыки объяснения результатов физических опытов и применения полученных знаний  при решении задач.

Развивающие.

Создание условий для:

  • -формирования исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального эксперимента и мысленного  исследования;
  • развития умений учащихся воспринимать и представлять

информацию в словесной, символической формах;

  • формирования навыков анализа результатов экспериментальной деятельности,  умения  делать  выводы  на  основе  проведенного анализа;
  • формирования коммуникативных компетенций учащихся;

Воспитательные.

Создание условий для:

  • воспитания  коллективизма,  чувства  ответственности  за  работу группы, взаимопомощи;
  • политехнического воспитания;
  • развития самостоятельности учащихся;

развития познавательного интереса учащихся к предмету.


 

 

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение формулировать понятие давления газа; знать/называть единицы измерения давления газа; умение наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении газа; умение определять зависимость  давление от параметров; овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты; приобретение  опыта простых экспериментальных исследований

Познавательные

Овладение навыками:

нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный  опыт  и информацию, полученную на уроке;

- исследовательской и проектной

деятельности. Коммуникативные Развитие умений:

- организовывать и планировать

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- распределения функций участников группы.

Регулятивные

Формирование навыков:

- определять и формулировать

цель исследовательской деятельности на уроке;

-планировать этапы экспериментальной работы;

- выдвигать гипотезу;

- работать по предложенному

группой плану;

- анализировать полученный

результат;

- давать эмоциональную оценку

своей деятельности на уроке.

формирование целостного научного мировоззрения; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы; формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу; формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности  к саморазвитию и самообразованию

Основные понятия, изучаемые на уроке

Давление газа, причины его возникновения, зависимость давления газа от его параметров

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

 Презентация к уроку;

Методическое назначение средств ИКТ

Визуализация  и моделирование физических процессов. Развитие разнообразных способов получения информации, свойственных разным типам личности. Формирование информационно-коммуникативных компетенций школьников

Необходимое аппаратное и

программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

экран, мультимедийный проектор, компьютер, прикладное программное обеспечение ( Power Point).

Образовательные Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/-Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов; www.class-fizika.narod.ru Классная физика.

Оборудование и материалы для урока

резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), установка (самодельная) для демонстрации модели давления газа.

на парты учащимся раздаются шприцы для фронтального эксперимента, пластиковые бутылки; воздушные шарики, емкости с горячей и холодной водой, емкости с водой, песком,  ручной насос, воронки,  дидактический материал на карточках

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный момент

Цель

Формирование самооценки готовности  к уроку.

Длительность этапа

2 минуты

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point.

Форма организации деятельности учащихся

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку (наличие тетради, учебника, задачника).

УУД

Регулятивные.

Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала.

Функции преподавателя на данном этапе

Создает нормальную обстановку для работы на уроке

Основные виды деятельности преподавателя

Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку.

Учитель настраивает класс на продуктивную деятельность подводя ребят к разгадыванию темы  урока

Для разработки

У.  – Здравствуйте. С каким настроением вы пришли на урок? Надеюсь, что оно у вас улучшится во время нашего урока. Ребята, вы любите разгадывать головоломки? Давайте их разгадаем:

Учащимся предлагается тест в картинках. (головоломка). На каждом слайде  рисунка, один из которых верный, а другой нет. Рядом с каждым рисунком написана буква. Учащиеся выбирают верный рисунок, обосновывая свою позицию..

 Разгадывают тему урока Давление.

Учитель. Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории. Класс делится на 6 групп .

В руках в каждой из группы   надутый воздушный шарик. Обращение к ученикам с вопросом: "Что же будет объектом нашего изучения?"

Ученик. Предполагаемый ответ - воздух

На наводящий вопрос учителя: "А чем ещё кроме воздуха можно заполнить воздушный шарик?"

Ответ: гелием

Таким образом, приходим к выводу, что речь пойдет не только о воздухе, но о газах вообще.

ЭТАП 2

Вхождение  в  тему  урока  и  создание  условий  для  осознанного восприятия нового материала

Цель

Подготовка  учащихся  к  восприятию  нового  материала,  проверка усвоения предыдущей темы.

Длительность этапа

8 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Регулятивная деятельность. Учитель организует повторение обучающимися материала по темам предыдущих занятий, необходимым для изучения нового материала.

Методы обучения

Репродуктивный.

Форма контроля и самоконтроля.

Средства ИКТ для

реализации данного

вида учебной деятельности

Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point.

Форма организации

деятельности учащихся

Отвечают  на  вопросы  учителя,  участвуют  в  обсуждении  решения качественных задач, предложенных учителем.

Форма работы - индивидуальная и групповая.

УУД

Регулятивные.

- контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном с целью обнаружения пробелов знаний;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в результат в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – оценивание качества и уровня усвоения знаний.

Функции преподавателя на данном этапе

Учитель    –    консультант:    подводит    учащихся    к    осознанию необходимости  изучения  данной   темы  урока,   проверяет  степень готовности учеников к изучению нового материала.

Основные виды деятельности преподавателя

Задает вопросы учащимся и предлагает для обсуждения качественные задачи.

Для разработки

Учитель предлагает ученикам сжать шарик

 Эксперимент: ученики выполняет эксперимент по сжатию шарика.

– Что вам мешает при сжатии? Что действует на оболочку шарика?

После вариантов ответов, обобщаем: газ  давит  на оболочку, т.е. создаёт давление.

 – Основной нашей задачей станет изучение давления газа. При этом мы  создадим теорию, объясняющую давление газа.

Для того чтобы выстроить теорию нам нужно провести эксперимент.

Эксперимент по группам: В один из шариков наливаем воду, во второй – мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем. Следим за изменением формы и размера шарика.

– Есть ли отличие в оказании давления?

Ученики: В случае давления твердых и жидких тел мы видим, что оказывает  давление (вода, мелкие предметы). На шарик и помещенное в него тело  действует сила тяжести.  В случае воздуха (газа) давление оказывается  по всем направлениям. Газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона, камеры в котором он находится

  Чем вызвано давления газа?

 Давление газа вызвано ударами молекул газа о стенки шарика.

 Вопрос для обсуждения:

– Почему форма оболочки шарика шарообразная, а не кубическая или какая-нибудь другая?

Вывод: газ оказывает по всем направлениям одинаковое давление.

Выдвигаем гипотезу: причиной давления газа является – результат  ударов  молекул газа о стенки сосуда или о помещенное в газ тело.

 Попробуем смоделировать нашу гипотезу, для этого проведем эксперимент с помощью модели. Для изучения явления часто используют модели. Модель - это упрощённый вариант явления или объекта.

В качестве модели используем подвешенную картонке - "стенку" - модель стенки сосуда или шарика,  в которую бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул.

Эксперимент.  В подвижную "стенку" сначала один ученик ударяет мячиком.

"Стенка" отклоняется и возвращается.

Затем два или три ученика быстро бросают мячики так часто, что отклоненная стенка, незначительно колеблется. Какой вывод можно из этого эксперимента сделать?

Шарики, ударяясь о стенку, не дают ей вернуться в исходное состояние. Стенка всегда будет находиться под давлением шариков. Сила удара одной молекулы не велика, а когда молекул огромное количество, то сила ударов огромна. Итак, давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул.

ЭТАП 3

Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Цель

Выработка совместно с учащимися цели урока.

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Фронтальный эксперимент  Создание проблемной ситуации для активизации познавательного процесса и условий для успешного усвоения нового материала.

Методы обучения

Продуктивный (поиск путей решения проблемы), проблемный, частично-поисковый. Наглядный (демонстрация) и словесный (беседа, попытки формулирования выводов)..

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point.

Форма организации деятельности учащихся

Форма работы - индивидуальная и коллективная

Учащиеся анализируют демонстрационный эксперимент и предлагают пути решения поставленной проблемы.

УУД

 

Регулятивные. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, работать в коллективе. Умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, работать по коллективно составленному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные. Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные. Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Функции преподавателя на данном этапе

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Учитель – консультант: осуществляет педагогическое сопровождение ученика, помогает учащимся прийти к правильным выводам.

Основные виды деятельности преподавателя

Ставит проблему, определяет путь и этапы работы с ЭОР, побуждает к поиску путей решения поставленной проблемы. Проводит инструктаж по ТБ. Контролирует работу групп. Проверяет правильность эксперимента и обозначает перед обучающимися проблему.

Для разработки

– Как вы думаете, от каких параметров  зависит давление газа.

Ученики предлагают ответы, которые записываются в таблицу 1

От чего зависит давление газа (гипотеза)          Результат проверки

В процессе беседы заполняется таблица 1.

Эксперимент: сравниваем удары на модели (используем маленькие  шарики и мячи). удары с     m         становятся сильнее.

Вывод. Чем больше    масса, тем выше      давление (ставим + в таблице).

Эксперимент. Насосом накачиваем шарик.

Вывод.

Чем больше количество молекул, тем выше давление (ставим + в таблице).

N         , то число соударений молекул между собой и стенками сосуда ,  , то. р

Эксперимент. Ставим в холодную и горячую воду бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком.

Вывод. Чем выше температура, тем выше давление.  (ставим + в таблице).

Как зависит скорость молекул от температуры?  С  увеличением Т,  скорость ув, сл, возрастает число соударений и удары становятся сильнее . Т. О, давление увеличивается.

Эксперимент. Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки) Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос: «В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?».  N= const   T=const   m=const

Это значит, что в каждом кубическом сантиметре газа молекул становится больше и плотность газа увеличивается. Увеличивается число ударов о стенку сосуда  N     , т.е. р

Ученики: Изменяется  объём  (ставим + в таблице).

 

ЭТАП 5

Выводы и Примеры использования давления газа.

Цель

Анализ и обобщение результатов исследований

Длительность этапа

6 минут

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point.

 

Методы контроля

Обобщение, сопоставление

Способы коррекции

Эвристическая беседа

Форма организации деятельности

учащихся

Самостоятельно  приобретают  новые знания и практические умения; Умеют  слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Функции

преподавателя на данном этапе

Учитель – тьютер. Создание ситуации творчества. Помощь в систематизации знаний

Основные виды

деятельности

преподавателя

Корректирует   формулировку   выводов.   Формулирует   понятие   давления газа.  Организует  проверку полученных результатов и закрепление полученных знаний.

Для разработки

Давайте подведем итог. Какой общий вывод по изучению нового материала мы можем сделать.

Вывод. Мы выдвинули гипотезу, что давление газа  на стенки сосуда вызывается  ударами  молекул газа, предположили  и экспериментально доказали, что давление газа зависит от массы, количества, скорости молекул, температуры и объема.

Примеры использования давления газа.

На применении сжатого воздуха основано действие различных пневматических устройств, например, пневматическое ружье.

 В нем воздух, собранный и сжатый в цилиндре, с силой выбрасывает пулю.

 В шинах велосипеда, мотоцикла и автомобиля сжатый воздух смягчает все толчки и удары на неровностях пути.

Сжатый воздух открывает и закрывает двери в автобусах, в троллейбусах и поездах.

 В пневматических тормозах сжатый воздух прижимает к колесам специальные колодки.

Надувные матрасы. Для хранения и перевозки газов их сильно сжимают. При этом давление их очень возрастает и газы приходиться заключать в специальные стальные баллоны. В таких баллонах, например, содержат сжатый воздух в подводных лодках, кислород - для сварки металлов, азот - в медицине, крио медицина.

Дома у многих имеется медицинский прибор – тонометр, который измеряет давление.

Кто желает попробовать измерить давление?

Желающие могут дома, проанализировать  какие приборы у вас имеются дома, где используется давление газа и познакомить нас на следующем уроке с принципом их работы.

 

ЭТАП 6

Закрепление материала

Цель

Установить  степень усвоения новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы

Длительность этапа

6 минут

Средства ИКТ для

реализации видов

учебной деятельности

Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point.

Форма организации

деятельности

учащихся

  • Решение качественных задач
  • Тестовая проверка усвоения нового знания (открыть по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0456-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html и раздать листы распечатанного варианта этого теста (см. Приложение 2). Выполнение проверочного теста, взаимопроверка в парах по ключу.  
  • Задача по карточке

Функции

преподавателя на данном этапе

Учитель – наставник: Помощь в систематизации знаний.  Проведение закрепления материала. Контроль за выполнением задания.

ЭТАП 7

Подведение итогов. Рефлексия

Цель

Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений

Длительность этапа

6 минут

Средства ИКТ для

реализации видов учебной деятельности

Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point.

Форма организации

деятельности учащихся

Вспоминают   цель   урока.   Анализируют   степень   ее   достижения.

Корректируют         выдвинутые    предположения    по    результатам первичного эксперимента. Формулируют выводы.

Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний.

Основные виды

деятельности преподавателя

Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам    урока,

проанализировать степень их достижения, объяснить результаты эксперимента, поставленного в начале урока  с использованием новой терминологии, сделать выводы. Сообщает оценки за урок.

ЭТАП 8

Домашнее задание.

Длительность этапа

2 минуты

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point.

Форма организации деятельности учащихся

Записывают в дневниках домашнее задание.

Основные виды деятельности преподавателя

Сообщает учащимся дифференцированное домашнее задание:

 – Урок завершен, надеюсь, что вы с урока уходите с хорошим настроением и большим багажом новых знаний, ведь сегодня вы сами побывали в роле ученых, выдвигали гипотезы, моделировали модели, ставили эксперименты, подтверждали свои умозаключения. Только в слаженной и дружной команде можно добиться таких результатов. Именно такой командой были сегодня вы.

       

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»