Методическая разработка
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Давление газа
Андреева Людмила Владимировна,
учитель физики, высшей категории,
ГБОУ гимназия 295 Санкт-Петербурга
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО ФИЗИКЕ С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке физики по теме «Давление газа» в 7 классе
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
||
Предмет |
Физика |
Класс 7 |
Тип урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Учитель Андреева Людмила Владимировна учитель физики ГБОУ Гимназии № 295, г. СПб. |
Тема урока |
Давление газа |
|
Цель урока |
формировать умения применять положения МКТ для объяснения давления газа в различных ситуациях |
|
Задачи урока
|
Образовательные.
Развивающие. Создание условий для:
информацию в словесной, символической формах;
Воспитательные. Создание условий для:
развития познавательного интереса учащихся к предмету. |
Планируемые образовательные результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
умение формулировать понятие давления газа; знать/называть единицы измерения давления газа; умение наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении газа; умение определять зависимость давление от параметров; овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты; приобретение опыта простых экспериментальных исследований |
Познавательные Овладение навыками: нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - исследовательской и проектной деятельности. Коммуникативные Развитие умений: - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - распределения функций участников группы. Регулятивные Формирование навыков: - определять и формулировать цель исследовательской деятельности на уроке; -планировать этапы экспериментальной работы; - выдвигать гипотезу; - работать по предложенному группой плану; - анализировать полученный результат; - давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. |
формирование целостного научного мировоззрения; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы; формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу; формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию |
|
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Давление газа, причины его возникновения, зависимость давления газа от его параметров |
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) |
Презентация к уроку; |
||
Методическое назначение средств ИКТ |
Визуализация и моделирование физических процессов. Развитие разнообразных способов получения информации, свойственных разным типам личности. Формирование информационно-коммуникативных компетенций школьников |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
экран, мультимедийный проектор, компьютер, прикладное программное обеспечение ( Power Point). |
||
Образовательные Интернет-ресурсы |
http://school-collection.edu.ru/-Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов; www.class-fizika.narod.ru Классная физика. |
||
Оборудование и материалы для урока |
резиновые мячики и теннисные шарики (модели молекул), установка (самодельная) для демонстрации модели давления газа. на парты учащимся раздаются шприцы для фронтального эксперимента, пластиковые бутылки; воздушные шарики, емкости с горячей и холодной водой, емкости с водой, песком, ручной насос, воронки, дидактический материал на карточках |
||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|||
ЭТАП 1 |
Организационный момент |
||
Цель |
Формирование самооценки готовности к уроку. |
||
Длительность этапа |
2 минуты |
||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности |
Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point. |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку (наличие тетради, учебника, задачника). |
||
УУД |
Регулятивные. Саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии для восприятия нового материала. |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Создает нормальную обстановку для работы на уроке |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку. Учитель настраивает класс на продуктивную деятельность подводя ребят к разгадыванию темы урока |
||
Для разработки |
У. – Здравствуйте. С каким настроением вы пришли на урок? Надеюсь, что оно у вас улучшится во время нашего урока. Ребята, вы любите разгадывать головоломки? Давайте их разгадаем: Учащимся предлагается тест в картинках. (головоломка). На каждом слайде рисунка, один из которых верный, а другой нет. Рядом с каждым рисунком написана буква. Учащиеся выбирают верный рисунок, обосновывая свою позицию.. Разгадывают тему урока Давление. Учитель. Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории. Класс делится на 6 групп . В руках в каждой из группы надутый воздушный шарик. Обращение к ученикам с вопросом: "Что же будет объектом нашего изучения?" Ученик. Предполагаемый ответ - воздух На наводящий вопрос учителя: "А чем ещё кроме воздуха можно заполнить воздушный шарик?" Ответ: гелием Таким образом, приходим к выводу, что речь пойдет не только о воздухе, но о газах вообще. |
||
ЭТАП 2 |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||
Цель |
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, проверка усвоения предыдущей темы. |
||
Длительность этапа |
8 минут |
||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Регулятивная деятельность. Учитель организует повторение обучающимися материала по темам предыдущих занятий, необходимым для изучения нового материала. |
||
Методы обучения |
Репродуктивный. Форма контроля и самоконтроля. |
||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности |
Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point. |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении решения качественных задач, предложенных учителем. Форма работы - индивидуальная и групповая. |
||
УУД |
Регулятивные. - контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном с целью обнаружения пробелов знаний; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в результат в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; - оценка – оценивание качества и уровня усвоения знаний. |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Учитель – консультант: подводит учащихся к осознанию необходимости изучения данной темы урока, проверяет степень готовности учеников к изучению нового материала. |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Задает вопросы учащимся и предлагает для обсуждения качественные задачи. |
||
Для разработки |
Учитель предлагает ученикам сжать шарик Эксперимент: ученики выполняет эксперимент по сжатию шарика. – Что вам мешает при сжатии? Что действует на оболочку шарика? После вариантов ответов, обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление. – Основной нашей задачей станет изучение давления газа. При этом мы создадим теорию, объясняющую давление газа. Для того чтобы выстроить теорию нам нужно провести эксперимент. Эксперимент по группам: В один из шариков наливаем воду, во второй – мелкие твердые предметы, а третий просто надуваем. Следим за изменением формы и размера шарика. – Есть ли отличие в оказании давления? Ученики: В случае давления твердых и жидких тел мы видим, что оказывает давление (вода, мелкие предметы). На шарик и помещенное в него тело действует сила тяжести. В случае воздуха (газа) давление оказывается по всем направлениям. Газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона, камеры в котором он находится Чем вызвано давления газа? Давление газа вызвано ударами молекул газа о стенки шарика. Вопрос для обсуждения: – Почему форма оболочки шарика шарообразная, а не кубическая или какая-нибудь другая? Вывод: газ оказывает по всем направлениям одинаковое давление. Выдвигаем гипотезу: причиной давления газа является – результат ударов молекул газа о стенки сосуда или о помещенное в газ тело. Попробуем смоделировать нашу гипотезу, для этого проведем эксперимент с помощью модели. Для изучения явления часто используют модели. Модель - это упрощённый вариант явления или объекта. В качестве модели используем подвешенную картонке - "стенку" - модель стенки сосуда или шарика, в которую бросают маленькие мячики, являющиеся моделями молекул. Эксперимент. В подвижную "стенку" сначала один ученик ударяет мячиком. "Стенка" отклоняется и возвращается. Затем два или три ученика быстро бросают мячики так часто, что отклоненная стенка, незначительно колеблется. Какой вывод можно из этого эксперимента сделать? Шарики, ударяясь о стенку, не дают ей вернуться в исходное состояние. Стенка всегда будет находиться под давлением шариков. Сила удара одной молекулы не велика, а когда молекул огромное количество, то сила ударов огромна. Итак, давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул. |
||
ЭТАП 3 |
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
||
Цель |
Выработка совместно с учащимися цели урока. |
||
Длительность этапа |
5 минут |
||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
Фронтальный эксперимент Создание проблемной ситуации для активизации познавательного процесса и условий для успешного усвоения нового материала. |
||
Методы обучения |
Продуктивный (поиск путей решения проблемы), проблемный, частично-поисковый. Наглядный (демонстрация) и словесный (беседа, попытки формулирования выводов).. |
||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности |
Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point. |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Форма работы - индивидуальная и коллективная Учащиеся анализируют демонстрационный эксперимент и предлагают пути решения поставленной проблемы. |
||
УУД
|
Регулятивные. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, работать в коллективе. Умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, работать по коллективно составленному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные. Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные. Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика. Учитель – консультант: осуществляет педагогическое сопровождение ученика, помогает учащимся прийти к правильным выводам. |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Ставит проблему, определяет путь и этапы работы с ЭОР, побуждает к поиску путей решения поставленной проблемы. Проводит инструктаж по ТБ. Контролирует работу групп. Проверяет правильность эксперимента и обозначает перед обучающимися проблему. |
||
Для разработки |
– Как вы думаете, от каких параметров зависит давление газа. Ученики предлагают ответы, которые записываются в таблицу 1 От чего зависит давление газа (гипотеза) Результат проверки В процессе беседы заполняется таблица 1. Эксперимент: сравниваем удары на модели (используем маленькие шарики и мячи). удары с m становятся сильнее. Вывод. Чем больше масса, тем выше давление (ставим + в таблице). Эксперимент. Насосом накачиваем шарик. Вывод. Чем больше количество молекул, тем выше давление (ставим + в таблице). N , то число соударений молекул между собой и стенками сосуда , , то. р Эксперимент. Ставим в холодную и горячую воду бутылку с надетым на горлышко воздушным шариком. Вывод. Чем выше температура, тем выше давление. (ставим + в таблице). Как зависит скорость молекул от температуры? С увеличением Т, скорость ув, сл, возрастает число соударений и удары становятся сильнее . Т. О, давление увеличивается. Эксперимент. Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки) Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос: «В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые?». N= const T=const m=const Это значит, что в каждом кубическом сантиметре газа молекул становится больше и плотность газа увеличивается. Увеличивается число ударов о стенку сосуда N , т.е. р Ученики: Изменяется объём (ставим + в таблице).
|
||
ЭТАП 5 |
Выводы и Примеры использования давления газа. |
||
Цель |
Анализ и обобщение результатов исследований |
||
Длительность этапа |
6 минут |
||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности |
Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point.
|
||
Методы контроля |
Обобщение, сопоставление |
||
Способы коррекции |
Эвристическая беседа |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Самостоятельно приобретают новые знания и практические умения; Умеют слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Учитель – тьютер. Создание ситуации творчества. Помощь в систематизации знаний |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Корректирует формулировку выводов. Формулирует понятие давления газа. Организует проверку полученных результатов и закрепление полученных знаний. |
||
Для разработки |
Давайте подведем итог. Какой общий вывод по изучению нового материала мы можем сделать. Вывод. Мы выдвинули гипотезу, что давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул газа, предположили и экспериментально доказали, что давление газа зависит от массы, количества, скорости молекул, температуры и объема. Примеры использования давления газа. На применении сжатого воздуха основано действие различных пневматических устройств, например, пневматическое ружье. В нем воздух, собранный и сжатый в цилиндре, с силой выбрасывает пулю. В шинах велосипеда, мотоцикла и автомобиля сжатый воздух смягчает все толчки и удары на неровностях пути. Сжатый воздух открывает и закрывает двери в автобусах, в троллейбусах и поездах. В пневматических тормозах сжатый воздух прижимает к колесам специальные колодки. Надувные матрасы. Для хранения и перевозки газов их сильно сжимают. При этом давление их очень возрастает и газы приходиться заключать в специальные стальные баллоны. В таких баллонах, например, содержат сжатый воздух в подводных лодках, кислород - для сварки металлов, азот - в медицине, крио медицина. Дома у многих имеется медицинский прибор – тонометр, который измеряет давление. Кто желает попробовать измерить давление? Желающие могут дома, проанализировать какие приборы у вас имеются дома, где используется давление газа и познакомить нас на следующем уроке с принципом их работы.
|
||
ЭТАП 6 |
Закрепление материала |
||
Цель |
Установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы |
||
Длительность этапа |
6 минут |
||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности |
Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point. |
||
Форма организации деятельности учащихся |
|
||
Функции преподавателя на данном этапе |
Учитель – наставник: Помощь в систематизации знаний. Проведение закрепления материала. Контроль за выполнением задания. |
||
ЭТАП 7 |
Подведение итогов. Рефлексия |
||
Цель |
Формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений |
||
Длительность этапа |
6 минут |
||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности |
Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point. |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Корректируют выдвинутые предположения по результатам первичного эксперимента. Формулируют выводы. Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения, объяснить результаты эксперимента, поставленного в начале урока с использованием новой терминологии, сделать выводы. Сообщает оценки за урок. |
||
ЭТАП 8 |
Домашнее задание. |
||
Длительность этапа |
2 минуты |
||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности |
Мультимедийная презентация, выполненная в среде Power Point. |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Записывают в дневниках домашнее задание. |
||
Основные виды деятельности преподавателя |
Сообщает учащимся дифференцированное домашнее задание: – Урок завершен, надеюсь, что вы с урока уходите с хорошим настроением и большим багажом новых знаний, ведь сегодня вы сами побывали в роле ученых, выдвигали гипотезы, моделировали модели, ставили эксперименты, подтверждали свои умозаключения. Только в слаженной и дружной команде можно добиться таких результатов. Именно такой командой были сегодня вы. |
||