АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ Я. ПЕРЕЛЬМАНА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА"
Пономарева Анна Иосифовна,
учитель физики
Многие из нас хорошо помнят из детства серию замечательных книг Я.Перельмана о занимательности математики,физики и астрономии, в которых в доступной форме, увлекательно рассказывается о сложных проблемах в области этих наук. Читается легко, как художественная литература. Недюжинный талант автора заинтересовал многих ребят, помог им в учебе, а, подчас, и в выборе профессии. Не хотелось бы,чтобы имя этого замечательного популяризатора науки было забыто, поэтому я разработала мероприятие, которое может быть проведено как в урочное, так и во внеурочное время, на котором мы знакомим учащихся с книгой Я. Перельмана "Занимательная физика".
Мероприятие требует предварительной подготовки. В процесс включены учащиеся 9(10) класса, которые являются ведущими, а также ученики 7 класса,только начинающие изучать физику. Учащиеся ведущего класса делятся на 5 групп по 2-3 человека. Каждая группа представляет собой разделы книги: оптика,превращения энергии, механические явления, свойства жидкостей, тепловые явления. По каждому разделу вместе с детьми готовим теоретический и экспериментальный материал. Учащиеся 7 класса делятся на 5 групп. Каждая группа по кругу обходит все разделы книги. В каждом случае старшеклассники показывают занимательные опыты, знакомят с интересными явлениями, задают вопросы. Отвечающие на вопросы получают жетоны, по количеству которых в конце урока выставляются положительные оценки 7-классникам, а лучшим раздаются призы. Обязательно награждаются и ребята-ведущие.
В разделе ОПТИКА мы рассказываем о различных зрительных иллюзиях, демонстрируем их, говорим о миражах, дисперсии, демонстрируем "волшебные" дифракционные очки, показываем голограмму и говорим о ее удивительных свойствах и перспективах, демонстрируем бесконечность с помощью двух зеркал и свечи, пробуем написать свое имя,ориентируясь только на изображение в зеркале, рассказываем о применении зрительных иллюзий в цирке ( говорящая голова, "распиленные" люди, иллюзии Копперфильда)
В разделе МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ведем разговор о проблеме вечного двигателя, демонстрируем модели, рассказываем о знаменитых мошенниках в этой области, разбираем случай, когда боевая пуля была поймана рукой,говорим о звуковых явлениях-звуковых зеркалах, эффекте раковины, говорящих статуях, резонансе с его демонстрацией.
В разделе ПРЕВРАЩЕНИЯ ЭНЕРГИИ ведем разговор о поиске человечеством источников энергии, демонстрируем и рассказываем о различных превращениях энергии вокруг нас, демонстрируем модель ядерной реакции на спичечной модели, показываем,как можно добывать ток из овощей и фруктов, демонстрируем чудо-фонарик, электрофорную машину, солнечную батарею.
В разделе СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ говорим и показываем капиллярные явления, силу Архимеда, говорим о море, в котором трудно утонуть, демонстрируем картезианского водолаза, говорим о мыльных пузырях, демонстрируем фокусы с ними.
В разделе ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ рассказываем о конвекции, различных декоративных светильниках, в которых используется это явление, рассказывает об атмосферном давлении, магдебургских полушариях, показываем игрушки, связанные с атмосферным давлением.
Работа каждой группы рассчитана на10 мин. В итоге все группы 7-классников должны за урок пройти все этапы. Это обязательно надо хронометрировать с ведущими на репетиции. По итогам урока подводим итоги конкурса САМЫЙ УМНЫЙ по числу призовых жетонов и производим награждение.