Использование современных образовательных технологий
на уроках физики
Антипова Галина Викторовна, ГБОУ «Гимназия №166» Центрального района, г. Санкт-Петербурга, учитель физики
Школа всегда выполняет заказ общества. Сейчас требования изменились: на смену ученику, получившего определенную систему знаний, умений и навыков школа должна сформировать человека способного активно и творчески мыслить и действовать, самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. Эти требования прописаны в новом стандарте образования:
«Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся»
В условиях появления новых требований к выпускнику, естественным стало применение различных образовательных технологий, в частности личностно-ориентированных. В основе этой технологии лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого. Главной отличительной чертой гуманистического подхода является внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. К личностно-ориентированным технологиям относится «педагогика сотрудничества».
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться.
Рассмотрю организацию урока с использованием этой технологии на конкретном примере. Свой урок по теме «Атмосферное давление» в 7 классе я организовала следующим образом: заранее объявила тему урока и названия групп – «географы», «историки», «экспериментаторы», «теоретики», «биологи», «практики».
Ребята распределились по группам, получили задания. Например, «экспериментаторы» подбирали опыты, доказывающие существование атмосферного давления и готовились их показать. «Практики» демонстрировали устройства, связанные с использованием атмосферного давления. «Биологи» готовили сообщения о влиянии атмосферного давления на человека, использовании его живыми организмами, отвечали на вопросы о том, как вести себя при изменении атмосферного давления и т. д.
После выступления каждой группы я просила выступающих выделить кратко самое важное, ответить на вопросы. Несколько предложений мы записывали в тетрадь. Конечно, в классе есть ребята, которые ленятся, не хотят учиться, но обязательным условием было участие всех ребят группы в выступлении на уроке. Во время выступления участников группы остальные в специальных листах-критериях оценивали их. Таким образом, мы совместно работали над темой урока.
Хотела бы выделить те положительные моменты и трудности, которые, на мой взгляд, дает использование этой технологии.
Плюсами я считаю следующее:
- при подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде;
- формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно-исследовательской деятельности;
- развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);
- во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений;
- развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы;
- работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха;
- развивается навык оценки и самооценки.
Но есть и трудности:
- учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;
- учитель является полноправным участником процесса обучения, помощником учеников, и справиться с этой новой ролью непросто (ведь учителя зачастую диктаторы);
- нельзя заранее предсказать результат, действовать по отработанному плану.
И все же сотрудничество, приобщение к знаниям через совместные действия, я уверена, дадут результат. Ведь именно через них идет процесс изменения сознания личности.
Целью личностно-ориентированной технологии являются личностные достижения учащегося, а их связывают с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе. Перечисленные положительные, на мой взгляд, результаты позволяют формировать различные компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую.