Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирующее оценивание на уроках

Цой Татьяна Александровна
За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общих учебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания.
Система оценивания учащихся является эффективным инструментом не только измерения достижений учащихся, но и повышения качества образования. Поэтому под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но, прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика, как полноправных участников образовательного процесса.
Оценивание – это также отражение процесса взаимодействия между государством и школой, учителем и учеником, школой и родителями.
Если система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества. 
Формирующее оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.  Этот тип оценивания направлен на реализацию личностно-центрированного принципа преподавания. Формирующее оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.
Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Особенность использования техник формирующего оценивания заключается в том, что это оценивание, которое используется в повседневной практике ежедневно, ежеурочно, а это означает, что учитель и ученики могут влиять на качество образования на самых ранних этапах обучения. Кроме того, формирующее оценивание применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.
Компонентами формирующего оценивания являются:
  • Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
  • Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
  • Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
  • Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
  • Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно.
Отличие формирующего оценивания от традиционного заключается в следующем:
-Центрировано на ученике. В центре формирующего оценивания — ученик. Внимание учителя и ученика в большей степени фокусируется на отслеживании и улучшении процесса учения, а не преподавания. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
-Направляется учителем. Применение формирующего оценивания предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
- Разносторонне результативно. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе. Кроме того, учителя постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
- Формирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок.
- Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого.
- Непрерывно. Оценивание – это продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе.
- Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.  
В рамках формирующего оценивания учителям предлагаются формы отслеживания прогресса учащихся, тесты, различные техники, выявляющие те или иные их способности.
При использовании формирующего оценивания учителю необходимо знать и эффективно использовать различные техники формирующего оценивания. Систематическое и целенаправленное использование данных техник позволит учителю получить качественный результат обучения.
Анализ множества статей педагогов, которые активно используют методы формирующего оценивания на уроках показывает, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.
На разных этапах учебной деятельности используются разные стратегии оценивания. Применяя ту или иную стратегию оценивания, важно понимать, на что она нацелена, каких результатов хочет добиться учитель, как можно помочь ученику добиться успехов в учебе. 
Что же это за техники?
1 Наблюдение- одна из техник формирующего оценивания, которые помогают учителю определить стартовые позиции учеников и учитывать их в ходе обучения. Учитель оценивает, как происходит учение.
При этом можно организовать работу учеников по группам:
 реализация дифференцированной работы в группе
 реализация работы группы смешанного типа, в которую входят сильные ученики
2 Недельные отчёты- обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.
 Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
− Чему я научился за эту неделю?
− Какие вопросы остались для меня неясными?
− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлексировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.
Читая отчёты, учитель может:
− Узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.
− Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.
− Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную.
3 Техника продуктивного оценивания- эта техника создана для того, чтобы оценить способность учеников применять специальные знания и исследовательские умения. Позволяет зафиксировать разнообразные приёмы решения проблем, которые применяет ученик, раскрывая таким образом уровень его концептуальных и практических знаний.
 Цель техники – оценка реального процесса выполнения предметных заданий («научного делания»).
4 Карта понятий  представляет   собой   иерархически   организованную   сетевую   диаграмму,   которая отражает   структуру   знаний   в   определённой   предметной   области,   какой   её   видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может: проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы, проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий.
5 Самооценка – одно из центральных образований личности, часть её ядра. От самооценки   во   многом   зависит   социальная   адаптация   личности,   она   влияет   и   на поведение. Однако самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе   деятельности   и   межличностного   взаимодействия.   Основная   цель   учителя развивать   у   ребенка   объективную   сторону   самооценки.   Если   учитель   будет целенаправленно формировать действие оценки и самооценки, то ребенок научится не только   фиксировать   трудность,   анализировать   её   причину,   но   и   научиться   эту трудность преодолевать. Ученик должен четко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться». 
Думаю, что можно еще много найти примеров. Главное начать применять эти техники, разработать критерии оценивания. Ученик должен быть знаком с критериями, по которым его оценивают, и они должны быть понятны ребенку. Если в процессе работы ученик и сам попытается оценить качество своей работы, сверяясь с этими критериями и получая   комментарии   учителя,   он   видит,  где  конкретно   пока   не   достиг   нужного результата и скорректирует свою деятельность, ища пути устранения пробелов. Такой процесс смело  можно назвать формирующим оцениванием.
Одну из таких техник я использовала на уроке физики при изучении темы «Момент сил. Решение задач» в 7 классе  . Класс разделила на группы по своему усмотрению. Назначила консультантов из числа сильных учащихся. Консультанты получили листы с теоретическими вопросами и баллами за каждый ответ, перевод итогового балла в оценки. Они провели опрос учащихся, предварительно сами ответили учителю на вопросы. Каждой группе была выдана карточка с четырьмя задачами. Ребята должны были решить эти задачи , могли обращаться к любому из консультантов за помощью. Критерии оценивания, общие для всех, были записаны на доске. В конце урока был подведен итог и выставлены оценки. (приложение). Самой главной оценкой было услышать от ребят фразу « А так лучше решать задачи». Хочется отметить воспитательный момент работы в группе. Все должны были выполнять работу, иначе это влияло на итоговую оценку и это сработало, подвести товарищей никто не хотел. Думаю продолжить свой эксперимент и перенести его и на старшие классы. Есть конечно и трудности:  ребята, которые не хотят работать с кем-либо , очень большие классы.
Зачатки формирующего оценивания у меня имеются давно. Это и критерии выступления ребят на семинарах ( вывешиваю заранее в кабинете), и бальная шкала оценивания и последующий перевод баллов в оценку при проведении контрольных и самостоятельных работ,  зачетов. В рамках выполнения домашнего задания по результатам вебинара «Формирующее оценивание» составила критерии оценивания решения задач учащимися.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вид работы- решение задач
критерии уровни достижений
  высокий Средний низкий
работа с текстом задачи умеет самостоятельно анализировать текст задачи, извлекать информацию из текста умеет извлекать информацию из текста задачи с помощью учителя и принимает участие в коллективном обсуждении текста не умеет анализировать текст задачи, извлекает информацию с помощью товарищей и учителя
оформление задачи умеет оформлять задачу в соответствии со всеми требованиями и преобразовывать единицы измерения в системе СИ умеет оформлять задачу со всеми требованиями, но не всегда самостоятельно преобразовывает единицы измерения в системе СИ и может допустить ошибки в оформлении не оформляет работу в соответствии с требованиями и не умеет преобразовывать единицы измерения в системе СИ
Знание формул знает формулы, умеет использовать и преобразовывать их для решения задачи знает формулы, но допускает ошибки при их использовании и преобразовании испытывает трудности при поиске и использовании необходимых формул, не умеет их преобразовывать без помощи со стороны
математические расчеты правильно и точно производит вычисления при решении задачи правильно производит вычисления, но может сделать одну-две ошибки в вычислении не умеет выполнять сложные расчеты, допускает ошибки в простых вычислениях или пользуется помощью со стороны
выполнение рисунка к задаче или построение графика умеет самостоятельно выполнять построение графика и делать схематический рисунок в соответствии с условиями задачи умеет выполнять построение графика и делать схематический рисунок с подсказкой учителя не умеет выполнять построение графика и делать рисунок к задаче
баллы за каждый элемент 5 4 3
итого 25 20 15
 
Оценивание: «5»-25-21
                       «4»-20-16
                       «3»-15-12
                       « 2»- меньше 11
Необходимо разработать критерии оценивания устного ответа, выполнения лабораторных работ и тд, изучит и использовать различные техники формирующего оценивания.
Критерии оценивания домашнего задания по предмету
Правило, законы Не выучено 0
Недоучено и рассказано не полностью/ Рассказано своими словами 1
Выучено и рассказано полностью 2
Работа над ошибками или выполнение классной работы Не выполнена 0
Выполнена не полностью с ошибками 1
Выполнена полностью, но с ошибками/выполнено более половины правильно 2
Выполнена полностью, правильно 3
Количество выполненных задания Выполнено менее половины заданий. 0
Выполнено половина задания 1
Выполнено больше половины заданий 2
Выполнены все задания 3
Качество выполненных заданий Задания выполнены неверно 0
В заданиях допущено много ошибок (более 5) 1
В заданиях допущено несколько ошибок (2-4) 2
Все задания выполнены верно или допущена одна негрубая ошибка 3
самостоятельность выполнения  выполнено с помощью ГДз или одноклассников, не умеет объяснять 0
Выполнено  с помощью ГДЗ или  одноклассников, но умеет объяснять 1
Выполнено полностью самостоятельно, умеет объяснять, но допускает ошибки 2
 Выполнено полностью самостоятельно, умеет объяснять 3
Оформление текста Написано неаккуратно, много исправлений. 0
Написано аккуратно, но есть исправления 1
Написано аккуратно, без исправлений. 2
 
16-15 – «5»
14-12 – «4»
11 -9 – «3»
8 и менее – «2»
 
Подведя итоги можно ответить на главный вопрос:
Что же такое «Формирующее оценивание»?
Формирующее оценивание предполагает оценивание в ходе обучения, когда можно оценить не только конечный результат, но и процесс достижения результата.
Цель формирующего оценивания: определить местоположение обучающегося на индивидуальном образовательном маршруте – его достижения и проблемные зоны и создать раннюю обратную связь для ее устранения.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»