Закон всемирного тяготения
Давыдова Вера Афанасьевна,
учитель физики
Тип урока: урок изучения нового материала
Материально – техническое оснащение урока: учебник, мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Цель урока: показать учащимся практическую значимость закона всемирного тяготения, на его примере раскрыть понятие взаимодействия тел и ознакомить с областью действия гравитационных сил.
Задачи урока:
- создание условий для развития познавательного интереса у детей к изучению темы:
- повышение исследовательского интереса, творческой активности и вовлеченности в познание темы;
- активизация познавательного процесса к изучению закона всемирного тяготения и применения данного закона в природе и жизни человека.
Информационно – методическое обеспечение:
1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций , М:Просвещение. 2017
2.Рымкевич А.П. Задачник. Пособие для общеобразовательных учреждений.
М. Дрофа, 2017
3. Мультимедийное оборудование
Раздаточный материал: конверт с отрывком текста, рассказов из биографии Ньютона
Используемые педагогические технологии: кейс – технология, технология учебного диалога
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в группах, в парах
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- побуждение к освоению новых знаний;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве, уважительное отношение.
Предметные:
- формирование понятий «гравитация», «силы всемирного тяготения», «гравитационная постоянная», «первая космическая скорость»;
- совершенствование умений анализировать тексты и делать выводы, решать проблемные задачи по теме.
Метапредметные:
- умение самостоятельно искать и выделять главную информацию;
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
- умение определять цель выполнения задания на уроке и ставить задачи, необходимые для достижения цели;
- умение следовать организации выполнения учебной деятельности согласно предложенным вариантам учителя;
- умение логически построить высказывание;
- умение самостоятельно определить критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные:
- умение применять приобретенные навыки на уроке в жизненных ситуациях;
- умение слышать и понимать одноклассников;
- умение выделять главную и второстепенную информацию;
- умение работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Содержание | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный этап (2мин.) | Проверка готовности. Создание общей установки на урок | Здравствуйте ребята! Садитесь, настраивайтесь на работу | Самоконтроль готовности. Реакция на учителя. Внимание. | Личностные УУД ( побуждение к освоению знаний) |
Актуализация знаний (8мин) | Подводит учащихся к формулировке темы урока | На слайде картинки: падение тел на Землю, движение планет вокруг Солнца, приливы и отливы, Вселенная Учитель: что объединяет все эти явления? Развивает образовательную ситуацию для дальнейшего рассмотрения явления тяготения необходимо вспомнить некоторые понятия, проводит фронтальный1 опрос по предыдущему материалу (5мин) - Что такое сила? Единицы ее измерения? Чем характеризуется сила? -Какие силы существуют в природе? -Сформулируйте второй закон Ньютона. - Какую роль в движении играет масса? Что такое масса? - Почему в борьбе и в боксе используют разделение спортсменов по весовым категориям? -Как движется тело , если на него не действуют силы? Учитель подводит к теме урока, для этого предлагает ознакомиться с отрывком из рассказа о жизни Ньютона. Ученики готовятся к ответам на вопросы под текстом, определяют тему урока (3мин) - |
Отвечают на вопрос, высказывают мнения, приходят к выводу, что все это объединяет взаимодействие между телами на Земле и за ее пределами. Также ученики вспоминают , что одно из фундаментальных взаимодействий называется гравитационным. Учащиеся отвечают на вопросы Читают текст, готовятся отвечать на вопросы под текстом, формулируют тему урока (учитель корректирует при необходимости) Записывают тему урока в тетрадь. |
Личностные (навык сотрудничества, формирование коммуникативных компетенций) регулятивные (умение следовать организции выполнения учебной деятельности согласно предложенным вариантам учителя, умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, умение логически построить высказывание); Коммуникативные (умение работать в коллективе. Сотрудничать в совместном решении вопрноса). |
Изучение нового материала (23мин) | Формулирует задания, направляет деятельность учащихся | Кратко обобщает ответы и предлагает назвть величины, от которых зависит сила всемирного тяготения (1мин) Просит учащихся определить, как сила тяготения зависит от массы тел и от расстояния между ними, для этого предлагает обратиться ко второму тексту (3мин). Для получения итоговой формулы необходимо ввести коэффициент пропорциональности. Один из учащихся заранее получил задание сделать сообщение по этому вопросу. Опыт Кавендыша по определению гравитационной постоянной, ее значение, физический смысл (5мин) Учитель просит записать итоговую формулу закона всемирного тяготения и дать формулировку закона (2мин). Для определения границ применимости закона учитель предлагает решить 2 задачи (рассчитать силу притяжения между двумя учениками, между Землей и Луной), сравнить полученные результаты и сделать выводы (4мин) Учитель приводит примеры, в которых проявляется значение всемирного тяготения (ярчайший пример - запуск первого искусственного спутника Земли) Напоминает, что это событие произошло 4.10.1957г. Просит учащихся назвать условия, при которых тело становится искусственным спутником. Вместе с учащимися выводит формулу для расчета первой космической скорости (5мин) Учитель предлагает рассчитать значение первой космической скорости для Земли, Меркурия, Марса. Для этого класс разбивается на группы. Далее по одному представителю от группы надо показать вычисления на доске. Проверка правильности вычислений. (3мин) |
Учащиеся называют величины (массы тел, расстояние между ними) Знакомятся с текстом, делают выводы. Заносят математическую запись в тетрадь Выводят формулу закона всемирного тяготения и записывают формулировку. Полные ответы учащихся оцениваются, за дополнения тоже. Ученики работают в парах, считают силы притяжения , анализируют ответы. Записывают в тетрадь границы применимости. Называют условия, при которых тело станет искусственным спутником Земли. Делают выводы, что необходима определенная скорость. Совместно с учителем выводят формулу первой космической скорости. Рассчитывают значение первой космической скорости в своей группе |
Предметные (формирование понимания понятий «гравитация», «сила всемирного тяготения», «гравитационная постоянная», анализировать текст, делать выводы) Личностные (навык сотрудничества, формирование коммуникативной компетенции) Регулятивные (умение следовать организации выполнения учебной деятельности согласно предложенным вариантам. умение логически построить высказывание) Коммуникативные (умение работать в коллективе, сотрудничать в совместном решении вопроса) |
Систематизация знаний (8мин) | Организует работу по вопросам. Корректирует ответы по необходимости. | Подводит итоги обсуждения в рамках вопросов, определенных в начале урока. В заключительной части предлагает решить качественные задачи6 - Как изменится сила притяжения между двумя телами, если масса одного из них удвоится? Если масса каждого тела удвоится? - Как изменится сила притяжения между двумя телами, если расстояние между ними удвоится? Уменьшится наполовину? - Некоторые тела (воздушные шары, дым, самолеты) поднимаются вверх, несмотря на тяготение. Нет ли здесь нарушения закона тяготения? |
Отвечают на поставленные вопросы, решают проблемную ситуацию в последней задаче. Полные ответы учащихся оцениваются, дополнительные тоже. |
Метапредметные (умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий) Коммуникативные и регулятивные. |
Домашнее задание (2мин) | Дифференцировано | 1 уровень: Параграф 28 учить, 29 и31 читать 2 уровень: Параграф 28 и 31 учить, 29 читать. Подготовить пути решения проблемы, которая может быть сформулирована так: через год тяготение исчезнет. |
Учащиеся выбирают задание |
Регулятивные |
Рефлексия (2мин) | Подведение итогов, выставление отметок | Дает оценку работы в группах и индивидуально. Хвалит отличившихся | Делятся впечатлениями, оценивают свою работу и других | Личностные, регулятивные |