Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока физики в 8 классе

Теплообмен

Гогулина Светлана Васильевна
Название рабочей программы учебного предмета: « Физика - 8 класс»
Количество часов в неделю: 2 часа, базовый уровень
Учебник - А.В. Пёрышкин «Физика - 8»
Сборник задач - «Физика 7-9», составитель - Лонцова Г.Н.
Цель урока: Формирование УУД при использовании метода «Таблицы теплового баланса» для решения задач по теме: «Теплообмен».
Задачи урока:
  • закрепление умений применять расчётную формулу количества теплоты;
  • закрепление знания физического смысла удельной теплоёмкости вещества;
  • формирование навыков переводить текст условия задачи в знаковую форму;
  • закрепление умений использовать справочную литературу.
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных  результатов когнитивной деятельности учащихся на уроке:
  • анализ и оценивание самоконтроля учащихся;
  • анализ и оценивание индивидуальных ответов учащихся;
  • включение учащихся в процесс эвристической беседы при обсуждении проблемных ситуаций. 
Методическая разработка
  1. Технологическая карта урока (см. приложение)  
  2. Ход урока
При планировании хода урока необходимо учитывать, какое домашнее задание к текущему уроку было задано; в данном случае на предыдущих уроках  изучались понятия количества теплоты и удельная теплоёмкость вещества - именно эти понятия надо повторить в качестве домашнего задания, кроме этого  учащимся следует повторить закон сохранения энергии.
Начинается урок  с организационного момента: прозвенел звонок, учитель уже в классе, стоя приветствует учащихся, учащиеся встают, здороваются. Очень быстро, кратко учитель просит одного из учеников напомнить, что требуется для урока (тетрадь, учебник, сборник задач, письменные принадлежности) и вот уже все готовы к работе, сосредоточились. На этом этапе осуществляется дальнейшее формирование метапредметных  универсальных учебных действий  (УУД), а именно: умение собраться, сосредоточиться, умение организовать своё рабочее место, ответственность, вежливость.
Далее учитель должен побудить учащихся самостоятельно определить , чему мы посвятим сегодняшний урок ( можно сказать, что учащимся предлагается определить цель урока). Для этого учитель задаёт вопрос: «Как вы считаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке?», ученики высказывают предположения: проверим домашнее задание, повторим определения, будем решать задачи и пр. Учитель: «Молодцы!» и подводит итог: будем повторять определения и учиться решать  новый тип задач. При этом учащиеся уже включились в когнитивный процесс, а учитель должен не забыть самых активных, чтобы в конце урока выставит оценки. На этом этапе урока мы формируем метапредметные  УУД: способность к самостоятельному  целеполаганию, умение планировать свою деятельность и даже прогнозировать результат. Что касается предметных УУД – это закрепление знаний о  физическом смысле понятий  «количество теплоты», «удельная теплоёмкость вещества», закон сохранения энергии.
Следующий этап - подготовка к реализации цели урока- для этого надо организовать активное повторение: сначала , в хорошем темпе, используя рабочие тетради,  учащимся предлагается составить вопросы о количестве теплоты и удельной теплоёмкости вещества, а отвечающих выбирает учитель. При этом ученики тренируют устную речь и одновременно повторяют физический смысл вышеуказанных понятий. Чтобы активизировать самостоятельную мыслительную деятельность , учитель не должен формулировать вопросы вместо учащихся, он спрашивает следующего, побуждая внимательно слушать ответы одноклассников. И вновь учитель должен не забыть  самых активных, чтобы в конце урока выставит оценки. Отметим, что время на все этапы урока имеется в технологической карте. После такой « разминки» учитель просит закрыть тетради, вызывает двух учеников к доске (напомним, что на уроке речь идёт о двух физических величинах) для подготовки индивидуальных  ответов; во время  этой подготовки учитель с классом фронтально повторяет закон сохранения энергии. Далее класс заслушивает ответы у доски, проводится краткое обсуждении и подводятся итоги (выставляются оценки). Этот этап урока направлен на дальнейшее формирование  перечисленных ранее УУД, но кроме этого дети учатся самоконтролю, умению самостоятельно  грамотно задавать вопросы, работать в формате диалога, слушать и слышать собеседника. Приведу в качестве примера некоторые вопросы учащихся:
«Что называется количеством теплоты?»
«В каких единицах измеряется количество теплоты?»
 «Что такое удельная теплоёмкость вещества?»
 «Как находят удельную теплоёмкость вещества?»
 «В каких единицах измеряется удельная теплоёмкость вещества?» и пр.
Роль учителя - поддерживать дисциплину и порядок на уроке, «режиссировать  процесс».  Прошло уже 15-20 минут, всё,  что требуется для изучения нового метода решения задач - повторили, приступаем к реализации основной  цели урока - изучению метода решения задач  -  «Таблица теплового баланса».
Следующий этап урока - получение новых знаний. Открываем тетради, записываем  тему «Решение задач по теме «Теплообмен».   Начинаем с вдумчивого чтения условия задачи (если есть время - хороший результат дает повторение условия « своими словами»), выясняем , в форме эвристической беседы,  о каких физических процессах идёт речь в задаче, записываем  общие правила:
  1. В процессе теплообмена устанавливается одинаковая температура.
  2. Количество отданного тепла равно количеству полученного по закону сохранения энергии.
Далее учитель обсуждает с классом перевод текста условия задачи в знаковую форму, выполняет образец на доске, а учащиеся - в тетрадях. На данном этапе основным методом является,  конечно, объяснение, но в ходе работы над задачей следует регулярно обращаться к классу с просьбой повторить, объяснить или уточнить ту или иную запись. Особое внимание следует обратить на индексы у обозначений физических величин и текстовые комментарии к решению задачи, тогда в дальнейшем возможно придётся избежать избитой и во многом бессмысленной фразы, сопровождающей решение физических задач «Запишем формулу…». Повторюсь: работа с индексами и текстовыми комментариями при решении задач по физике - зачастую основной  дидактический метод формирования предметных УУД, а именно:
  • Умение находить из текста информацию о физических процессах;
  • Умение анализировать,  сравнивать и обобщать эту информацию (этот вывод относится также и к метепредметным  УУД);
  • Умение переводить текстовую информацию в знаково-смысловой вид физических формул;
  • Умение видеть и применять обобщённые правила, алгоритмы и закономерности.
Что касается метапредметных УУД - это без сомнения грамотное чтение,  в том числе справочной литературы; умение решать уравнения с одним неизвестным. А к формируемым личностным  УУД можно отнести аккуратность , дисциплинированность, самоконтроль и,  как ни банально - трудолюбие, уважение к труду.
В качестве конкретного примера приведу текст и оформление одной из задач по теме: «Теплообмен».
Условие задачи: В фарфоровую чашку массой 100 г при температуре 20 оС влили 200 г кипятка. Окончательная температура оказалась 93 оС. Определить удельную теплоёмкость фарфора.
Далее приведён пример анализа и оформления решения задачи  методом «Таблица теплового баланса»
Дано:   Отдают Получают
Фарфор   Вода (кипяток) Фарфор
вода   Qотд = Св * mв *        tв Qпол = сф * mф *      tф
mф = 100 г 0,1 кг    
tф = 20 оС      
mв = 200 г                      0,2 кг    
tв =  100 оС      
t = 93 оС      
сф = ?      
 
По закону сохранения энергии Qотд = Qпол
Св * mв *        tв = сф * mф *      tф
сф =
 
Св * mв *        tв  
mф *      tф  
сф =
 
Дж кг град = Дж
Кг град кг град Кг град
 
сф =
 
4200 * 0,2 * 7
0,1  * 73
 
сф =
 
805 Дж
Кг град
 
Опыт профессионально-педагогической деятельности автора  по обучению детей решать задачи по физике показал, что :
  • Выделение колонки для проверки единиц системы СИ необходимо даже, если единицы соответствуют СИ. Особенно это касается учащихся основной школы;  если забыть проверить соответствие СИ - может быть получен неверный ответ. Таким образом  в очередной раз формируем ответственность и аккуратность.
  • В целях рационального использования времени урока и, главное, для создания условий формирования УУД по самостоятельному поиску требующейся информации не следует выписывать в тетрадь справочные данные –  ученики таким образом учатся пользоваться различными средствами поиска информации (справочниками и др.)
  • Проверку размерностей рациональнее выполнять отдельным действием, чтобы не перегружать математические выкладки, которыми неизбежно сопровождается решение задач по физике.
  • Чтобы создать условия для применения и дальнейшего закрепления метапредметных  УУД  (внимательность, ответственность, самоконтроль) следует обращать пристальное внимание учащихся на аккуратное ведение тетрадей. Приведённый выше пример решения и оформления задачи - хорошая возможность для этого.
Рассмотренный метод  решения  позволяет логично перейти к решению боле сложных задач, а именно – включающих КПД или большее количество объектов, участвующих в теплообмене.
 Следующий этап урока - закрепление – учитель предлагает детям ответить на классические вопросы:  «Что нового мы сегодня узнали?», «Что было самым простым?; самым сложным?»
И, наконец, подводим итоги урока - это
  1. Объявление оценок за работу на уроке (помните, учитель отмечал самых и не очень активных);
  2. Задание на дом: составить вопросы к решённой в классе задаче и придумать и оформить аналогичную задачу.
         
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»