Методическая разработка урока физики в 8 классе
Теплообмен
Гогулина Светлана Васильевна
Название рабочей программы учебного предмета: « Физика - 8 класс»Количество часов в неделю: 2 часа, базовый уровень
Учебник - А.В. Пёрышкин «Физика - 8»
Сборник задач - «Физика 7-9», составитель - Лонцова Г.Н.
Цель урока: Формирование УУД при использовании метода «Таблицы теплового баланса» для решения задач по теме: «Теплообмен».
Задачи урока:
- закрепление умений применять расчётную формулу количества теплоты;
- закрепление знания физического смысла удельной теплоёмкости вещества;
- формирование навыков переводить текст условия задачи в знаковую форму;
- закрепление умений использовать справочную литературу.
- анализ и оценивание самоконтроля учащихся;
- анализ и оценивание индивидуальных ответов учащихся;
- включение учащихся в процесс эвристической беседы при обсуждении проблемных ситуаций.
- Технологическая карта урока (см. приложение)
- Ход урока
Начинается урок с организационного момента: прозвенел звонок, учитель уже в классе, стоя приветствует учащихся, учащиеся встают, здороваются. Очень быстро, кратко учитель просит одного из учеников напомнить, что требуется для урока (тетрадь, учебник, сборник задач, письменные принадлежности) и вот уже все готовы к работе, сосредоточились. На этом этапе осуществляется дальнейшее формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД), а именно: умение собраться, сосредоточиться, умение организовать своё рабочее место, ответственность, вежливость.
Далее учитель должен побудить учащихся самостоятельно определить , чему мы посвятим сегодняшний урок ( можно сказать, что учащимся предлагается определить цель урока). Для этого учитель задаёт вопрос: «Как вы считаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке?», ученики высказывают предположения: проверим домашнее задание, повторим определения, будем решать задачи и пр. Учитель: «Молодцы!» и подводит итог: будем повторять определения и учиться решать новый тип задач. При этом учащиеся уже включились в когнитивный процесс, а учитель должен не забыть самых активных, чтобы в конце урока выставит оценки. На этом этапе урока мы формируем метапредметные УУД: способность к самостоятельному целеполаганию, умение планировать свою деятельность и даже прогнозировать результат. Что касается предметных УУД – это закрепление знаний о физическом смысле понятий «количество теплоты», «удельная теплоёмкость вещества», закон сохранения энергии.
Следующий этап - подготовка к реализации цели урока- для этого надо организовать активное повторение: сначала , в хорошем темпе, используя рабочие тетради, учащимся предлагается составить вопросы о количестве теплоты и удельной теплоёмкости вещества, а отвечающих выбирает учитель. При этом ученики тренируют устную речь и одновременно повторяют физический смысл вышеуказанных понятий. Чтобы активизировать самостоятельную мыслительную деятельность , учитель не должен формулировать вопросы вместо учащихся, он спрашивает следующего, побуждая внимательно слушать ответы одноклассников. И вновь учитель должен не забыть самых активных, чтобы в конце урока выставит оценки. Отметим, что время на все этапы урока имеется в технологической карте. После такой « разминки» учитель просит закрыть тетради, вызывает двух учеников к доске (напомним, что на уроке речь идёт о двух физических величинах) для подготовки индивидуальных ответов; во время этой подготовки учитель с классом фронтально повторяет закон сохранения энергии. Далее класс заслушивает ответы у доски, проводится краткое обсуждении и подводятся итоги (выставляются оценки). Этот этап урока направлен на дальнейшее формирование перечисленных ранее УУД, но кроме этого дети учатся самоконтролю, умению самостоятельно грамотно задавать вопросы, работать в формате диалога, слушать и слышать собеседника. Приведу в качестве примера некоторые вопросы учащихся:
«Что называется количеством теплоты?»
«В каких единицах измеряется количество теплоты?»
«Что такое удельная теплоёмкость вещества?»
«Как находят удельную теплоёмкость вещества?»
«В каких единицах измеряется удельная теплоёмкость вещества?» и пр.
Роль учителя - поддерживать дисциплину и порядок на уроке, «режиссировать процесс». Прошло уже 15-20 минут, всё, что требуется для изучения нового метода решения задач - повторили, приступаем к реализации основной цели урока - изучению метода решения задач - «Таблица теплового баланса».
Следующий этап урока - получение новых знаний. Открываем тетради, записываем тему «Решение задач по теме «Теплообмен». Начинаем с вдумчивого чтения условия задачи (если есть время - хороший результат дает повторение условия « своими словами»), выясняем , в форме эвристической беседы, о каких физических процессах идёт речь в задаче, записываем общие правила:
- В процессе теплообмена устанавливается одинаковая температура.
- Количество отданного тепла равно количеству полученного по закону сохранения энергии.
- Умение находить из текста информацию о физических процессах;
- Умение анализировать, сравнивать и обобщать эту информацию (этот вывод относится также и к метепредметным УУД);
- Умение переводить текстовую информацию в знаково-смысловой вид физических формул;
- Умение видеть и применять обобщённые правила, алгоритмы и закономерности.
В качестве конкретного примера приведу текст и оформление одной из задач по теме: «Теплообмен».
Условие задачи: В фарфоровую чашку массой 100 г при температуре 20 оС влили 200 г кипятка. Окончательная температура оказалась 93 оС. Определить удельную теплоёмкость фарфора.
Далее приведён пример анализа и оформления решения задачи методом «Таблица теплового баланса»
Дано: | Отдают | Получают | |
Фарфор | Вода (кипяток) | Фарфор | |
вода | Qотд = Св * mв * tв | Qпол = сф * mф * tф | |
mф = 100 г | 0,1 кг | ||
tф = 20 оС | |||
mв = 200 г | 0,2 кг | ||
tв = 100 оС | |||
t = 93 оС | |||
сф = ? |
По закону сохранения энергии Qотд = Qпол
Св * mв * tв = сф * mф * tф
сф = |
Св * mв * tв | ||
mф * tф | |||
сф = |
Дж кг град | = | Дж |
Кг град кг град | Кг град |
сф = |
4200 * 0,2 * 7 |
0,1 * 73 |
сф = |
805 | Дж |
Кг град |
Опыт профессионально-педагогической деятельности автора по обучению детей решать задачи по физике показал, что :
- Выделение колонки для проверки единиц системы СИ необходимо даже, если единицы соответствуют СИ. Особенно это касается учащихся основной школы; если забыть проверить соответствие СИ - может быть получен неверный ответ. Таким образом в очередной раз формируем ответственность и аккуратность.
- В целях рационального использования времени урока и, главное, для создания условий формирования УУД по самостоятельному поиску требующейся информации не следует выписывать в тетрадь справочные данные – ученики таким образом учатся пользоваться различными средствами поиска информации (справочниками и др.)
- Проверку размерностей рациональнее выполнять отдельным действием, чтобы не перегружать математические выкладки, которыми неизбежно сопровождается решение задач по физике.
- Чтобы создать условия для применения и дальнейшего закрепления метапредметных УУД (внимательность, ответственность, самоконтроль) следует обращать пристальное внимание учащихся на аккуратное ведение тетрадей. Приведённый выше пример решения и оформления задачи - хорошая возможность для этого.
Следующий этап урока - закрепление – учитель предлагает детям ответить на классические вопросы: «Что нового мы сегодня узнали?», «Что было самым простым?; самым сложным?»
И, наконец, подводим итоги урока - это
- Объявление оценок за работу на уроке (помните, учитель отмечал самых и не очень активных);
- Задание на дом: составить вопросы к решённой в классе задаче и придумать и оформить аналогичную задачу.