Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование современных информационно-коммуникационных
технологий на уроках физики, в рамках создания единой
информационно-образовательной среды школы

Лисовская Ольга Викторовна
В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется широким внедрением современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
 Все больше осознаю преимущества, которые дает умелое использование ИКТ  в сфере образования. Повышение свойств компьютеров в представлении учебного материала дает возможность воздействовать на органы восприятия информации, создавая, таким образом, более эффективную обучающую среду, а распространение сетевых технологий обеспечивает практическое внедрение систем повсеместного обучения с ориентировкой на индивидуальные возможности и потребности учеников [1].
Использовать в полной мере появляющиеся возможности учителям мешает множество причин. Это небольшое количество средств на закупку оборудования, ограниченный доступ в Интернет, отсутствие цифровых образовательных ресурсов на родном языке. Но основная, на мой взгляд, причина в том, что преподаватели не всегда знают, как эффективно использовать ИКТ. Администрация гимназии №25 города Ставрополя, с целью создания более качественных условий труда педагогов учитывает все перечисленные выше аспекты. С нами регулярно проводятся семинары и тренинги по повышению уровня владения информационными технологиями.
Единая информационная образовательная среда создается теми людьми, которые в тесном взаимодействии развивают и поддерживают эту среду: технические специалисты, специалисты по мультимедиа, руководители телестудии и школьной газеты, координаторы проектной и сетевой работы.
Создание школьной газеты, телевизионных программ, Web-страниц приобщают воспитанников и педагогов к мультимедиакультуре, формируют коммуникативные умения и навыки, открывают возможности для творческого самовыражения.
Учителя – предметники, работающие в гимназии, используют современную материально-техническую базу учреждения: своевременно закупаются приборы для лабораторных и практических работ в кабинеты химии, биологии, географии, физики.
Работая учителем физики, провожу уроки в кабинете, оснащенном современной аппаратурой и необходимым программным обеспечением, с регулярным доступом к сети – Интернет.
Это очень важно, так как учебный предмет физика в силу своих особенностей, нуждается в применении современных информационных технологий. Информационные технологии используются мной как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
Применяя компьютерные технологии мне удается:
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной  связью;
  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • визуализировать учебную информацию;
  • моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления и др.
В условиях школьного физического кабинета многие явления не могут быть продемонстрированы. Поэтому на уроке физики я часто использую готовые программные продукты, подбирая и моделируя образовательный ресурс под каждый конкретный урок.
В кабинете физике имеется лабораторный комплекс RoverMateRD 3, который в полной мере позволяет непосредственно на глазах у обучающихся и при их участии проводить измерения, обрабатывать полученные результаты и демонстрировать графики изучаемых физических величин на экране. С их помощью можно следить за мгновенными значениями расстояния до объекта, температурой, давлением, магнитным полем. Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента - выбор начальных условий, установка параметров опыта.
На мой взгляд, одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок (рис. 2), позволяя учителю продемонстрировать на экране компьютера многие физические эффекты, а также позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности. При подготовке уроков использую материалы с сайтов: единая коллекция ЦОР [4], классная физика [5], школьная физика [6], калейдоскоп учителя [7].  Грамотно используя компьютерные модели физических явлений можно достигнуть многого из того, что требуется для неформального усвоения курса физики и для формирования физической картины мира [2].
Список литературы:
  1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е издание, дополненное [Текст] / И.В. Роберт. – М: ИИО РАО, 2008. – 274с.
  2. Смирнов А.А. Принципы построения инфокоммуникационных систем для обработки и передачи параллельных данных [Текст] / Смирнов А.А., Чемерисов А.Ю., Набродов П.А. – Ставрополь: Альфа Принт, 2009. – 172 с.
  3. Хуторской А.В. Педагогическая инновация: учебное пособие [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256с.
  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
  1. Классная физика – каталог мультимедийных материалов
http://class-fizika.narod.ru/
  1. Школьная физика – проект учителя Шептикина А. С. http://physik.ucoz.ru/
  2. Калейдоскоп учителя – проект учителя Александровой З. В.
http://edu-teacherzv.ucoz.ru/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»