Особенности использования технологии РКМЧП на уроке физики
(из опыта работы учителя)
Пешкова Виктория Олеговна
Технология РКМЧП – надпредметная, всепроникающая, она применима в любых программе и предмете. Она широко используется на уроках физики. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои функции, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.Функции трёх стадий технологии развития критического мышления.
Функции стадий
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Методические приемы критического мышления на уроках физики
Вызов
- Парная мозговая атака.
- Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
- Работа с ключевыми терминами.
- Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
- Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
- Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
- Маркировочная таблица ( V - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
- Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
- Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
- Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
- Возврат к ключевым словам.
- Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
- Возврат к кластерам (их заполнение).
- Возврат к ЗХУ.
Существует много стратегий критического мышления, на своих уроках я применяю такие как:
Прием «Составление кластера»
Кластер – «гроздь», выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
Прием «Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов» применяю при изучении темы «Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах»» в 7 классе на стадии рефлексии.
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Существует ли диффузия в твердых телах? | Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду? |
Зависит ли скорость диффузии от температуры? | Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении? |
В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше? | Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? |
Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества? | Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось? |
Мозговая атака.
Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.
В применении рефлексии возможны такие приёмы:
«Мысли по аналогии», т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии” : «На что похоже?», «С чем можно сравнить?» и т.д. Дети, проводя сравнения, «наводят мосты» между тем, что они знали и тем, что узнали.
«Размышление от обратного »
Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества.
Перепутанные цепочки
- Предлагаю учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.
- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
Верные и неверные утверждения
- В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
- На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
1.Вещества состоят из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом (нет).
2.Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть с помощью электронного микроскопа (да).
3.Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. каждая молекула становится больше по размерам (нет).
4.Молекула – мельчайшая частица вещества (да).
5.В молекуле может быть более 1000 атомов (да).
6.Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т.к. промежутки между молекулами становятся больше (да).
7.Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь (нет).
«Верю - не верю»
1.Килограммометр - это работа поднятия груза массой 1 кг с поверхности земли из состояния покоя на высоту 1м. 2.Работа совершается в природе всегда, когда на какое - либо тело в направлении его движения или против него действует сила со стороны другого тела. 3.Работа в отличие от силы и перемещения, является не векторной, а скалярной величиной. 4.Работа может быть положительной, отрицательной, равной нулю. 5.В международной системе единиц работа измеряется в Джоулях. 6.Работа может быть совершена как за малый промежуток времени, так и за большой. 7.Быстроту выполнения работы характеризуют физической величиной - мощностью. 8.Мощность можно повысить как за счёт увеличения действующих сил, так и за счёт увеличения скорости движения. 9.Лошадиная сила - это единица измерения мощности. 10.Самое мощная «машина» из живого мира - это сильная лошадь или слон.
«Плюс – минус – интересно(?)».
Данный прием используется на стадии осмысления. Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту. На уроках физики в 7 классах при изучении темы «Трение в быту и технике» применяю прием « Плюс-минус-вопрос». В начале урока на стадии вызова вспоминаем, что нам известно про силу трения, затем на стадии осмысления содержания ставлю проблему: трение играет положительную или отрицательную роль в нашей жизни. При работе с текстом учебника учащиеся заполняют таблицу о положительных и отрицательных действиях трения и записывают в третью колонку методы борьбы с отрицательными последствиями трения. После обсуждения на стадии рефлексии делаем вывод, что трение играет двойную роль, оно полезно и вредно. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.
На стадии рефлексия, которая является важным этапом урока, так как именно на этой стадии подводится итог всего урока, а также идёт критическое оценивание учениками своей работы на уроке и оценивание работы своих товарищей, я использую такие стратегии: «Скажи мне три вещи», «Дерево достижений», «Наряди ёлку», «Ладошка», которые способствуют умению школьников правильно излагать свои мысли, резюмировать информацию, излагать сложные идеи и свои чувства. На этом же этапе урока учащиеся выделяют не только свои сильные стороны, но и слабые, а также предлагают пути решения выявленных проблем.
Результаты моей работы показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физики: оно развивает умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, учитель превращает класс в лабораторию демократического диалога, что важно для каждого ученика.
Литература
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
3. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm
4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.
5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004