Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Виды самостоятельной деятельности учащихся в контексте ФГОС ООО

Перлова Инга Евгеньевна
     В период научно-технического прогресса, благодаря развитию нанотехнологий, обеспечению современным оборудованием различных отраслей хозяйства, знания физики очень востребованы. Перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно развивать свои познавательные способности. Для этого необходимо повысить интерес школьников к учебе, сформировать положительный мотив к изучению предмета, так как высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке - это первый фактор, указывающий на эффективность современного урока.
     С введением ФГОС изменилась система оценки, основой которой стал системно-деятельностный подход, что привело к появлению новых функций:
- ориентиация образовательной деятельности на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- обеспечение эффективной "обратной связи", позволяющей осуществять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижении системой образования, образовательными организациями, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в рамках сферы своей ответственности;
- система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляему внешними по отношению к школе службами), и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой - учениками, педагогами, администрацией). При этом именно внешняя оценка задает общее понимание того, что подлежит оценке; как - в каких форматах, с помощью каких заданий - наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т.д.
     Внутреняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя - на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
     Согласованность внутренней и внешней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет сделть ее более надежной, способствует упрощению различных аттестационных процедур.
     Одним из элементов внешней системы оценки являются контрольно-измерительные материалы ГИА, которые обеспечивают проверку всех предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом видов деятельности. В экзаменационную работу включен материал, который охватывает содержание всего курса физики основной школы. Значит, формирование необходимых навыков мыслительной работы, умение мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями нужно начинать у обучающихсся с 7-го класса.
     В моей практике накоплен немалый опыт проведения большого числа самостоятельных работ различного типа, содержание которых составлено из заданий для проведения основного государственного экзамена по физике, и находящихся в открытом доступе в Интернете. Мне всегда казалось, что это способствует объективности в оценивании достижений учеников.
      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
1) достижение учащимися планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающего среднего школьного возраста, индивидуальными особенностяи его развития и состояния здоровья;
2) становление и развитие личности обучающегося в его самобытности, уникальности, неповторимости.
     Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:
     1) Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требования общества.
     2) Ориентацию на достижение основного результата образовани - развитие на основе УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
     3) Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
     Основная идея системно-деятельностного подхода в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной деятельности.
     Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
     Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые втраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
     В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых резльтатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладением системой учебных действий с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
     В соответствии с ФГОС ООО выделяются различные учебные действия:
     1. Умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
     2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
     3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
     4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности.
     5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
     6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
     7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 
     Одной из острейших проблем современной школы является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников.
     Родоначальником научного подхода к проблеме самостоятельности школьников следует считать Я.А.Коменского, который присал в "Великой дидактике", что "...нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность".
     М.Ф.Беляев в работе "Психология интереса" дает следующее определение интереса: "Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующаяся как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности дейтельности".
     В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное значение обучения.
     Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые учащимися знания, но и процесс овладения этими знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.
     Одним из методов овладения знаниями является самостоятельная деятельность, настойчивое преодоление трудностей, лежащих на пути к овладению знаниями.
     В системно-деятельностном подходе категория деятельности рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат...". По мнению психолога А.Н.Леонтьева деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение  и преобразование действительности.
     Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
     Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
     Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происхоодит переход от детства к юности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст достаточно трудным для воспитания.
     По мнению психологов для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников подростки уже не удовлетворены внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной деятельности.
     Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности обучения, является соответствующая организация самостоятельной деятельности на уроке. Она занимает очень важное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
     Анализ литературы показывает, что отсутствует единое определение самостоятельной работы, раскрывающее ее сущность, ее основные признаки. Так, например, Б.П.Есипов определяет самостоятельную работу как работу, "которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выража в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий".
     М.Н.Скаткин подвергает критике это определение, отмечая, что "оно указывает лишь внешние признаки самостоятельной работы и не включает какие-то более важные существенные внутренние признаки, связанные с характером самой познавательной деятельности учащихся".
     Я понимаю под самостоятельно деятельностью учащихся такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, экспериментальные умения, решение расчетных задач и объяснение физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера) результат умственных и физических действий.
     Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом работы.
     Функции учителя находятся в тесной связи с функциями учащихся и выражаются в следующем: учитель предлагает конкретное устное или письменное задание для самостоятельной работы, определяющее мотивы и цель работы, последовательность ее выполнения, приемы проверки самими учащимися результатов, способы их оформления.
    В традиционном подходе учетель, определяя знания и умения, через методику преподавания формирует знания и умения; в системно-деятельностном подходе учитель, определяя знани и умения, через использование современных технологий обучения приходит к развитию личности ученика.
     "Обычные знания бесполезны, но если знания добыты в процессе самостоятельного мыслительного откровения - тогда они становятся радостным достижением человека"
      В процессе обучения физики применяются различные виды самостоятельной деятельности учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения, навыки. Все виды самостоятельной работы, которые применяются в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам:
- по дидактической цели;
- по характеру учебной деятельности учащихся;
- по содержанию;
- по степени самостоятельности и элементу творчествва учащихся.
     По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:
     1) Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
     2) Закрепление и уточнение знаний.
     3) Формирование умения применять знания в решении учебных и практических задач.
     4) Формирование умений и навыков практического характера.    
     5) Формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
     Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой и эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков (в этом их основная задача), но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.
     Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели. 
     1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнении наблюдений и опытов, работа аналитико-вычислительного характера (анализ формул, установление характера функционально зависимости между величинами, определение единиц измерения величин на основе анализа формул, установление соотношения между единицами измерения физических величин).
     2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью спциальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, отделение существенных признаков от несущественных; при сравнении и сопоставлении изучаемых свойств тел и явлений.
     3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида (качественных, вычислительных, графических, экспериментальных, задач-рисунков), рашения задач в общем виде, выполнения проектно-конструкторских и технических работ (объяснение устройства и принципа действия приборов; обнаружение и устранение неисправностей в приборе; внесение изменений в конструкции прибора; разработка новой конструкции прибора), экспериментальных работ.
     4. Формирование умений практического характера достигается с помощью разнообразных работ, таки, как изучение шкла измерительных приборов (определение зназначения и цены деления прибора, определение верхнего и нижнего пределов измерения прибора), непосредственное измерение величин, определение величин косвенными методами, вычерчивание и чтение схем приборов, сборка приборов из готовых деталей, изготовление приборов по готовой схеме и чертежам, градуирование шкал приборов.
     5. Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов; при подготовке докладов, заданий по конструированию и моделированию, работ с элементами исследования; при поиске новых спообов решения задач, новых вариантов опытов; при самостоятельной разработке методики постановки опыта.
     По основному виду и способу деятельности учащихся самостоятельные работы можно классифицировать в следующие группы:
1) работа с учебником и дополнительной (учебной и научно-популярной) литературой;
 2) экспериментальные и практическе работы;
3) аналитико-вычислительные работы;
4) графические работы;
5) проектно-конструкторские работы;
6) работы по классификации и систематизации;
7) применение знаний для объяснения или предсказания явлений и свойств тел.
     Взаимосвязь между различными видами самостоятельной работы на уроках физики представлены в таблице.
Таблица - Виды самостоятельных работ учащихся на роках физики.
Приобретение новых знаний,
формирование умения
самостоятельно приобретать знания.
Работа с учебной литературой.
Наблюдения.
Работа с раздаточным материалом.
Фронтальный эксперимент.
Анализ формул и графиков.
Закрепление и уточнение знаний. Работа с учебником.
Решение задач.
Сбор и классификация
коллекционного материала.
Просмотр учебных фильмов.
Формирование умения применять
знания на практике.
Лабораторные опыты.
Решение задач.
Вычерчивание и чтение схем.
Формирование умений и навыков
практического характера.
Решение задач.
Лабораторные работы 
практического характера.
Сборка приборов из готовых
деталей и конструукций.
Формирование умений и навыков
творческого характера.
Эксперимент с элементами
исследования.
Выполнение заданий по
техническому моделированию и
конструированию.
Решение задач, требующих 
комплексного применения
знаний.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»