Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока по физике:

 

«Линзы. Построение изображений.»

 

Завалищина Светлана Николаевна

 

учитель физики лицея №384

 

Кировского района Санкт-Петербурга

                                                                 

Контингент учащихся: 8-й класс общеобразовательной школы, работающих по программе «Физика 8 класс»  автор: Перышкин А.В.

Техническое оснащение:мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

Цель:сформулировать правила построения изображений в линзах; научиться строить изображения, даваемые тонкой линзой; познакомить с физической величиной , характеризующей оптическую силу; развивать психомоторику, логичность мышления, умение синтезировать и анализировать, интерес к изучаемому предмету, формировать устойчивую научную картину мира.

1.     Организационный момент.

Сегодня на уроке мы узнаем, с помощью чего можно управлять световыми пучками, т.е. менять направление лучей. Как получают различные изображения предметов. Это поможет объяснить, каким образом получают изображение в… телескопах, микроскопах, проекционных аппаратах  и глазу человека. Основной частью этих приборов является линза.

2.     Основная часть.

На каждом столе  у учащихся находится несколько пронумерованных линз, экран, свеча(электрическая лампочка), лист с экспериментальным заданием.

 

Даем определение понятию «линза»  (прозрачное тело,   ограниченное двумя сферическими поверхностями)

Из каких материалов  обычно изготавливают линзы?(стекло)

Демонстрируем различные формы линз в «разрезе» и объясняем, какие из них относятся к выпуклым, а какие к вогнутым.(Линза , которая у краёв толще, чем в середине , называется вогнутой ,    а если у краёв линза тоньше , чем в середине, то она носит название выпуклой).

Задание №1

Учащиеся сортируют линзы на их столе по видам.  Результат заносят в  лист с экспериментальным заданием.

  Указываем на основные линии линз и их характеристики.

Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей линзы, называют  главной оптической осью.

Если толщина линзы пренебрежимо мала  , то можно считать, что главная оптическая ось пересекается с линзой в одной точке О- оптическом центре линзы.

 Демонстрируем, что луч света , идущий вдоль главной оптической оси выпуклой линзы, проходит через линзу без изменения направления распространения.  Далее демонстрируем ход лучей через линзу , идущих параллельно главной оптической оси. После прохождения линзы они отклоняются к оси и проходят через одну точку, которую назвали главным фокусом линзы F.Делаем  выводы о ходе лучей сквозь тонкую выпуклую линзу и ещё одном названии выпуклых  линз –собирающие.

 Демонстрируем так же, с применением вогнутой линзы.

Применяем эти умозаключения для построения изображения в собирающей линзе  для предмета находящегося за  двойным фокусом.

    Дети  дают характеристику полученному изображению, дополняем его и получаем полный список для характеристики видов изображения.

 Задание №2 

 Самостоятельно построить изображение предмета, предложенного на рисунке, находящегося между фокусом и удвоенным фокусным расстоянием  в собирающей линзе и охарактеризовать его.

Задание №3

Самостоятельно построить изображение предмета, предложенного на рисунке, находящегося между фокусом и оптическим центром  собирающей линзы и охарактеризовать его.

Демонстрируем результаты.

   Применяем знания для построения изображения в рассеивающей линзе  для предмета находящегося между фокусом и линзой.

Задание №4 

 Самостоятельно построить изображение предмета, предложенного на рисунке, находящегося между фокусом и удвоенным фокусным расстоянием  в собирающей линзе и охарактеризовать его.  Затем сверяем результат.

 

  Делаем выводы о том, какие изображения можно получать с помощью различных видов линз.

Выводы:

- в рассеивающей линзе получаем уменьшенное, прямое, мнимое изображение;

-в собирающей линзе получаем :

    -перевернутое действительное изображение, если предмет находится на       расстоянии большем, чем фокусное расстояние линзы;

    -увеличенное , прямое, мнимое, если предмет находится на расстоянии меньшем, чем фокусное расстояние линзы.

   Формулируем понятие оптической силы линзы и её связи с фокусным расстоянием. Обращаем внимание на знаки «+» и «-» у этой величины.  Решаем указанные задачи и отвечаем на вопросы.

  Преломляющую способность линзы характеризует оптическая сила

линзы. Это величина, обратная фокусному расстоянию.

Обозначается:  D.      D = ⁺₋         Единица измерения – 1 диоптрия (дптр).

1 диоптрия – оптическая сила такой линзы, у которой фокусное

расстояние равно 1 м.

Рассчитать:

       1.Оптическую силу линзы, фокусноерасстояние которой равно 20 см.(5дптр.)

2.Оптическая сила линзы составляет- 2,5 дптр. Какая это линза и чему равно её фокусное расстояние?(-40см)

Ответить на вопросы

1. Чем отличаются две линзы друг от друга, если их оптические силы соответственно  + 1,5 дптр и - 1,5 дптр?

2. У  какой  линзы  больше  фокусное расстояние, если их оптические силы  равны  – 0,5 дптр   + 2 дптр?

3.     Экспериментальная часть.

     Цель :получить изображение предмета.

Оборудование:несколько пронумерованных линз, экран, свеча (источник света).

Ход работы :

1.     Укажите номера  рассеивающих и собирающих  линз.

 

       Рассеивающие________________

        Собирающие__________________

2.     Получите  изображение окна на экране  с помощью линзы.

 

Какую линзу вы использовали для опыта?_____________

 

Дайте характеристику полученному изображению:

                                       ____________________________

                                                      ____________________________

                                                          ____________________________

3.     Получите увеличенное изображение пламени свечи.

 

       Какую линзу вы использовали для опыта?_____________

       На каком расстоянии от линзы и её фокуса находится свеча ?

____________________________________________________

 

4.Решите задачу: оптическая сила фотоаппарата равна 18 дптр. Определите фокусное расстояние объектива. 

Вывод:____________________________________________________

4.     Оценка работы.

5.     Домашнее задание. Инструктаж.

§ 66,67, упр. 34 задача 2,3

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»