Рекомендации к проведению урока
Физика в сказках
Фролова Татьяна Ростиславовна
Основная задача средней школы- ввести учащегося в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний.
Принцип «опережающего» обучения, которыми определяется эффективная организация учебной деятельности, направленная на активизацию, развитие самостоятельного творческого мышления, как раз и положены в основу урока, где литература и физика соседствуют.
И если литературу ученики любят, то после такого урока обязательно появится интерес к физике.
Как правило, знакомясь с сюжетами сказок- русских или сказок народов мира, или литературных, ребята обращают внимание на героев, их приключения и подвиги. А вот внимательные ребята обязательно заметят, какие явления природы помогут любимым героям победить злые силы. Встречающиеся во всех сказках физические силы играют в них немаловажную роль. Тот, кто знает законы природы- побеждает, кто не знает- терпит поражение.
Главная задача педагога- пробудить творческие силы в ребенке.
В практике обучения мы все сталкиваемся с тем, что прекрасно подготовленный урок не дает тех результатов, которые ожидались, не взбудоражил мысли детей, не вызвал у них отклика.
Выбирая методику построения, важно, чтобы дети почувствовали свою активную роль в учебном процессе. Внести разнообразие, оживить урок, сделать его интересным- именно эти цели необходимо поставить учителю.
Мышление ребенка начинается с удивления. Название урока «Физика в сказках» должно удивить любого ученика. Как же связаны два предмета- физика и литература? На этот вопрос должны ответить ребята, окунувшись в мир сказки. Увидев, как физические явления присутствуют в фольклоре разных народов. Задача такого урока- помочь ребенку увидеть в различных сюжетах и ситуациях связь с явлениями природы.
Перед уроком повторения по теме «Сказки» ученикам 5 класса было предложено прочитать пять сказок народов мира- «Морозко», «Снежная королева», «Репка», «Гора- будильник» (америк.), «Цапля и буйвол» (филипп.), «Маченкат» (ханты). Класс разделился на 5 групп, каждая группа выбрала сказку. Было предложено задание: пересказать сказку (сжатый пересказ по плану), выбрать заинтересовавший их фрагмент, сформулировать вопрос, на который они пока не знают ответа. Вопросы заранее были даны ученикам 8 класса. Под руководством учителя физики восьмиклассники готовили ответы, пользуясь всевозможными источниками, приготовили иллюстрированный материал (фрагмент мультфильма, видеоролики), демонстрационный материал (опыты), заранее приготовили оборудование. Задачей ребят было- объяснить в доступной для пятиклассников форме некоторые физические явления, встретившиеся в сказках.
Таким образом, ученики старшего класса выступали на уроке в качестве тьютеров. Мы уверены, что рассмотрение произведений устного народного творчества под углом связи с физикой откроет для учащихся новую и неожиданную глубину.
Литература.
Физика в пословицах и сказках народов мира.
Обновление программ гуманитарного образования в России С.А.Тихомирова. Москва. Интерпракс. 1994г.
Уроки по инновационной технологии. С.-Петербург. 1994г.
Сборник научных трудов кафедры филологических дисциплин. Нестандартные уроки по литературе. Н.М.Скоркина. Волгоград. 2002г.
Физика 7 кл., учебник для общеобразовательных учреждений. А.В.Перышкин. 12-е издание доработ. М. Дрофа. 2008г.
Рабочие программы. Физика. 7-9 кл., учебно-методическое пособие. Сост. Е.Н.Тихонова. 2-е изд. Стереотип. М. Дрофа. 2013г.
М.Г.Белова. Русская литература. Учебное пособие для 5 кл. М. Дрофа. 2008г.
Мифы, предания, сказки хантов и манси. М. Наука. 1990г.
Сказки народов мира. М. Правда. 1987г.
Сказки и поговорки народов Эфиопии и Судана. Л. Детская литература. 1991г.
Скандинавские сказки. М. Художественная литература. 1991г.
Оборудование урока.
Книги сказок; учебные