Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка урока ФГОС по физике

Плавление и отвердевание кристаллических тел

Медведева Алиса Дмитриевна,
учитель физики ГБОУ СОШ № 188
с углубленным изучением мировой
художественной культуры
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Предмет: физика
Класс: 8
УМК: Перышкин А.В.
Тип урока: изучение нового материала.
 
Цель: Изучение физических особенностей процесса плавления и отвердевания вещества.  Ввести понятие физической величины - удельная телота плавления. Научить работать с графиками плавления и отвердевания тел.
Задачи:
Общеобразовательная:  - сформировать представление о плавлении и  кристаллизации  тел  как тепловых процессах;
- определить способ расчета количества теплоты в изучаемых процессах;
- экспериментально подтвердить полученные теоретические знания.
Развивающая: - создать условия для развития исследовательских и творческих навыков; 
- развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы;     
- развивать умение определять по графику основные  характеристики теплового процесса.     
Воспитательная - воспитание личности через бережное отношение к природе;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие коммуникативных способностей;
- способствовать привитию культуры поведения;
- создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
  • вспомнить основные  положения о молекулярном строении вещества;
  • изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества на основе представлении о молекулярном строении вещества;
  • выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое;
  • формировать понятия: процесс плавления и отвердевания, температура плавления и кристаллизации, удельная теплота плавления;
  • рассмотреть особенности фазового перехода жидкость - твердое тело;
  • сформировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале;
Метапредметные результаты:
  • развитие умения генерировать идеи;
  • развитие речевых навыков учащихся;
  • выявлять причинно -следственные связи;
  • работать в команде;
  • пользоваться альтернативными источниками информации;
  • сформировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.
Личностные результаты
  • формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений;
  • формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.
Тип урока:вводныйурок изучения нового материала.
Методобучения: проблемно -  исследовательский.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, приборы для демонстрации опытов и проведения эсперимента: штатиф, спиртовка, термос с кубиками льда, нафталин, мензурка, колба, штатив, спички, термометр электронный, секундомер (у каждого ученика в сотовом телефоне); авторская презентация к уроку,  учебник«Физика 8» А.В.Перышкин. М.: Дрофа, 2014.;Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина/Н.В.Филонович. –М.: Дрофа,2014.
Материалы для обучающихся: учебник «Физика. 8 кл.» А.В. Перышкин.М.: Дрофа, 2014.
 
 
 

 
Ход урока
Этапы урока, время Планируемый результат Универсальные учебные действия, предметные учебные действия Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы и приёмы
I. 1.Организационный момент.   -   1 мин. Концентрация на образовательный процесс. Установка внимания, самоорганизации, дисциплины. - Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу. Показывают готовность к уроку. Настрой на учебный процесс. Принцип психологической комфортности.
2. Актуализация опорных знаний по теме «Агрегатное состояние вещества» (8 мин.) - Формирование положительной   мотивации обучающихся к изучению новой темы.
- Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках
- Организация актуализированных изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.
Концентрация внимания, развитие логического мышления (анализ, сравнение, синтез), умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности - Проверка домашнего задания.
- Демонстрация моделей кристаллических тел, стакана с водой и со льдом.
- Предлагает назвать что общего и разного между льдом и водой, каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел, какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.
- Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- Показывает значимость изучаемой темы.
Рассматривают демонстрацию, воспроизводят знания, полученные раннее на уроках, отвечают на вопросы. Беседа.
Активное слушание.
Метод «мозгового штурма»
«Корзина идей»
 
 

 
II.
1. Усвоение новых знаний и способов действия Подготовка к работе на основном этапе.
- 15 мин.
- Мотивация обучающихся к учебному действию.
- Применение знаний, полученных ранее на уроках физики.
- Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы.
-Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой.
- Самостоятельное изучение и осмысление информации.
- Систематизация знаний
- Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности;
- формулировка целей урока вместе с учащимися;
- понимание учащегося социальной и практической ценности изучаемого материала;
-сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.
- Демонстрирует опыт - плавление льда. Задает вопросы по тепловым процессам в ходе эксперимента.
- Предлагает сформулировать тему и цели урока.
- Знакомит с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел, а также с графиками плавления и отвердевания тел.
- Объясняет характер движения и взаимодействия молекул в различных агрегатных состояниях.
- Дает понятия процессов перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, твердого тела (кристаллические и аморфные тела).
- Акцентирует внимание на тепловое движение атомов и молекул около положений равновесия и изменение внутренней энергия тела.
- Организует обмен мнениями по теме. (Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не ртутью?)
- Предлагает озвучить мнение. Проверить свой вариант ответа (работа с учебником) - Демонстрирует и комментирует опыт - плавление нафталина. 
- Разбор графика зависимости температуры нафталина от времени его нагревания (Работа в тетрадях).
- Обсуждение, обмен мнением с учениками.
- Наблюдают демонстрацию опыта, выдвигают гипотезы при ответе на поставленные  вопросы.
-Формулируют тему и цель урока.
-Выдвигают идеи и предположения
- Называют возможные способы действий для достижения цели урока.
- Записывают тему урока в тетради.
- Делают записи в тетради.
- Выдвигают предположения и мнения.
- Работают с учебником.
- Наблюдают опыт и слушают егокомментирование.
- Работают в тетрадях.
- Задают возникающие вопросы, обмениваются мнением.
Метод мозгового штурма.
«Корзина идей»
Активное слушание
Диалог
 
 
 

 
III. Закрепление изученного. Контроль и самооценка знаний и способов действий.
15 мин
- Организация активной  групповой работы обучающихся с новой темой.
- Самостоятельное изучение и осмысление информации.
- Систематизация знаний.
Воспроизведение знаний, полученных на уроке, и оценивание результатов своей работы.
- Анализ информации при работе с формулами
- Оформление физических задач
- Умение структурировать знания, классифицировать и систематизировать информацию
- Выстраивание учебного сотрудничества с одноклассниками и преподавателями
 - Сравнение результатов своей работы с результатами других
- Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
- Контроль и самооценка процесса и результата своей деятельности.
- Предлагает решить экспериментальную графическую задачу в группах (плавление льда)
- Организует проведение практической работы.
- Предлагает построить график и решить задачу на уравнение теплового баланса по данным эксперимента с применением алгоритма.
- Организует проверку решения работы.
- Обсуждают эксперимент в группах.
-Высказывают  способы решения данных задач, оформляют задачу в тетрадях.
- Проверяют правильность выполнения.
- Один из учеников решает задачу у доски.
 
 
 
 

 
Беседа
Работа в группе
Самостоятельная работа
Самоконтроль
 
 
 
 
 
 
 
 

 
V. Коррекция знаний и способов действия. –
2 мин.
- Восполнение пробелов в знаниях. - Умение скорректировать результат своей деятельности. - Организует коллективное исправление ошибок - Исправляют свои ошибки.
- Ставят в тетрадь карандашом оценки.
Диалог
Самооценка
VI. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. –
3 мин.
Обобщение новых знаний, способов действий и осмысление результата своей работы. - Оценка результата своей деятельности
 - Планирование, прогнозированиеи целеполагание в осуществлении последующей деятельности.
-Предлагает обучающимся назвать, с чем познакомились на уроке, ответить, достигнута ли цель урока и почему.
- Выставляет оценки за урок.
- Даёт домашнее задание.
- Обучающиеся отвечают на вопросы.
- Слушают и записывают домашнее задание.
Диалог
VII. Рефлексия.
 – 1 мин.
Самоанализ обучающимися своей деятельности и её результатов. - Умение и выражать свои мысли
- Оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
- Предлагает обучающимся заполнить лист самооценки Проводят рефлексию. Лист самооценки
 
Информационные источники:
1. Учебник «Физика. 8кл.» А.В. Перышкин. – М.:  Дрофа, 2013. - 237 с.
2. «Физика. 8 класс. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику А. В. Перышкина. »  Р.Д.Минькова,  В.В.Иванова: – М.:  Экзамен, 2017. - 64 с.
3. http://tco-physics.narod.ru/cl8_2/agr_09.files/slide0009_image003.gif


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»