Плавление и отвердевание кристаллических тел
Медведева Алиса Дмитриевна,
учитель физики ГБОУ СОШ № 188
с углубленным изучением мировой
художественной культуры
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Класс: 8
УМК: Перышкин А.В.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Изучение физических особенностей процесса плавления и отвердевания вещества. Ввести понятие физической величины - удельная телота плавления. Научить работать с графиками плавления и отвердевания тел.
Задачи:
Общеобразовательная: - сформировать представление о плавлении и кристаллизации тел как тепловых процессах;
- определить способ расчета количества теплоты в изучаемых процессах;
- экспериментально подтвердить полученные теоретические знания.
Развивающая: - создать условия для развития исследовательских и творческих навыков;
- развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы;
- развивать умение определять по графику основные характеристики теплового процесса.
Воспитательная - воспитание личности через бережное отношение к природе;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие коммуникативных способностей;
- способствовать привитию культуры поведения;
- создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- вспомнить основные положения о молекулярном строении вещества;
- изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества на основе представлении о молекулярном строении вещества;
- выяснить условия перехода из одного агрегатного состояния в другое;
- формировать понятия: процесс плавления и отвердевания, температура плавления и кристаллизации, удельная теплота плавления;
- рассмотреть особенности фазового перехода жидкость - твердое тело;
- сформировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале;
- развитие умения генерировать идеи;
- развитие речевых навыков учащихся;
- выявлять причинно -следственные связи;
- работать в команде;
- пользоваться альтернативными источниками информации;
- сформировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.
- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений;
- формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.
Методобучения: проблемно - исследовательский.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, приборы для демонстрации опытов и проведения эсперимента: штатиф, спиртовка, термос с кубиками льда, нафталин, мензурка, колба, штатив, спички, термометр электронный, секундомер (у каждого ученика в сотовом телефоне); авторская презентация к уроку, учебник«Физика 8» А.В.Перышкин. М.: Дрофа, 2014.;Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина/Н.В.Филонович. –М.: Дрофа,2014.
Материалы для обучающихся: учебник «Физика. 8 кл.» А.В. Перышкин.М.: Дрофа, 2014.
Ход урока
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приёмы |
I. 1.Организационный момент. - 1 мин. | Концентрация на образовательный процесс. | Установка внимания, самоорганизации, дисциплины. | - Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу. | Показывают готовность к уроку. Настрой на учебный процесс. | Принцип психологической комфортности. |
2. Актуализация опорных знаний по теме «Агрегатное состояние вещества» (8 мин.) | - Формирование положительной мотивации обучающихся к изучению новой темы. - Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках - Организация актуализированных изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. |
Концентрация внимания, развитие логического мышления (анализ, сравнение, синтез), умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | - Проверка домашнего задания. - Демонстрация моделей кристаллических тел, стакана с водой и со льдом. - Предлагает назвать что общего и разного между льдом и водой, каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел, какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. - Проводит параллель с ранее изученным материалом. - Показывает значимость изучаемой темы. |
Рассматривают демонстрацию, воспроизводят знания, полученные раннее на уроках, отвечают на вопросы. | Беседа. Активное слушание. Метод «мозгового штурма» «Корзина идей» |
II. 1. Усвоение новых знаний и способов действия Подготовка к работе на основном этапе. - 15 мин. |
- Мотивация обучающихся к учебному действию. - Применение знаний, полученных ранее на уроках физики. - Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы. -Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой. - Самостоятельное изучение и осмысление информации. - Систематизация знаний |
- Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности; - формулировка целей урока вместе с учащимися; - понимание учащегося социальной и практической ценности изучаемого материала; -сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности. |
- Демонстрирует опыт - плавление льда. Задает вопросы по тепловым процессам в ходе эксперимента. - Предлагает сформулировать тему и цели урока. - Знакомит с агрегатными состояниями вещества, с процессами плавления и отвердевания тел, а также с графиками плавления и отвердевания тел. - Объясняет характер движения и взаимодействия молекул в различных агрегатных состояниях. - Дает понятия процессов перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое, твердого тела (кристаллические и аморфные тела). - Акцентирует внимание на тепловое движение атомов и молекул около положений равновесия и изменение внутренней энергия тела. - Организует обмен мнениями по теме. (Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не ртутью?) - Предлагает озвучить мнение. Проверить свой вариант ответа (работа с учебником) - Демонстрирует и комментирует опыт - плавление нафталина. - Разбор графика зависимости температуры нафталина от времени его нагревания (Работа в тетрадях). - Обсуждение, обмен мнением с учениками. |
- Наблюдают демонстрацию опыта, выдвигают гипотезы при ответе на поставленные вопросы. -Формулируют тему и цель урока. -Выдвигают идеи и предположения - Называют возможные способы действий для достижения цели урока. - Записывают тему урока в тетради. - Делают записи в тетради. - Выдвигают предположения и мнения. - Работают с учебником. - Наблюдают опыт и слушают егокомментирование. - Работают в тетрадях. - Задают возникающие вопросы, обмениваются мнением. |
Метод мозгового штурма. «Корзина идей» Активное слушание Диалог |
III. Закрепление изученного. Контроль и самооценка знаний и способов действий. 15 мин |
- Организация активной групповой работы обучающихся с новой темой. - Самостоятельное изучение и осмысление информации. - Систематизация знаний. Воспроизведение знаний, полученных на уроке, и оценивание результатов своей работы. |
- Анализ информации при работе с формулами - Оформление физических задач - Умение структурировать знания, классифицировать и систематизировать информацию - Выстраивание учебного сотрудничества с одноклассниками и преподавателями - Сравнение результатов своей работы с результатами других - Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. - Контроль и самооценка процесса и результата своей деятельности. |
- Предлагает решить экспериментальную графическую задачу в группах (плавление льда) - Организует проведение практической работы. - Предлагает построить график и решить задачу на уравнение теплового баланса по данным эксперимента с применением алгоритма. - Организует проверку решения работы. |
- Обсуждают эксперимент в группах. -Высказывают способы решения данных задач, оформляют задачу в тетрадях. - Проверяют правильность выполнения. - Один из учеников решает задачу у доски. |
Беседа Работа в группе Самостоятельная работа Самоконтроль |
V. Коррекция знаний и способов действия. – 2 мин. |
- Восполнение пробелов в знаниях. | - Умение скорректировать результат своей деятельности. | - Организует коллективное исправление ошибок | - Исправляют свои ошибки. - Ставят в тетрадь карандашом оценки. |
Диалог Самооценка |
VI. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. – 3 мин. |
Обобщение новых знаний, способов действий и осмысление результата своей работы. | - Оценка результата своей деятельности - Планирование, прогнозированиеи целеполагание в осуществлении последующей деятельности. |
-Предлагает обучающимся назвать, с чем познакомились на уроке, ответить, достигнута ли цель урока и почему. - Выставляет оценки за урок. - Даёт домашнее задание. |
- Обучающиеся отвечают на вопросы. - Слушают и записывают домашнее задание. |
Диалог |
VII. Рефлексия. – 1 мин. |
Самоанализ обучающимися своей деятельности и её результатов. | - Умение и выражать свои мысли - Оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
- Предлагает обучающимся заполнить лист самооценки | Проводят рефлексию. | Лист самооценки |
Информационные источники:
1. Учебник «Физика. 8кл.» А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2013. - 237 с.
2. «Физика. 8 класс. Тетрадь для лабораторных работ к учебнику А. В. Перышкина. » Р.Д.Минькова, В.В.Иванова: – М.: Экзамен, 2017. - 64 с.
3. http://tco-physics.narod.ru/cl8_2/agr_09.files/slide0009_image003.gif