Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока

Источники света, распространение света

Коронатова Нина Николаевна,
учитель физики высшей категории
ГБОУ  гимназия № 406
Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
Предмет «ФИЗИКА»
Тема: «Источники света. Распространение света»
Класс, профиль: 8 класс, общеобразовательный ФГОС
УМК: «Физика 7 - 9. ФГОС», авторы: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.
Тип урока: открытие нового знания.
Технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийное оборудование, лазерная указка, опрыскиватель, свеча, фонарик, мобильный телефон, листы А 4.
Цели:
Цель учителя:
- формировать знание учащихся о свете, о видах источников света, о световом луче и о законе распространения света;
- формировать умение использовать эти знания для объяснения образования тени и полутени, возникновения солнечных и лунных затмений.
Цель учащихся: узнать о свете, о видах источников света, научиться использовать знания о прямолинейном распространении света для объяснения световых явлений.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- регулятивные УУД: обнаруживают область незнания, определяют цель урока, планируют и корректируют свои действия, корректируют усвоение новых знаний, оценивают свои знания, соотносят результат своего усвоения с целью урока, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль усвоения новых знаний;
- познавательные УУД: анализируют область своего незнания в данной области физики, наблюдают, проверяют усвоение новых знаний, ищут и структурируют информацию, выделяют существенную информации, делают выводы;
- коммуникативные УУД: слушают учителя и мнения других учащихся, обсуждают и приходят к общему мнению в совместной деятельности, учитывают мнения других, слушают одноклассника, выполняют совместную деятельность, слушают комментарии учителя, взаимно контролируют знания друг друга, учатся формулировать собственное мнение и свою позицию по данному вопросу;
Предметные: применение знаний об источниках света, использование знания о прямолинейном распространении света для объяснения образования тени и полутени, происхождения солнечных и лунных затмений.
Личностные: формирование целостного научного мировоззрения; формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
 
Технологическая карта урока
Этап урока и его цель Деятельность
педагога
Деятельность учащихся Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов Планируемые результаты УУД
1. Организационный момент Цель: самоопределение к деятельности Приветствует учащихся, настраивает на восприятие нового материала урока. Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.
(фронтальная форма работы)
   
2.Актуализация знаний.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения;
постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
Какую роль играет свет в нашей жизни?
Слайды 2 - 4
Приведите свои примеры световых явлений?
Какая наука изучает световые явления?
Организует диалог с учениками, корректирует ответы учащихся
Учащиеся рисуют на листе формата А4 ассоциации. Возникающие со словом «свет» (индивидуальная работа).
 
Учащиеся записывают, что они знают: о свете, об источниках света и его распространение (индивидуальная работа).
 
Обсуждение в парах (фронтальная, групповая форма работы)
Демонстрация рисунков – ассоциаций, представление выполненных заданий 2 и 3 (фронтальная форма работы)

 
Задание № 1: Ассоциации слова «Свет»
 
 
 
 
 
 
Задание № 2: Запишите «Что вы знаете о свете, об источниках света и его распространение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задание № 3: Поставьте: Цель урока (Что делать?) и Задачи (Как это делать?)

 
Познавательные: анализируют область своего незнания в данной области физики.
Коммуникативные: слушают учителя и мнения других учащихся.
Регулятивные: обнаруживают область незнания, определяют цель урока.
3. Введение нового знания.
Цель: построение и фиксация новых знания.
Знакомство с терминами «свет», «источник света», «световой луч», классификация источников света
Знакомство с терминами «точечный источник света», «тень», «полутень», доказательство прямолинейного распространения света, объяснение природы солнечных и лунных затмений
Слайды 5 -17
Объясняет новый материал, используя материалы презентации, демонстрирует источники света, задает вопросы, экспериментально доказывает прямолинейное распространение света, задает вопросы, организует диалог с учениками, корректирует ответы учащихся контролирует выполнение задания.

 
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания, наблюдают, отвечают на вопросы, рисуют, приводят свои примеры, комментируют свою работу (фронтальная и индивидуальная формы работы)
 
Задание № 4: запишите «Что такое свет?»
Задание № 5: Предложите группы, на которые можно разделить данные источники света:
Оформите поверх рисунка схему групп источников света с примерами, добавьте в схему свои примеры
Задание № 6: запишите «Что такое световой луч?»
Зарисуйте поверх рисунка световой пучок и световые лучи
 
Опыт: с помощью опрыскивателя и лазерной указка получить видимый пучок света. Какой вывод можно сделать из этого опыта?
 
Задание № 7: запишите «Что такое точечный источник света? Что такое протяженный источник света?»
 
 Задание № 8: запишите «Почему мы изображаем распространение света с помощью луча?
Как распространяется свет в пространстве?
В какой среде?»
 
Запишите формулировку закона прямолинейного распространения света. Кто этот закон сформулировал?
 
Задание 9: запишите доказательства этого закона

 
Познавательные: наблюдают, делают выводы.
Коммуникативные: обсуждают и приходят к общему мнению в совместной деятельности, учитывают мнения других.
Регулятивные: планируют и корректируют свои действия.
4. Физическая разминка
Цель: укрепление здоровья учащихся
Учащиеся проводят физкультминутку:
Физкультминутка №1 (для снятия утомления с туловища)
- Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
- Стойка ноги врозь, руки за голову. Поворот туловища в одну сторону, затем в другую. Руки вниз, потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
- Стойка ноги врозь. Наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутка №2 (гимнастика для глаз)
- Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд.
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
- Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

 
 
5. Выполнение учащимися контрольного задания
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Слайд 18
Способ № 1: прием «Вопрос – ответ»
Предлагает форму записи ответов (приложение 2).
Предлагает учащимся критерии для взаимопроверки
Способ № 2: тест (1 вариант – нечетные задания, 2 вариант – четные задания) (приложение № 3).
Слайд 19 - 21
Решение задач
Учащиеся письменно дают ответы по данной теме. Оценивают работу друг друга, пользуясь предложенными учителем критериями.
(индивидуальная формы работы)
 
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся решают задачи по данной теме (работа в парах)
Самооценка
Задание: к каждому вопросу подобрать правильные ответы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задачи:
1. Если лампа висит прямо над столом, одинаковые тени получатся от карандаша, лежащего на столе, и от стоящего вертикально?
2. При солнечном освещении тень от предмета равна высоте предмета. Под каким углом к горизонту находится Солнце?
3. При солнечном освещении вертикальная  палка высотой 1, 5 м отбрасывает тень длиной 2 м, а заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Определите высоту заводской трубы.
Познавательные: ищут и структурируют информацию.
Коммуникативные: слушают комментарии учителя, взаимно контролируют знания друг друга.
Регулятивные: планируют и корректируют свои действия, оценивают свои знания.
6. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение новых знаний в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера
Поясняет о завершении  оформления рисунка: интеллект – карты с ключевым словом «Свет», корректирует ответы учеников Учащиеся проводят окончательную работу  по завершению работы (индивидуальная форма работы) Задание: завершить работу над интеллект - картой по ключевому слову «Свет» Познавательные: выделяют существенную информацию
Коммуникативные: слушают ответы учащихся, учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: соотносят результат своего усвоения с целью урока; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль
7. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель: соотношение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения новых знаний.
Обсуждение полученных интеллект - карт
Слайд 22
Рефлексия по уроку:
1.Что нового узнали?
2.Что понравилось на уроке?
3.Что было самым трудным?
Выводы по уроку
Домашнее задание
Высказывают свое мнение.
Выражают своё настроение в конце знакомства с новой темой
  Познавательные: делают выводы.
Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение.
Регулятивные: осуществляют самоконтроль усвоения новых знаний.
 
Список литературы:
1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя – М. Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов образовательных учреждений – 21-е изд. – М. Просвещение, 2007.
3. Перышкин А.В. Физика. 8 кл. учебник для общеобразовательных учреждений – 14-е изд., М. Дрофа, 2015.
4. Чернобай Е.В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов, Стандарты и мониторинг в образовании. 2010


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»