Методическая разработка урока
Источники света, распространение света
Коронатова Нина Николаевна,
учитель физики высшей категории
ГБОУ гимназия № 406
Пушкинского района Санкт-Петербурга
учитель физики высшей категории
ГБОУ гимназия № 406
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Предмет «ФИЗИКА»
Тема: «Источники света. Распространение света»
Класс, профиль: 8 класс, общеобразовательный ФГОС
УМК: «Физика 7 - 9. ФГОС», авторы: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.
Тип урока: открытие нового знания.
Технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийное оборудование, лазерная указка, опрыскиватель, свеча, фонарик, мобильный телефон, листы А 4.
Цели:
Цель учителя:
- формировать знание учащихся о свете, о видах источников света, о световом луче и о законе распространения света;
- формировать умение использовать эти знания для объяснения образования тени и полутени, возникновения солнечных и лунных затмений.
Цель учащихся: узнать о свете, о видах источников света, научиться использовать знания о прямолинейном распространении света для объяснения световых явлений.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- регулятивные УУД: обнаруживают область незнания, определяют цель урока, планируют и корректируют свои действия, корректируют усвоение новых знаний, оценивают свои знания, соотносят результат своего усвоения с целью урока, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль усвоения новых знаний;
- познавательные УУД: анализируют область своего незнания в данной области физики, наблюдают, проверяют усвоение новых знаний, ищут и структурируют информацию, выделяют существенную информации, делают выводы;
- коммуникативные УУД: слушают учителя и мнения других учащихся, обсуждают и приходят к общему мнению в совместной деятельности, учитывают мнения других, слушают одноклассника, выполняют совместную деятельность, слушают комментарии учителя, взаимно контролируют знания друг друга, учатся формулировать собственное мнение и свою позицию по данному вопросу;
Предметные: применение знаний об источниках света, использование знания о прямолинейном распространении света для объяснения образования тени и полутени, происхождения солнечных и лунных затмений.
Личностные: формирование целостного научного мировоззрения; формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
Технологическая карта урока
Тема: «Источники света. Распространение света»
Класс, профиль: 8 класс, общеобразовательный ФГОС
УМК: «Физика 7 - 9. ФГОС», авторы: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.
Тип урока: открытие нового знания.
Технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийное оборудование, лазерная указка, опрыскиватель, свеча, фонарик, мобильный телефон, листы А 4.
Цели:
Цель учителя:
- формировать знание учащихся о свете, о видах источников света, о световом луче и о законе распространения света;
- формировать умение использовать эти знания для объяснения образования тени и полутени, возникновения солнечных и лунных затмений.
Цель учащихся: узнать о свете, о видах источников света, научиться использовать знания о прямолинейном распространении света для объяснения световых явлений.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- регулятивные УУД: обнаруживают область незнания, определяют цель урока, планируют и корректируют свои действия, корректируют усвоение новых знаний, оценивают свои знания, соотносят результат своего усвоения с целью урока, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль усвоения новых знаний;
- познавательные УУД: анализируют область своего незнания в данной области физики, наблюдают, проверяют усвоение новых знаний, ищут и структурируют информацию, выделяют существенную информации, делают выводы;
- коммуникативные УУД: слушают учителя и мнения других учащихся, обсуждают и приходят к общему мнению в совместной деятельности, учитывают мнения других, слушают одноклассника, выполняют совместную деятельность, слушают комментарии учителя, взаимно контролируют знания друг друга, учатся формулировать собственное мнение и свою позицию по данному вопросу;
Предметные: применение знаний об источниках света, использование знания о прямолинейном распространении света для объяснения образования тени и полутени, происхождения солнечных и лунных затмений.
Личностные: формирование целостного научного мировоззрения; формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.
Технологическая карта урока
Этап урока и его цель | Деятельность педагога |
Деятельность учащихся | Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный момент Цель: самоопределение к деятельности | Приветствует учащихся, настраивает на восприятие нового материала урока. | Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока. (фронтальная форма работы) |
||
2.Актуализация знаний. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения; постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. |
Какую роль играет свет в нашей жизни? Слайды 2 - 4 Приведите свои примеры световых явлений? Какая наука изучает световые явления? Организует диалог с учениками, корректирует ответы учащихся |
Учащиеся рисуют на листе формата А4 ассоциации. Возникающие со словом «свет» (индивидуальная работа). Учащиеся записывают, что они знают: о свете, об источниках света и его распространение (индивидуальная работа). Обсуждение в парах (фронтальная, групповая форма работы) Демонстрация рисунков – ассоциаций, представление выполненных заданий 2 и 3 (фронтальная форма работы) |
Задание № 1: Ассоциации слова «Свет» Задание № 2: Запишите «Что вы знаете о свете, об источниках света и его распространение?» Задание № 3: Поставьте: Цель урока (Что делать?) и Задачи (Как это делать?) |
Познавательные: анализируют область своего незнания в данной области физики. Коммуникативные: слушают учителя и мнения других учащихся. Регулятивные: обнаруживают область незнания, определяют цель урока. |
3. Введение нового знания. Цель: построение и фиксация новых знания. Знакомство с терминами «свет», «источник света», «световой луч», классификация источников света Знакомство с терминами «точечный источник света», «тень», «полутень», доказательство прямолинейного распространения света, объяснение природы солнечных и лунных затмений |
Слайды 5 -17 Объясняет новый материал, используя материалы презентации, демонстрирует источники света, задает вопросы, экспериментально доказывает прямолинейное распространение света, задает вопросы, организует диалог с учениками, корректирует ответы учащихся контролирует выполнение задания. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания, наблюдают, отвечают на вопросы, рисуют, приводят свои примеры, комментируют свою работу (фронтальная и индивидуальная формы работы) |
Задание № 4: запишите «Что такое свет?» Задание № 5: Предложите группы, на которые можно разделить данные источники света: Оформите поверх рисунка схему групп источников света с примерами, добавьте в схему свои примеры Задание № 6: запишите «Что такое световой луч?» Зарисуйте поверх рисунка световой пучок и световые лучи Опыт: с помощью опрыскивателя и лазерной указка получить видимый пучок света. Какой вывод можно сделать из этого опыта? Задание № 7: запишите «Что такое точечный источник света? Что такое протяженный источник света?» Задание № 8: запишите «Почему мы изображаем распространение света с помощью луча? Как распространяется свет в пространстве? В какой среде?» Запишите формулировку закона прямолинейного распространения света. Кто этот закон сформулировал? Задание 9: запишите доказательства этого закона |
Познавательные: наблюдают, делают выводы. Коммуникативные: обсуждают и приходят к общему мнению в совместной деятельности, учитывают мнения других. Регулятивные: планируют и корректируют свои действия. |
4. Физическая разминка Цель: укрепление здоровья учащихся |
Учащиеся проводят физкультминутку: Физкультминутка №1 (для снятия утомления с туловища) - Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний. - Стойка ноги врозь, руки за голову. Поворот туловища в одну сторону, затем в другую. Руки вниз, потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. - Стойка ноги врозь. Наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Физкультминутка №2 (гимнастика для глаз) - Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд. - Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. - Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. - Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. |
|||
5. Выполнение учащимися контрольного задания Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. |
Слайд 18 Способ № 1: прием «Вопрос – ответ» Предлагает форму записи ответов (приложение 2). Предлагает учащимся критерии для взаимопроверки Способ № 2: тест (1 вариант – нечетные задания, 2 вариант – четные задания) (приложение № 3). Слайд 19 - 21 Решение задач |
Учащиеся письменно дают ответы по данной теме. Оценивают работу друг друга, пользуясь предложенными учителем критериями. (индивидуальная формы работы) Учащиеся решают задачи по данной теме (работа в парах) Самооценка |
Задание: к каждому вопросу подобрать правильные ответы. Задачи: 1. Если лампа висит прямо над столом, одинаковые тени получатся от карандаша, лежащего на столе, и от стоящего вертикально? 2. При солнечном освещении тень от предмета равна высоте предмета. Под каким углом к горизонту находится Солнце? 3. При солнечном освещении вертикальная палка высотой 1, 5 м отбрасывает тень длиной 2 м, а заводская труба отбрасывает тень в 50 м. Определите высоту заводской трубы. |
Познавательные: ищут и структурируют информацию. Коммуникативные: слушают комментарии учителя, взаимно контролируют знания друг друга. Регулятивные: планируют и корректируют свои действия, оценивают свои знания. |
6. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение новых знаний в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера |
Поясняет о завершении оформления рисунка: интеллект – карты с ключевым словом «Свет», корректирует ответы учеников | Учащиеся проводят окончательную работу по завершению работы (индивидуальная форма работы) | Задание: завершить работу над интеллект - картой по ключевому слову «Свет» | Познавательные: выделяют существенную информацию Коммуникативные: слушают ответы учащихся, учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: соотносят результат своего усвоения с целью урока; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль |
7. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: соотношение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения новых знаний. |
Обсуждение полученных интеллект - карт Слайд 22 Рефлексия по уроку: 1.Что нового узнали? 2.Что понравилось на уроке? 3.Что было самым трудным? Выводы по уроку Домашнее задание |
Высказывают свое мнение. Выражают своё настроение в конце знакомства с новой темой |
Познавательные: делают выводы. Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение. Регулятивные: осуществляют самоконтроль усвоения новых знаний. |
Список литературы:
1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя – М. Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов образовательных учреждений – 21-е изд. – М. Просвещение, 2007.
3. Перышкин А.В. Физика. 8 кл. учебник для общеобразовательных учреждений – 14-е изд., М. Дрофа, 2015.
4. Чернобай Е.В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов, Стандарты и мониторинг в образовании. 2010