Использование ИКТ во внеурочной деятельности учителя физики
Маху Оксана Сергеевна
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, понимается образовательная деятельность школьников, отличная от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.Внеурочная деятельность - это целенаправленное и творческое взаимодействие школьников, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения социальных и культурных ценностей. Учеников необходимо вовлекать в общественно-значимую, полезную деятельность, правильно организовать их досуг.
Внеурочная деятельность несет большой воспитательный потенциал, дает возможность ученикам самореализоваться как личности.
Внеурочная школьная программа «Занимательная физика» для 5-6 классов, включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, например, это такие разделы, как "Молекулярная физика", «Механика», часть "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Как показывает практика, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками, не имеют реального понимания и представления каких-то явлений, физических процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения – ИКТ.
Многие опыты и физические явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления макро и микромира, либо быстро протекающие процессы, которые невозможно увидеть невооруженным глазом, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате школьники испытывают трудности в их изучении, так как не могут мысленно их представить. Компьютер в этом случае может не только создать и воспроизвести модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания какого-либо физического процесса, и подобрать определенную скорость для усвоения.
Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. ИКТ играют большую роль в демонстрации и проведении лабораторных работ. В них ученик может изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Сегодня появляется все больше официальных и неофициальных конкурсов по физике, таких как конкурс «Познание и творчество!», конкурс по физике "Зубрёнок", олимпиада «Эрудит», Всероссийский конкурс научных работ школьников "Юниор", Первые шаги в науку. Физика и исследование: Всероссийский дистанционный конкурс и многие др. Необходимо привлекать учеников к участию в таких конкурсах и при подготовке к ним обращать к использованию ИКТ для качественного выполнения конкурсных работ.
Таким образом, ИКТ во внеурочной деятельности повышает мотивацию школьников к процессу обучения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.
Во внеурочной деятельности со школьниками рационально использовать такие ИКТ, как мультимедиа технологии (компьютерные презентации), аудиоинформацию, видеоинформацию (видео уроки, научные фильмы), компьютерные программы «Живая физика», Репетитор Физика 1С, Открытая физика I, Открытая физика II и др.
Различные формы внеурочной деятельности, будут являться важным условием формирования предметных универсальных учебных действий учеников. А применение ИКТ даст нам возможность для дифференцированного и вариативного образования, и будет способствовать реализации маршрутов индивидуального развития, отвечающего потребностям и интересам ученика.
Литература.
1. А. А. Васильев, А. А. Волгина. Внеурочные мероприятия по физике в современной школе http://journal.kuzspa.ru/articles/192/