Доклад
Из опыта работы по воспитанию патриотических чувств кадет посредством особого подбора материала при обучении математике
Елшина Лариса Александровна
Пусть слова Джона Кеннеди:
«Не спрашивай, что твоя родина
может сделать для тебя, —
спроси, что ты можешь сделать
для своей родины»
станут эпиграфом моего сегодняшнего выступления.
За спиной 30 лет педагогического стажа и работы в школе валеологического профиля. Мы разрабатывали программы, методические и дидактические пособия, наполняли уроки и внеурочную деятельность здоровьесберегающим контентом. Но когда мы говорили о здоровье – то это касалось не только физического, но и психологического, и нравственного здоровья наших учеников.
Говоря о нравственном здоровье, мы понимаем сформированность нравственных качеств характера человека – чести, порядочности, чувства долга, ответственности за принимаемые решения, доброты и гуманности, наконец. И конечно же, тут уместно будет говорить о патриотизме, о гражданской позиции личности. Вот и сейчас, придя на работу в особое учебное заведение - Кадетский военный корпус, - я понимаю, что именно гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным для наших кадет - будущих защитников родины. И этому есть ряд объективных причин.
В последние годы стало заметно снижение уровня духовной культуры молодежи. Примером для подражания сегодня стал человек без моральных принципов, пусть циничный, пусть непорядочный, но преуспевающий финансово, умеющий достигать своих материальных целей любым путем. – Это во-первых.
Во-вторых, все меньше внимания и уважения, как мне кажется, уделяется народной культуре. Чувство гордости за свою страну, свой народ притупилось: забываются обычаи и традиции, на которых всегда держались и сегодня должны формироваться нравственные ценности народа, без которых невозможно формирование у подростков правильного отношения к истории своего народа и в целом, любви к Родине.….
Таким образом, чтобы состоялось будущее России, необходимо воспитать духовно, нравственно и физически здоровое поколение. Следовательно, нужна система воспитания и образования, которая бы отвечала особенностям российского национального характера и готовила патриотически настроенную молодежь, готовую служить Отечеству на гражданском и военном поприще.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Сегодняшняя действительность предъявляет ребятам жесткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, но также и умение ориентироваться в большом потоке информации, которая при этом быстро устаревает.
По мнению специалистов, уже сегодня срок устаревания информации – 2,5 года. Это говорит нам о необходимости непрерывного дополнительного образования, если хочешь быть востребованным и конкурентоспособным. И чтобы достичь важной цели – воспитать, ненавязчиво привить нашим воспитанникам - и вообще – людям! - чувство гражданственности, любви к своей родине – целесообразно будет, на наш взгляд, заложить важную информацию внутрь учебных контентов на всех уровнях образования, как основного, так и дополнительного. Тогда та информация, которую мы считаем важной для усвоения и воспитания, закладывается на уровне подсознания (ведь сознание в это время делает прямую работу – решает пример, тестили задачу, если это математика, вспоминает правила правописания – если это русский и т.д.)
Требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всем многообразии – урок остается главной формой организации учебного процесса.
Вот почему именно урок, а в данном случае урок математики, мы решили использовать для достижения поставленной цели – формирование нравственно здоровой личности в рамках кадетского военного корпуса.
Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Воспитывать позицию «Гражданин России – это звучит гордо».
3. Изучать историю большой и малой родины.
4. Развивать интерес к российским традициям, обычаям, народным промыслам.
5. Формировать чувство гордости за научные, спортивные и др. достижения страны.
6. Сохранять историческую память и преемственность поколений.
7. Способствовать формированию чувства сопричастности к ответственности за будущее страны.
8. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
9. Формировать систему знаний, а также уважения и интереса к государственным символам России.
10. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
А решать эти задачи можно:
1) Через содержание дисциплины;
2) Через методы и формы обучения ;
3) Через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
4) Через личность самого учителя ( прежде всего и в наибольшей степени )
Анализ учебных программ и учебников позволяет сделать вывод, что в содержании такого предмета, как математика, заложены минимальные возможности для осуществления патриотического воспитания. Для того, чтобы эти возможности расширить, можно и нужно в содержание уроков математики добавлять материал патриотической направленности.
Когда основные задачи были сформулированы, осталось лишь подобрать фактологический материал и наполнить им содержание дисциплины – тексты задач, контрольных, практических и повседневных заданий с учетом дидактических и методических требований. Поскольку круг задач достаточно широк, это позволяет не сбиваться на однотипность, однообразность формулировок.
Иногда это шуточные задачки, которые обращены к сообразительности и чувству юмора детей.
Задачки жизненно-практического содержания на сообразительность:
На «Движение»
Взвод кадет из 20 чел. бежал кросс в 2 км, по сколько км пробежал каждый кадет ?
Кадет за полчаса решил 3 задачи, сколько задач он решит за час ?
( Пропорциональной зависимости между количеством задач и временем в данном случае нет, задачка нерешаема).
Т.о. у ребят расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними.
Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы учащихся на вопросы задач, а главное- осознание ребятами допущенных ошибок - способствуют созданию на уроках прекрасной атмосферы легкого юмора и удовлетворения от получения новых знаний.
Часто используется поисковая деятельность (например, расспроси своих родных, членов семьи о родственниках, посвятивших жизнь служению Родине; полученное число возведите в квадрат (составьте уравнение или неравенство; придумайте задачу на …и т.д. )
Порой это составление презентаций на знание истории математики или биографии отдельных выдающихся деятелей нашей страны. (В среднем звене учащиеся с удовольствием выступают с этими сообщениями).
Решение задач с практическим содержанием даёт возможность кадетам задуматься о тяготах военных лет, а заодно ещё раз вспомнить, а, возможно, и впервые открыть для себя некоторые исторические факты и даты:
- Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года, а закончилась 2 февраля 1943 года. Сколько дней длилась Сталинградская битва?
- Сколько дней прошло со дня победы в Сталинградской битве ( 2 февраля 1943 г.) до начала битвы на Курской дуге (5 августа 1943г.)?
Мы знаем, чтопрошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики, и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных ныне русских людей, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.
Так, например, при изучении темы «Действия с десятичными дробями» можно предложить следующий материал.
Современная Москва – большой, красивый, многолюдный город. И трудно представить, что когда-то она была маленьким поселком. Впервые поселение Москва упоминается в летописи 1147 г. в связи с именем сына Владимира Мономаха – суздальского князя Юрия, прозванного Долгоруким. Укрепленная часть поселения, которую теперь бы назвали Кремлем, размещалась на высоком Боровицком холме.
Задача:Московский Кремль XIв. занимал 1,5 га. Площадь Кремля, построенного при Юрии Долгоруком. была на 7,5 га больше. Вычислите площадь нового Кремля.
При решении задач на нахождение числа по его части и части от числа я рассказываю детям, как по проекту Христофора Галовея и под его наблюдением московские кузнецы выковали удивительные куранты, бой которых разносился над Москвой. И после этого решаем задачу:
Галовеевские часы имели циферблат диаметром 5,16 м, что составляет 43/51 от диаметра циферблата нынешних часов на Спасской башне. Вычислите диаметр циферблата курантов на Спасской башне.
Изучая тему «Решение задач с помощью уравнений», ребята делают небольшое сообщение об Андрее Чохове – пушечных и колокольных дел мастере. Из этого рассказа мы узнаем, что в 1568 году Андрей Чохов отлил Царь-пушку и что Чохов же первый в мире создал многоствольную мортиру, стрелявшую не ружейными пулями, а ядрами в 200 г. И опять задача:
В многоствольном орудии 0,35 всех стволов «залилось» при изготовлении, 0,25 стволов засорились за годы эксплуатации. и к 1640 г. осталось лишь 40 стволов, пригодных для стрельбы. Сколько стволов имело многоствольное орудие?
Решая такие сюжетные задачи, дети впитывают в себя гордость за наш народ, чувство патриотизма и гражданственности, любви к родному краю, расширяются их знания о знаменитых людях, живших на Руси. Опыт показывает, что учащиеся с интересом решают такие задачи, а еще с большим интересом подобные задачи составляют с использованием различного материала. Ребята много работают с дополнительной литературой, знакомятся с историей родного края. Подобная работа важна как для расширения кругозора, так и для воспитания гражданских и патриотических чувств кадет. Главное - выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе учащегося. А можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную и полезную информацию.
Также одним из основных условий эффективного усвоения материала является повышение учебной мотивации, так как,в свою очередь, низкая учебная мотивация – причина пассивной учебной работы обучающихся, а значит и низкого качества обученности - чего мы очень стараемся избежать как на уроках математики, так и в целом в учебном заведении.
Исследователи проблем мотивации и деятельности (А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин) связывают активность личности в учебном процессе именно с познавательной мотивацией. Каким бы способным и эрудированным ни был учащийся, без желания и толчка к учебе особых успехов он не добьется. Поэтому, чтобы повысить познавательную мотивацию, необходимо вызвать интерес к изучению предмета.
( Здесь я предлагается часть презентаций к началу урока, интересные, красочные, для 5 класса )
Все знают, что активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит.
Такие активные методы обучения, как:
Практический эксперимент (на уроках геометрии находили длину окружности через измерения диаметров стволов пушек );
Групповые обсуждения (выдвигая проблему измерения объема предметов формы прямоугольного параллелепипеда, учащиеся самостоятельно выводили эту формулу);
Деловые игры («забирались» на вершину Эльбруса, решая постепенно усложнявшиеся уравнения);
Мозговой штурм (в 6 классе: знакомство с новыми правилами упрощения выражений);
помогают создавать условия, при которыхкаждый кадет самостоятельно открывает для себя такую часть учебного материала, которую максимально он может усвоить, активно включается в соответствующее действие.
Гражданско-патриотический материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он :
§ является источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;
§ используется систематически;
§ собран, проанализирован и обобщен при непосредственном участии кадет.
И тогда вся вышеизложенная работа способствует возрождению русского национального характера, русской духовности, воспитанию чувства малой и большой Родины.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея ни сил, ни средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст свои положительные результаты.
Патриотические задачи
1) Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».
2) Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии
Боевые силы |
Красная Армия |
Германские войска |
Личный состав |
1200000 |
1800000 |
Количество танков |
990 |
1700 |
Количество орудий |
7600 |
14000 |
Количество самолётов |
667 |
1390 |
И т.д.
3) В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.
Численность войск |
Численность вооружения |
|||
орудия и минометы |
танки |
самолеты |
||
СССР |
1100000 |
7652 |
774 |
1000 |
На 608000 |
На 5848 |
396 |
385 в нашу пользу |
4). Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.
Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.
413 |
218 |
474 |
567 |
569 |
374 |
630 |
979 |
195 |
0 |
256 |
349 |
221 |
26 |
282 |
375 |
Например:
218+569+349+282=1418
474+569+349+26 =1418
Предлагаю и вам по пробовать посчитать.
Такой вид квадратов называется магическим квадратом. Самый ранний уникальный магический квадрат обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо:
7 |
12 |
1 |
14 |
2 |
13 |
8 |
11 |
16 |
3 |
10 |
5 |
9 |
6 |
15 |
4 |
Ло Шу (кит. трад. 洛書, упр. 洛书, пиньинь luò shū) Единственный нормальный магический квадрат 3×3. Был известен ещё в Древнем Китае, первое изображение на черепаховом панцире датируется 2200 до н.э..
4 |
9 |
2 |
3 |
5 |
7 |
8 |
1 |
6 |
Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны.
(Здесь уместно рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему).
Задачи.
1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная «дорогой жизни».
Домашние задания: “Получишь информацию – составь задачу новую”. По данным учащиеся составляют задачи.
1. К 1943 году Советские Вооруженные силы значительно окрепли организационно, повысилось их боевое мастерство, возрос моральный дух воинов. К лету этого года в составе действующей армии было свыше 6 млн. 400 тыс. человек, 105 тыс. орудий и минометов, 2200 боевых установок полевой реактивной артиллерии, 10, 2тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 10 тыс. боевых самолетов.
2. Курская битва – величайшее событие второй мировой и Великой Отечественной войны. В результате Курской битвы советские войска нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не могла оправиться. Всего с 19 ноября 1942 года по конец 1943 года фашистская Германия потеряла на советско-германском фронте около 2,6 млн. человек, почти 50 тыс. орудий и минометов, до 7 тыс. танков, более 14 тыс. боевых самолетов. В одном из немецких комментариев говорилось: “После Сталинграда мы узнали, что уже не сможем выиграть войну, а после Курска убедились, что ее проиграли”
3. Во время войны жители нашей республики внесли крупные суммы на приобретение боевой техники. Денежных взносов было сделано всего на ?(руб.)
4. Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?
Выполнив задание, вы прочитаете пословицу:
а) 0,71 + 0,8; д) 1,8 +0,1; и) 22,9 8– 2,4; н) 8 – 2,7; с) 6,86 * 3;
б) 2,3 + 2,2; е) 17,02 + 3,56; к) 5,35 – 3; о) 3,5 -1,7; т) 1,9 * 1
в) 5,4 + 1,3; ж) 12 + 1,2; л) 3,78 – 1,78; п) 9,863 -0; у); 0,3 * 6;
г) 0,32 + 0,47; з) 3,09 + 2,21; м) 1 – 0,3; р) 18,62 -18,62; ф) 0,18 * 10;
х) 0,52 * 100; щ) 18 : 4;
ц) 5 * 0,9; ы) 12,3 : 3;
ч) 60 * 0,4 э) 9,4 : 4;
ш) 4,7 : 2 ю) 1,4 : 0, 7
0,7 |
1,8 |
5,3 |
2 |
2,35 |
13,2 |
134,31 |
20,58 |
0,79 |
1,9 |
20,58 |
6,7 |
4,5 |
1,51 |
У |
Е |
М |
Ь |
Т |
-- |
М |
А |
И |
Н |
А |
Д |
О |
Р |
24 |
4,5 |
2,35 |
1,8 |
4,1 |
2 |
2,35 |
4,5 |
20,58 |
52 |
1,8 |
1,9 |
9,863 |
0 |
С |
О |
Т |
Е |
Я |
Ь |
Т |
О |
А |
П |
Е |
Н |
Й |
З |
(Ответ: Родина – мать, умей за нее постоять).
За одиннадцать лет обучения в Кадетском корпусе кадет приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
В заключение хотелось бы отметить, что прежде чем воспитывать на уроке математики патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать ЕГЭ, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно - прославлять свою страну и быть патриотами своей Родины
Закончить свое выступление хочется стихотворением М. Борзаковского «Баллада о математике»
Как воздух,
Математика нужна,
Одной отваги
Офицеру мало.
Расчеты! Залп!
И цель поражена
Могучими
Ударами
Металла.
И воину
Припомнилось на миг,
Как школьником
Мечтал в часы ученья
О подвиге,
О шквалах огневых,
О яростном
Порыве наступленья.
Но строг учитель был,
И каждый раз
Он обрывал мальчишку
Резковато:
"Мечтать довольно!
Повтори рассказ
О свойствах круга
И углов квадрата!»
И воином
Любовь сбережена
К учителю,
Далекому, седому.
Как воздух,
Математика нужна,
Сегодня
Офицеру молодому!
Благодарю завнимание!