Развитие познавательной деятельности на уроках математики
Гассиева Вероника Руслановна
Условия, способствующие развитию познавательной
деятельности обучающихся на уроках математики:
ØИзбегать в стиле преподавания монотонности, бедности информации, отрыва от личного опыта детей;
ØНе допускать переутомления;
ØИспользовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
ØСтимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, задачами – шутками, занимательными упражнениями);
ØСпециально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно – поисковые методы обучения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что у умственно отсталых детей необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной деятельности и активности ребёнка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Умственная активность в процессе обучения математике, называемой «гимнастикой ума», имеет особое значение. Учителю необходимо владеть разнообразными методическими приёмами, пробуждающими мыслительную активность обучающихся.
Приёмы и методы работы учителя
· применяется наглядность, даются чёткие инструкции учителя;
· чёткая постановка вопросов;
· обучению приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению;
· организация самостоятельного поиска решения;
· создание установки на внимание;
· чёткая организация деятельности обучающегося на уроке, повышение её активности;
· использование разнообразных методов работы;
· преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей;
· организация повторения изученного материала.
На уроках математики должно происходить решение двух задач: математического образования и психологического развития ребёнка.
Основная задача обучения в коррекционной школе – сформировать прочные и сознательные математические знания и умения, необходимые обучающимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Коррекционная задача состоит в развитии логического мышления, внимания, памяти, речи обучающихся, формирования у них навыков умственного труда, самоконтроля, планирования.
В урок необходимо вводить упражнения для развития психики. Усилить диалогичность уроков, использовать приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, включать игровые эмоционально насыщенные ситуации, паузы отдыха и релаксации.
Эмоциональная включённостьобучающегося в урок является важной задачей учителя.
Учителю необходимо помнить:
o прежде, чем объяснить – заинтересовать;
o прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию;
o прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку;
o прежде, чем сообщить что–нибудь новое – вызвать ожидание нового.
В поле зрения учителя должны находится все обучающиеся класса. Он обязан убедится в том, что все поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по-своему психическому состоянию ребёнок не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется на индивидуальных занятиях.
Обязательным условием урока является чёткое обобщение каждого этапа. Вопросы учителя должны быть сформулированы чётко и ясно; необходимо большое внимание уделять работе по предупреждению ошибок, возникшие ошибки не просто исправляют, а обязательно разобрать вместе с обучающимся.
Интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в урок игровые моменты.
Каждого обучающегося следует выслушать до конца; необходимо включать предметно – практические действия, цель которых – подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.
Важное значение имеет мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям обучающегося.
Учитель должен уметь:
1) Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
2) Конструировать урок с учётом отношения обучающегося к учебному предмету.
3) Проектировать индивидуальный подход к обучающимся на уроке.
4) Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности обучающихся.
5) Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство обучающихся.
6) Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
7) Подбирать систему самостоятельных работ.
8) Побуждать обучающихся к постановке познавательных вопросов.
9) Усложнять самостоятельные задания.
10) Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
11) Проводить дифференцированную работу в классе.
12) Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим обучающимся.
13) Использовать разнообразные формы поощрения.
14) формировать у обучающихся веру в свои возможности.
15) Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
16) Разнообразить формы домашних заданий.
Развитие познавательной деятельности на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех обучающихся способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.