Проблемы ГИА и их решения
Клочкова Ольга Анатольевна,
учитель математики ГБОУ СОШ №559
Введение государственной итоговой аттестации в 9 классах, уже который год вызывает повышенное беспокойство учеников, родителей, учителей. Новизна технологии: проведение экзамена вне родной школы, наличие бланков, компьютерная обработка ответов, проверка заданий второй части специальной комиссией - все это вызывает беспокойство всех участников процесса. Изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности обучающихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Все это побудило меня к разработке своей, единой системы по подготовке к ГИА по математике, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей посредством новых информационных технологий. Но для начала, необходимо выделить основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при подготовке к ГИА по математике:
1) насыщенность материалов ГИА, состоит из 3 разделов: алгебра, геометрия, реальная математика;
2) нетипичность формулировок заданий в вариантах ГИА. В учебниках используются стандартные формулировки, которые слабых обучающихся ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются;
3) различные вариации заданий, которые увеличивают число алгоритмов, которыми должны владеть учащиеся;
4) усвоение школьной программы;
5) демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством науки и образования для тренировки обучающихся, имеют расхождения с реальными вариантами ГИА, поэтому необходимо учитывать требования ГИА прошлых лет.
Для того чтобы решить эти проблемы необходимо:
1) создать банк тестовых заданий : тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов и разбирая, решая тесты, таким образом совершенствовать вычислительные навыки и тренировать интуицию
2) ликвидировать пробелы знаний, для это провожу вводное повторение, текущее (по горизонтали); итоговое(по вертикали) и повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки обучающихся, а так же даю рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты и др.
3) изучать и отрабатывать алгоритмы решения для заданий 2 части
В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА:
1) тематический
Необходимо разумно выстроить цепочку от простых типовых заданий до заданий второй части. Развивать логическое мышление обучающихся с помощью системы задач с нарастающей сложностью. Разбить однотипные задания по группам и освоить основные приемы решения.
2) логический
Учиться использовать запас знаний для получения ответа более простым способом решения, применяя различные хитрости в решении.
3) тренировочный
На каждом этапе подготовки необходимо отрабатывать навыки и умения решения задачи в виде устного счета или теста на повторение, только тогда возможен переход к комплексным тестам,
когда у школьника накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.
4) индивидуальный
Работа с каждым обучающимся по коррекции знаний, умению выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, выявление собственной подготовки по предмету, способности к самопроверке дает положительный результат.
5) временной
Все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя намного спокойнее и собраннее.
6) контролирующий
Постоянный контроль, анализ результатов, коррекция деятельности обучающихся в форме индивидуальной работы или самостоятельно после обсуждения заданий.
Особенно часто использую в работе сайт alexlarin.net, сдам ГИА и электронные ресурсы, проверяю, данные вношу в таблицу, в которой отслеживаю выполнение заданий каждым учеником, провожу анализ и коррекцию знаний, и в течение года я вижу динамику каждого обучающегося. Знакомлюсь с нормативными документами по проведению ГИА через ИМЦ и администрацию школы, посещаю спецкурсы по подготовке к ГИА. Повышаю свой уровень профессиональной грамотности (развиваю свои способности при решении заданий второй части) через самообразование.
Сложно подготовить обучающихся к ГИА, это большой труд. Но не нужно этого бояться. Если вы хорошо знаете, объясняете, любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно сможете подготовить их к ГИА по математике.