Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль дидактической игры в процессе обучения
на уроках математики   

Лаврентьева Ирина Александровна

 ВВЕДЕНИЕ

        Перемены,  произошедшие  в  нашей  стране  за  последние  годы,  определили  новый  заказ  общества  на  деятельность  системы  образования.  Повышение  требований  к  качеству  образования  становится  насущной  проблемой  развития  системы  среднего  образования,  а  также  стимулом  обновления  его  содержания  на  основе  принципов  фундаментальности,  интерактивности,  преемственности  и  практической  направленности.  В  новых  условиях  на  первый  план  выходит  личность  ученика,  его  способность  к  самоопределению  и  самореализации,  к  самостоятельному  принятию  решений  и  доведению  их  до  исполнения,  к  рефлексивному  анализу  собственной  деятельности.

         Современная  образовательная  система  должна  не  только  давать  умение  адекватно  воспринимать  информацию,  но  и  научить  получать  ее,  оперировать  ею,  применять  к  конкретным  жизненным  ситуациям,  интерпретировать  эту  информацию.  Так  рождается  новое  знание  на  основе  уже  имеющегося.  Необходимым  является  также  развитие  у  учащегося  определенного  объема  умений  и  навыков  работы  с  различными  источниками  знаний,  воспитание  способности  не  репродуцировать  знания,  а  расширять  их,  прменять  в  различных  жизненных  ситуациях.  Важно  уметь  сформировать  собственное  отношение  к  фактам,  проблемам,  уметь  выслушать  других,  найти  совместные  пути  решения  проблем.

         Меняются  цели  и  содержание  образования,  треюования  к  результатам;  появляются  новые  технические  средства  и  технологии  обучения,  а  урок,  оставаясь  дидактической  единицей  образовательного  процесса,  должен  обеспечить  развитие  качеств  учащихся,  отвечающих  требованиям  современного  урока.  Современный  урок  должен  готовить  ребенка  к  жизни  в  высокотехнологичном  конкурентном  мире.  На  уроке  должны  формироваться  навыки  самостоятельного  и  критического  мышления,  творческое  мышление,  а  также  умение  работать  с  информацией,  учиться  работать  в  коллективе.  Современный  урок  в  соответствии  со  стандартами  второго  поколения  м ожет  быть  представлен  как  образовательная  технология,  где  цели  и  результаты  урока  связаны,  а  процесс  зависит  от  типа  урока  и  методов,  выбранных  педагогом.

         В  течение  последних  десятилетий  игровые  педагогические  технологии  достаточно  широко  внедрились  в  педагогическую  практику.  Игровая  форма  обучения  представляет  собой  наиболее  удачное  и  перспективное  нововведение  последних  лет.  В  процессе  деловой  дидактической  игры  развивается  целеустремленность,  активность,  динамичность  и  продуктивность  мышления,  прочность  и  оперативность  памяти,  стремление  к  совершенсту  и  вера  в  свои  силы.  С  дидактической  точки  зрения  игровое  обучение  перспективно  тем,  что  не  противоречит  современным  педагогическим  теориям  и  может  стать  одной  из  форм  интегрированного  обучения.

 

ГЛАВА  I.  ИГРОВЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В  ПЕДАГОГИКЕ

          Игра  является  одним  из  методов,  или  технологий,  позволяющих  повысить  активность,  самостоятельность  и  заинтересованность  ученика  в  процессе  познания,  сделать  учебную  деятельность  личностно  значимой,  значительно  облегчить  процесс  приобретения  новых  знаний  и  умений1.  Игровые   технологии  обладают  набором  средств,  которые  активизируют  деятельность  учащихся.  В  игре  педагог  становится  организатором  самостоятельного  учебного  познания  учащихся;  взаимодействие  учащихся  с  учебным  материалом,  друг  с  другом  и  учителем  строится  как  учебно - познавательное,  в  котором  учитель  вступает  как  организующее  начало  в  самостоятельном  познании  материала  учащимися.  По  мнению  М. В. Кларина  это  особенно  касается  случаев,  когда  игра  используется  как  метод  изучения  нового  материала.  Именно  в  этих  случаях  игровое  обучение  можно  отнести  к  инновационным  видам  обучения.  "Игра - это  вид  деятельности  в  условиях  ситуаций,  направленных  на  воссоздание  и  усвоение  общественного  опыта,  в  котором  складывается  и  совершенствуется  самоуправление  поведением.  Игра - это  способ  существования  оебенка,  но  играют  люди  вмех  влзрастов,  национальностей  и  профессий.  Значение  игры  невозможно  исчерпать  и  оценить  развлекательно - рекреативными  возможностями"2.  Феномен  игры  и  состоит  в  том,  что  являясь  развлечением,  она  способна  перерасти  в  обучение.  

          Обязательность  увлекательности  обучения  подразумевают  методики  всех  известных  педагогов.  Образование  должно  быть  подлинно  развивающим,  серьезным  и  увлекательным,  но  не  отупляющим:  оно  обязательно  должно  ориентироваться  на  теоретический  опыт,  теоретические  знания  и  эмоциональный  мир  ребенка.  

           Игра  как  деятельность  ребенка  развивается  по  своим  законам,  но  она,  несомненно,  сильно  вторгается  в  область  дидактики.  Перед  современной  школой  стоит  конкретная  педагогическая  задача - педагогически  научиться  управлять  детской  игрой,  учитывая  ее  воспитательные  потенциалы  и  психологические  особенности  развития  ребенка  в  игре.

           Ценным  средством  стимулирования  интереса  к  учению  являются  познавательные  или  дидактические  игры,  опирающиеся  на  сосдание  игровых  ситуаций  в  учебном  процессе.  Игра  давно  используется  как  средство  возбуждения  интереса  к  обучению.

           Познавательные (дидактические)  игры - специально  созданные  ситуации,  моделирующие  реальность,  из  которых  учащимся  предлагается  найти  выход.  Главное  назначение  этого  метода - стимулировать  процесс  игры.  Такой  стимул  учащийся  получает  в  игре,  где  выступает  активным  преоьразователем  действительности.

          В  настоящее  время,  когда  мняются  образовательные  стандарты,  возникла  необходимость  поиска  новых  путей  решения  образовательных  задач,  вновь  набирает  силы  обучающая  роль  игры.  В  школьном  возрасте  игра  не  умирает,  а  проникает  в  отношения  к  действительности.  Она  имеет  свое  ынутреннее  продолжение  в  школьном  обучении  и  труде.  Очевидно,  что  опора  на  игровую  деятельность,  игровые  формы  и  приемы - важный  путь  включения  учащихся  в  учебную  раблту.

 

ГЛАВА  II.  ТЕХНОЛОГИЯ  ОБУЧЕНИЯ  МАТЕМАТИКЕ  С  ПРИМЕНЕНИЕМ  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР

           Математика  занимает  особое  место  среди  школьных  дисциплин.  Она  создает  у  учащихся  представление  о  научной  картине  мира,   показывает  сущность  научных  знаний,  их  особую  нравственную  ценность,  формирует  творческие  способности  учащихся,  их  мировоззрение,  способствует  воспитанию  высоконравственной  личности,  что  является  основной  целью  обучения  и  может  быть  достигнуто  только  при  условии,  если  в  процессе  обучения  будет  сформирован  интерес  к  знаниям.

            Увеличение  умственной  нагрузки  на  уроках  математики  заставляет  задуматься  над  тем,  как  поддержать  у  учащихся  интерес  к  изучаемому  материалу,  их  активность  на  протяжении  всего  урока.  В  связи  с  этим  ведутся  поиски  новых  эффективных  методов  обучения  и  таких  методических  приемов,  которые  активизировали  бы  мысль  учащихся,  стимулировали  бы  их  к  самостоятельному  приобретению  знаний.

            Возникновение  интереса  к  математике  у  значительного  числа  учащихся  зависит  в  большей  степени  от  методики  ее  преподавания,  от  того,  насколько  умело  будет  построена  учебная  работа.  Необходимо  заботиться  о  том,  чтобы  каждый  ученик  на  уроках  работал  активно  и  увлеченно,  развивать  любознательность,  познавательный  интерес,  стремиться  раскрыть  притягательные  стороны  математики.

            Немаловажная  роль  здесь  отводится  дидактическим  играм  на  уроках  математики - современному  и  признанному  методу  обучения  и  воспитания,  обладающему  образовательной,  развивающей  и  воспитывающей  функциями,  которые  действуют  в  органическом  единстве.

            В  игровых  формах  обучения  на  уроках  справедливо  учитывается  возможность  эффективной  организации  взаимодействия  учителя  и  учащихся,  продуктивной  формы  их  общения  с  присущим  им  элементам  соревнования,  непосредственности,  неподдельного  интереса.

            Игра - творчество,  игра - труд.  В  процессе  игры  у  учащихся  вырабатывается  привычка  сосредоточиваться,  мыслить  самостоятельно,  развивается  внимание,  стремление  к  знаниям.  Увлекшись,  учащиеся  не  замечают,  что  учатся:  познают,  запоминают  новое,  ориентируруются  в  необычных  ситуациях,  поплняют  запас  представлений,  понятий,  развивают  фантазию.  Даже  самые  пассивные  включаются  в  игру  с  огромным  желанием,  прилагая  все  усилия,  чтобы  не  подвести  товарищей  по  игре.

            Дидактические  игры  хорошо  уживаются  с  "серьезным"  учением.  Включение  в  урок  дидактических  игр  и  игровых  элементов  делает  процесс обучения  интересным  и  занимательным,  создает  у  учащихся  бодрое  рабочее   настроение,  облегчает  преодоление  трудностей  в  усвоении  новог  учебного  материала.  Разнообразные  игровые  действия,  при  помощи  которых  решается  та  или  иная  умственная  задача,  поддерживают  и  усиливают  интерес  учащихся  к  изучемому  предмету.  Использование  игровых  ситуаций  на  уроке  не  дает  возможность  учащимся  овладеть  математикой  легко,  но  необходимо  использовать  все  возможности  для  того,  чтобы  учащиеся  учились  с  интересом,  осознали  притягательные  стороны  математики,  ее  возможностив  совершенствовании  умственных  способностей,  в  преодолении  трудностей.

            Дидактическая  игра - не  самоцель  на  уроке,  а  средство  обучения  и  воспитания,  вид  преобразующей  творческой  деятельности  в  тесной  связи  с  другими  видами  учебной  работы.  Использование  дидактической  игры  в  системе  обучения  математике  в  V - XI  классах  является  важным  средством  интенсификации  учебной  деятельности  учащихся,  осуществления  преемственности  обучения  в  начальной  и  средней  школах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             В  настоящее  время  школа  нуждается  в  такой  организации  своей  деятельности,  которая  обеспечила  бы  развитие  индивидуальных  способностей  и  творческого  отношения  к  жизни  каждого  учащегося,  внедрение  различных  инновационных  учебных  программ,  реализацию  принципа  гуманного  подхода  к  детям  и  пр.  Иными  словами,  школа  чрезвычайно  заинтересована  в  знании  об  особенностях  психического  развития  каждого  конкретного  ребенка.

            Уровень  обучения  и  воспитания  в  школе  в  значительной  степени  определяется  тем,  насколько  педагогический  процесс  ориентирован  на  психологию  возрастного  и  индивидуального  развития  ребенка.  Это  предполагает  психолого - педагогическое  изучение  школьников  на  протяжении  всего  периода  обучения  с  целью  выявления  индивидуальных  вариантов  развития,  творческих  способностей  каждого  ребенка, укрепления  его  собственной  позитивной  активности,  раскрытия  неповторимости  его  личности,  своевременной  помощи  при  отставании  в  учебе  или  неудовлетворительном  поведении.

            В  связи  с  этим  возникает  актуальность  в  разработках  игровых  технологий  для  современной  школы.  Как  уже  отмечалось,  игра - явление  многогранное,  ее  можно  рассматривать  как  особую  форму  существования  различных  сторон  жизнедеятельности  коллектива.  Она  способствует  созданию  положительного  психологического  климата  в  коллективе,  является  эффективным  средством  формирования  личности  учащегося,  егь  морально - волевых  качеств,  в  ней  реализуется  потребность  воздействия  на  мир.  В. А. Сухомлинский  подчеркивал,  что  "игра - это  огромное  светлое  окно,  через  которое  в  духовный  мир  ребенка  вливается  живительный  поток  представлений,  понятий  об  окружающем  мире.  Игра - это  искра,  зажигающая  огонек  пытливости  и  любознательности".

           Все  вышесказанное  позволяет  сделать  вывод,  что  игры  необходимы  для  средней  школы,  и  использовать  их  надо  в  системе  на  разных  этапах  урока,  включать  в  них  различные  виды  деятельности  учащихся,  применять  игры  при  изучении  сложного,  трудного  для  понимания  материала.  Необходимо  разрабатывать  целые  комплесы  игр  по  определенным  темам,  для  более  систематизированного  их  использования.  Игра - незаменимый  инструмент  в  развитии  личности  учащегося,  с  помощью  которого  повышается  интерес  к  математике  и  этот  предмет  становится  более  "живым"  и  увлекательным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексюк  А. Н.  Методы  обучения  и  методы  учения.  Киев,:  1980
  2. Букатов  В. М.  Педагогические  таинства  дидактических  игр.  Учебное  пособие.  М.  изд - во  Флинта,: 1997
  3. Глейзер  Г. И.  История  математики  в  VII - VIII  классах.  М.:  1982
  4. Занько  С. Ф.,  Тонников  Ю. С.,  Тюнникова  С. М.  Игра  и  учение.  Теория,  практика  и  перспективы  игрового  обучения.  М.:  1992
  5. Зверева  Н. М.  Практическая  дидактика  для  учителя.  М.:  2001
  6. Запорожец  А. В.  Избранные  психологические  труды.  Т.II.  М.:Педагогика,  1986
  7. Кларин  М. В.  Педагогическая  технология  в  учебном  процессе.  М.:  Знание,  1989
  8. Леонтьев  А. Н.  Проблемы  развития  психики.  М.:  1965
  9. Селевко  Г. К.  Современные  образовательные  технологии.  Учебное  пособие.  М.:  Народное  образование,  1998
  10. Сухомлинский  В. А.  Избранные  произведения  в  5 - ти  томах  Т. I,  Киев,  1979 - 1981
  11. Шамова  Т. И.  Активизация  учения  школьников.  М.:  2001

         Сноски:
         1  Селевко  Г. К.  Современные  образователтные  технологии.  Учебное  пособие.  М.:
             Народное  образование,  1998,  стр.  14 - 15

         2  Кларин  М. В.  Педагогическая  технология  в  учебном  процессе.  М.:  Знание,  1989

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»