Роль дидактической игры в процессе обучения
на уроках математики
Лаврентьева Ирина Александровна
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый заказ общества на деятельность системы образования. Повышение требований к качеству образования становится насущной проблемой развития системы среднего образования, а также стимулом обновления его содержания на основе принципов фундаментальности, интерактивности, преемственности и практической направленности. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося. Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, прменять в различных жизненных ситуациях. Важно уметь сформировать собственное отношение к фактам, проблемам, уметь выслушать других, найти совместные пути решения проблем.
Меняются цели и содержание образования, треюования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств учащихся, отвечающих требованиям современного урока. Современный урок должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а также умение работать с информацией, учиться работать в коллективе. Современный урок в соответствии со стандартами второго поколения м ожет быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны, а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом.
В течение последних десятилетий игровые педагогические технологии достаточно широко внедрились в педагогическую практику. Игровая форма обучения представляет собой наиболее удачное и перспективное нововведение последних лет. В процессе деловой дидактической игры развивается целеустремленность, активность, динамичность и продуктивность мышления, прочность и оперативность памяти, стремление к совершенсту и вера в свои силы. С дидактической точки зрения игровое обучение перспективно тем, что не противоречит современным педагогическим теориям и может стать одной из форм интегрированного обучения.
ГЛАВА I. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ
Игра является одним из методов, или технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений1. Игровые технологии обладают набором средств, которые активизируют деятельность учащихся. В игре педагог становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; взаимодействие учащихся с учебным материалом, друг с другом и учителем строится как учебно - познавательное, в котором учитель вступает как организующее начало в самостоятельном познании материала учащимися. По мнению М. В. Кларина это особенно касается случаев, когда игра используется как метод изучения нового материала. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения. "Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования оебенка, но играют люди вмех влзрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями"2. Феномен игры и состоит в том, что являясь развлечением, она способна перерасти в обучение.
Обязательность увлекательности обучения подразумевают методики всех известных педагогов. Образование должно быть подлинно развивающим, серьезным и увлекательным, но не отупляющим: оно обязательно должно ориентироваться на теоретический опыт, теоретические знания и эмоциональный мир ребенка.
Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам, но она, несомненно, сильно вторгается в область дидактики. Перед современной школой стоит конкретная педагогическая задача - педагогически научиться управлять детской игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.
Ценным средством стимулирования интереса к учению являются познавательные или дидактические игры, опирающиеся на сосдание игровых ситуаций в учебном процессе. Игра давно используется как средство возбуждения интереса к обучению.
Познавательные (дидактические) игры - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода - стимулировать процесс игры. Такой стимул учащийся получает в игре, где выступает активным преоьразователем действительности.
В настоящее время, когда мняются образовательные стандарты, возникла необходимость поиска новых путей решения образовательных задач, вновь набирает силы обучающая роль игры. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое ынутреннее продолжение в школьном обучении и труде. Очевидно, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - важный путь включения учащихся в учебную раблту.
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Математика занимает особое место среди школьных дисциплин. Она создает у учащихся представление о научной картине мира, показывает сущность научных знаний, их особую нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ученик на уроках работал активно и увлеченно, развивать любознательность, познавательный интерес, стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
В игровых формах обучения на уроках справедливо учитывается возможность эффективной организации взаимодействия учителя и учащихся, продуктивной формы их общения с присущим им элементам соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируруются в необычных ситуациях, поплняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых элементов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении новог учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учащихся к изучемому предмету. Использование игровых ситуаций на уроке не дает возможность учащимся овладеть математикой легко, но необходимо использовать все возможности для того, чтобы учащиеся учились с интересом, осознали притягательные стороны математики, ее возможностив совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Использование дидактической игры в системе обучения математике в V - XI классах является важным средством интенсификации учебной деятельности учащихся, осуществления преемственности обучения в начальной и средней школах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого - педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. Как уже отмечалось, игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования различных сторон жизнедеятельности коллектива. Она способствует созданию положительного психологического климата в коллективе, является эффективным средством формирования личности учащегося, егь морально - волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что игры необходимы для средней школы, и использовать их надо в системе на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности учащихся, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплесы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования. Игра - незаменимый инструмент в развитии личности учащегося, с помощью которого повышается интерес к математике и этот предмет становится более "живым" и увлекательным.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексюк А. Н. Методы обучения и методы учения. Киев,: 1980
- Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. Учебное пособие. М. изд - во Флинта,: 1997
- Глейзер Г. И. История математики в VII - VIII классах. М.: 1982
- Занько С. Ф., Тонников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. М.: 1992
- Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя. М.: 2001
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т.II. М.:Педагогика, 1986
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: 1965
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998
- Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5 - ти томах Т. I, Киев, 1979 - 1981
- Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: 2001
Сноски:
1 Селевко Г. К. Современные образователтные технологии. Учебное пособие. М.:
Народное образование, 1998, стр. 14 - 15
2 Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989