Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ГБОУ школа № 217 Красносельского района Санкт - Петербурга имени Н.А. Алексеева

Учитель: Сийдра Надежда Владимировна, ГБОУ СОШ №217.

Тема:  Обобщающий  урок по теме: «Решение тригонометрических уравнений разных видов»

Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный. практический (частично- поисковый, метод самостоятельной работы).

Средства обучения: ИКТ.

Формы работы: индивидуальная работа в парах, коллективная.

Триединая цель урока:

Образовательная:

- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: « Решение тригонометрических уравнений разных видов».

Развивающая:

- способствовать формированию умений определять тип уравнения, анализировать ход решения, составлять модель решения, умение определять и согласовывать результаты решения уравнения с О.Д.З.

- способствовать развитию умений и навыков применять тригонометрические формулы к решению уравнений и грамотно ориентироваться в методах их решения.

Воспитательная:

                - способствовать воспитанию интереса, активности, мобильности, умению работать в паре и коллективе.

Задачи урока:

            - выявить уровень подготовки учащихся по тригонометрии, систематизировать полученные знания.

                - помочь учащимся в развитии творческих способностей личности.

-  обучить приемам рационального труда.

- научить учащихся составлять модель решения уравнения.

- продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства ответственности.

 

Содержание этапов урока

Виды  и формы работы

 

1. Организационный момент.

1. Приветствие учащихся. 
2.Обьявление темы урока.

3. Постановка целей урока и  знакомство учащихся с планом урока.

 

2. Обобщение и коррекция  опорных знаний по теме «Решение простейших  тригонометрических   уравнений»

Устная работа по определению О.Д.З., формул нахождения значений аргумента.

 

3.  Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших уравнений

Решение задач (работа устно)

 

4.  Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении уравнений разных видов с проведением среза качества знаний учащихся по теме (работа в парах и коллективно)

Решение задач (работа в тетрадях и на проверочных листах)

 

5.  Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении уравнения комбинированного типа

Решение уравнения

 

6.  Подведение итогов урока.

1.       Рефлексия  урока учащимися и учителем

2.       Выставление оценок

 

7.Домашнее задание

Индивидуально каждому ученику (uztest.ru)

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Устная работа: Все устные и письменные задания проецируются на экран.

1. С чего начинаем решение любого уравнения?

2.   В каких из данных уравнений О.Д.З. является множество всех действительных чисел :

                а). sin(x -) = - 1/2

                б). tg5x=                                                     б). 5x  +к

                                                                                              x  + , к

                в).  cos( + 2x) = 

                г). 4ctgx= 1                                                       г). x . к

 

- В каких уравнениях  О.Д.З. аргумента сужается и  почему?

Найдите её.

3. Решить уравнения:

                а). cos = 0

                +,  к Z

                x=  +к

Ответ:  x=  +к, к Z

Что значит угол равен   ? В каких единицах измеряется угол?

                б). sin = 0

                 =

                Ответ: x= 2к, к  Z

                Что значит 2к?

                В каких единицах выражен угол?

                в). tg = 1

                 =  + πк

                Ответ:x=  + 4πк, к  Z

4.  на каких промежутках определены аркфункции:

arcsina =α                       -  α

arccosa = α                       0 α

arctga = α                           --α

arcctg= α                           0α

5. Вспомним основные простейшие уравнения и формулы их решения:

                sinx = a

cosx = a

tgx = a

ctgx= a

Какие ограничения существуют для аргументов и почему??

Существуют ли ограничения для a, чтобы уравнения имели решения ?

6. Решитьустно

4sinxcosx = 2

2sin2x = 2

sin2x = 1

2x =  + 2πк

Ответ: x= + πк, кz

 

cos2 - sin2 = 1

cosx = 1

Ответ: x= πк

II.  В тетрадях.

От простейших тригонометрических  уравнений перейдем к уравнениям, сводящимся к квадратным:

 

 

a).

3tg2x + 5tgx -2 = 0

Пустьtgx = t

3t2 + 5t – 2 =0

D = 25+24=49

tgx =

x = arctg+πn, n  Z

Ответ:  x = arctg+πn, n  Z,

              x= -arctg2 + πк, к  Z

 

 

 

 

 

t1 =  =

t2 =  =

tgx = -2

x = -arctg2 + πк, к Z

 

 

О.Д.З.

x  +πк

к  Z

 

б). Как решаются уравнения вида sin2x= a, cos2x= a,  0a1?  Здесь можно применить  особый прием- формулу понижения степени, чтобы не согласовывать в конце решения множества корней.

Самостоятельно решаем на листах: /работаем в парах, оценки выставляются двоим. поэтому вы отвечаете друг за друга/

1 вариант

7sin2x + 8cosx – 8 = 0

sin2x=

 

2 вариант

6sin2x + 7cosx – 7 = 0

cos2x=

 

На выбор решаем по одному уравнению.

IV. Однородные тригонометрические уравнения  относительно  sinxи cosx.

asinx + bcosx = 0, a                   asin2x + bcos2x = 0, a

               

Какой прием используем?

Почему можно разделить на cosx и на cos2xне происходит потери или приобретения корней, т.е. получаем равносильные?  /Т.к. если cosx= 0, то следует из уравнения . что  и sinx= 0, т.к. a0, но они одновременно не могут быть равны 0 на основе основного тригонометрического тождества, т.е. получаем равносильное/.

Решить в тетрадях и на доске:

 cosx+sinx= 0

               +tgx= 0

               tgx= -

                x= -+πк, к Z

Ответ: -+πк, к Z

На листах:

1вариант

4sin2x-5sinxcosx-6cos2x=0

2 вариант

3sin2x+sinxcosx-2cos2x=0

V. Уравнения на вынесение общего множителя. Это один из наиболее применяемых методов при  решениии тригонометрических уравнений.                                                                                                         В тетрадях:

sin2x-sinx= 0

2sinxcosx+ sinx= 0

sinx(2cosx+ ) = 0

sinx= 0

x= n, n Z

2cosx+  = 0

cosx= -

x=  + 2πк, к Z

Ответ:   + 2πк, к Z

На листах:

1вариант

cosx  =сtgxcosx

2 вариант

sinx  = tgxsinx

 

VI.  Линейное уравнение относительно  sinxи cosx.

asinx+bcosx= c, где а0, b0.

Два способа решения:

1. Применяя формулы двойного угла и основное тригонометрическое тождество,  его можно свести к квадратному уравнению относительно tg . При c= 0 является однородным и сводится к уравнению tg=-

2. Деление обеих частей уравнения на .

Уравнение приводится к виду sin(x+) =

3. На листах:

1 вариант

Решить уравнение любым способом 

и найти  наименьший положительный корень

sinx+cosx= 1

2 вариант

Решить уравнение любым способом.

cosx-sinx= 1

Найти наибольший отрицательный корень

 

VII. Собрать работы.

VIII.  Итог  урока.

Основные виды тригонометрических уравнений:

1. Простейшие

2. Уравнения сводящиеся к квадратным

3. Однородные

4. Вынесение общего множителя

5. Линейные

IX. Приемы решения остальных уравнений базируются на этих основных типах, с учетом применения тригонометрических формул (тождеств).

Решить уравнение (на доске):

tg42x+ =25

Х. Домашнее задание:  Индивидуальное задание на сайте uztest.ru

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»