Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18
посёлка Паркового муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края
Урок объяснения по теме «Окружность и круг».
Урок математики в 5 классе.
Составитель Саморокова Мария Николаевна
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации: познакомить учащихся
с такими понятиями как окружность, круг, радиус, диаметр. Научить выполнять реальные построения,
измерения, решать задачи исследовательского характера.
Цели по содержанию:
- обучающие: учить учащихся понятию окружности и круг, строить их, параметрам окружности.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты
взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать
пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта
настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик:эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач:подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник:Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с
приложением на электронном носителе/ Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. –
(Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажерМатематика. Арифметика. Геометрия. 5 класс:
пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.:
ил., Тетрадь-тренажерМатематика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер,
ИД, рабочие тетради учащихся, зеленые и красные круги для каждого ученика.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Визуальный ряд |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Эпиграф урока(Слайд2)
|
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока |
Регулятивные– умение организовывать себя, настраиваться на |
Проверка домашнего задания и повторение раннее изученного |
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий учащимися. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения |
На экране проецируются номера и тексты заданий, которые были заданы на дом. Повторение темы «Единицы длины» (слайды 3,4,5,)
|
Проверьте друг у друга решение домашнего задания, обсудите, ответьте на вопрос задания.
|
Исправляют ошибки, дополняют решения, обьясняют свои действия. Отвечают на вопросы. |
Коммуникативные:вступать в диалог.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
|
Целеполагание и мотивация |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
На экране дата и запись: «Классная работа. Окружность и круг» Презентация ( слайд 3-17)
|
Цель урока Сегодня мы узнаем, что такое окружность, круг, узнаем свойства этих фигур. Научимся пользоваться циркулем для изображения этих фигур. Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека ,облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца (Ярило). Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности и шара ( посмотрите на экран). В окружающем нас мире есть тела ,стремятщиеся к форме шара.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз (слайд 18,19,20) |
Записывают в тетради дату и тему урока
Приводят примеры
Выполняют зарядку для глаз |
Регулятивные:Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи
Демонстрация целостности окружающего мира. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: величины углов |
На доске проецируется виртуальная лаборатория «Окружность и круг». Учитель рисует окружность.
Флеш-демонстрация № 1 «Окружность и круг»
Флеш-демонстрация № 2 «Радиус и диаметр»
|
Посмотрите, пожалуйста, на доску, изображена замкнутая линия, которая называется окружностью. Такую замкнутую линию можно построить с помощью циркуля. Часть плоскости внутри окружности- круг. Точка О – центр окружности. Все точки окружности одинаково удалены от его центра. Теперь послушаем, что можно узнать в учебнике по данному вопросу. Радиус это отрезок, который соединяет центр с любой точкой на окружности. Все радиусы на окружности равны. Назовите радиусы данной окружности? Диаметр это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр. Назовите на рисунке диаметр? Как вы считаете из скольких радиусов состоит диаметр? Теперь послушаем, что можно узнать в учебнике по данному вопросу. Измерьте радиус окружности, теперь диаметр. Сравните длину радиуса и диаметра. Сделайте вывод. А теперь возьмите в руки циркули и изобразите в тетрадях окружность, центр окружности, диаметр, радиус. Проверти друг у друга. Какие замечания? Приведите примеры предметов, на которых можно увидеть окружность или круг.
|
Слушают объяснение
Отвечают на поставленные вопросы.
Радиусы – ОА, ОВ, ОС
Диаметр – АС. Выполняют чертежи.
Делают предположение, что диаметр в два раза больше радиуса. Измеряют отрезки, делают вывод, что диаметр в два раза больше радиуса и что хорда меньше диаметра. Значит диаметр самый большой
Выполняют упражнения
|
Познавательные:
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы
Развитие навыков нахождения закономерностей.
|
Организация первичного закрепления
|
Установление правильности и осознанности изучения темы «Окружность». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
|
ОткрываемУчебники на странице 22, выполняем письменно в тетради № 42. № 43 выполняем устно а) найти диаметр, если радиус равен 12см, 3см 5мм, 10 дм Б) найти радиус , если диаметр равен 6см, 9см, 12см.
А теперь поработаем в Тетрадях-тренажерах. № 4, 5 |
Ребята выполняют работу в своих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку. А) длину радиуса умножают на 2 Б) длину диаметра делят на 2 Ребята выполняют работу в своих тетрадях, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку.
|
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи |
Организации первичного контроля |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы |
На экране проецируется слайд 25 «Самостоятельная работа» |
А теперь попробуйте выполнить самостоятельную работу. |
Выполняют самостоятельную работу в тетрадях.
Проверяют результаты своего решения. Выставляют себе оценки по данным критериям. Аргументируют свое решение на основании знания новых терминов
|
Регулятивные: сопоставляют результат с условием, сличают свой способ действия с эталоном Личностные: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
|
Подведение итогов урока |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
|
|
- Что изучали сегодня на уроке? - С помощью какого инструмента можно начертить окружность? - Сравните диаметр и радиус. - Приведите примеры предметов, которые представляют собой круг. - Рассмотрите чертеж. - Назовите радиусы, диаметр, хорду, отрезки? - Назовите точки, лежащие на окружности и точки, не принадлежащие окружности - Сегодня все молодцы. |
Отвечают на вопросы. |
Регулятивные: Структурируют знания. |
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
|
По Учебнику п. 4, № 41, № 44 Эл. приложение № 042-1 Практическое задание: нарисовать рисунок из кругов, окружностей (слайд28,29)
|
|
|
Рефлексия |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и детьми в классе |
|
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то поднимите зеленый круг.. Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите красный круг Спасибо за урок. |
|
Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения. |