Разные и равные.
Родинкова Людмила Борисовна, учитель математики, ГБОУ СОШ №270
В современном мире – мире высоких информационных технологий – человеку даны неограниченные возможности для обучения, образования, развития интеллекта и самосовершенствования.
В последние десятилетия всё больше и больше появляется детей, которые в силу различных причин не могут реализовать принцип всеобщего образования в обычной школе. Право на образование таких детей гарантирует Закон Конституции Российской Федерации «Об образовании» от 1966 года, а также Федеральные законы и нормативные акты Правительства России и Министерства Здравоохранения.
В Санкт Петербурге есть различные специализированные школы для детей с ограниченными психическими и физическими возможностями. Обучение в этих образовательных заведениях рекомендовано клинико-экспертными комиссиями детям с ДЦП, различными видами аутизма, синдромом Дауна и т.д. Существует огромный перечень заболеваний, которые делают обучение страдающих ими детей в обычных школах крайне затруднительным.
Особая школа для особых детей – это обязательная составляющая гуманного общества, одним из принципов которого является принцип равных возможностей для разных его членов. Именно такой подход должен стать главным в вопросе образования детей.
В современном высокотехнологичном мире среди детей, которые по тем или иным причинам не могут посещать общеобразовательные учреждения, широко распространён такой вид, как дистанционное обучение .
Дистанционная форма обучения – это получение образовательных услуг без посещения школы (лицея, гимназии, ВУЗа и т.д.) с помощью современных информационно-образовательных технологий и коммуникационных систем, таких как электронная почта, телевидение, Интернет. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контактов с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно. Большинство стран Европы и Азии, а также Америка активно развивают эту форму образования, в нашей стране дистанционное получение среднего образования пока внедряется лишь в некоторых школах в виде эксперимента.
Надомное обучение - традиционная форма, которая существовала в советских школах и продолжает существовать сейчас. Продолжает развиваться традиция, доказавшая свою эффективность и жизнеспособность, направленная на то, чтобы дать возможность получить образование детям, временно не способным ходить в общеобразовательную школу, болезнь которых не так серьёзна, чтобы учиться в спецшколе. В этом случае ребёнок получает образование в домашних условиях, процесс обучения проходит по адаптированному индивидуальному учебному плану, задачей которого является освоение учащимся образовательных программ в рамках образовательного стандарта. Обучение на дому осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к месту жительства ребёнка: бесплатно предоставляет на время обучения ученую, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников; оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдаёт прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Негативными сторонами такой формы обучения нередко является изоляция от детского коллектива, депривация, формирование патологической замкнутости, нежелание и боязнь общения с другими детьми. Ребёнок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив. Учитель, обучающий на дому, нередко сталкивается с множеством проблем, решение которых требует определённого психолого-педагогического уровня подготовки, специфических коррекционно-развивающих умений и навыков, а также построения особой системы межличностных отношений в системе учитель – ученик – родитель. Иными словами, каждый учитель, приходящий в дом, должен быть психологом, помогающим детям справляться с трудностями и поверить в себя, стать связующим звеном между замкнутым пространством квартиры и огромным миром…
Хочется привести пример из собственной практики. В 2010 году Артём З., ученик 8-го класса, оказался на территории законсервированной стройки. Прогулка закончилась трагически – мальчик упал с перекрытий третьего этажа. Диагноз врачей неутешителен – перелом позвоночника в нескольких местах, постельный режим на долгие годы и длительная реабилитация. Ученик был переведён на надомное обучение и вот уже третий год я и мои коллеги по школе посещаем Артёма и помогаем ему получить образование.
Юноша очень способен, умён, все эти годы учится на «отлично». Подчиняясь требованиям врачей лежать только на спине, на жёстком планшете он пишет и решает задачи по несколько часов в день. Не желая мириться с ограничениями, с жизнью инвалида, зная, чего хочет достичь, мальчик отчасти сам задаёт темпы, качество и уровень своего обучения. Урезанная программа по математике – всего два часа в неделю – явно недостаточна для этого ученика, и потому были переработаны множество дидактических материалов и методических пособий индивидуально для Артёма, с учётом его личностных возможностей, нестабильного самочувствия и рекомендаций врачей. Каждый урок превращается в уникальное действо, требующее особой подготовки, особого подхода и особой методики, что позволяет достичь наилучших результатов.
В последний год на помощь пришло дистанционное образование. Компьютерные технологии играют важную роль в образовании Артёма. Он умеет создавать превосходные презентации, находя нужные сведения на различных сайтах, проходить тестирования и выполнять домашние задания, используя электронную почту. Таким образом, в данном конкретном случае можно говорить о синтезе двух различных форм обучения, что помогает создать такую среду, в которой ребёнок имеет возможность постоянно повышать свой творческий уровень, образовательный и личностный потенциал.
В 2013 году Артём З. заканчивает одиннадцатый класс и планирует сдавать экзамены в формате ЕГЭ, мечтая поступить в ВУЗ и позиционируя себя полноценным членом общества. И в этом – большая заслуга педагогов, которые смогли не только развить его природные способности, но и воспитать в нём уверенность в себе, в собственных силах и возможностях. Несмотря на случившееся несчастье, не позволившее ему получить образование на общих условиях, он нашёл в себе силы преодолеть ситуацию, и не в последнюю очередь благодаря чуткости, такту и грамотному психолого-педагогическому подходу, проявленному учителями. Преподаватели не только вложили в него знания, но и помогли справиться с тяжёлой жизненной ситуацией, позволили ощущать себя социально адаптированным человеком, способного к общению и обучению на равных со сверстниками.