Функциональная грамотность выпускников
учитель математики ЧОУ "Школа Экспресс"
Санкт-Петербурга
С.П. Капица
Образование направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений и навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Преподавание должно опираться на интересы ребёнка и возрастные особенности его развития;
Ценность таланта высока. образовательная система ранее была нацелена на успешное освоение стандарта основной группой учащихся. Теперь добавляется новая (равнозначная) задача: раннее выявление и поддержка талантов, формирование для них особых траекторий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал, что таит в себе некое
противоречие: наличие таланта в определенной области не отменяет освоения государственных стандартов, переменчивость жизни требует и широкого мировоззрения и гибкости при переходе от одной предметной области к другой.
Исследования и наблюдения последних лет четко показали, что сегодняшний выпускник не сможет проработать на одном месте всю жизнь. Он обязательно поменяет несколько мест работы за свой трудовой век. И, скорее всего, требования к выполнению должностных обязанностей будут очень отличаться друг от друга, а значит, современному ребенку в любой момент времени могут понадобиться знания, которые сегодня (как ему кажется) «никогда не пригодятся».
• Материалы ЕГЭ таблица зависимости атмосферного давления от высоты – была использована нашим учеником, работающим бортпроводником, для разработки инструкции безопасности пассажиров.
Как учителю математики моей целью и задачей является формирование у учеников представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. Но...
«Во времена Ньютона образованный человек мог, по крайней мере в общих чертах, охватить весь объем знаний, которым располагало человечество. Но с тех пор развитие науки происходит в таком темпе, что подобный охват стал невозможным.
Даже будучи специалистом, можно надеяться понять лишь малую часть научных теорий...
...всё, чему учат в школе или университете, всегда немного устарелое»
Стивен Хокинг. «История времени»
Изучая и описывая реальные процессы и явления, ученые высказывают гипотезы относительно их закономерности, строят модели , позволяющие проверить их истинность.
Аксиома Евклида о параллельных прямых за более, чем двухтысячелетнюю историю, дала основание к рождению геометрии Римана благодаря рассмотрению различных моделей этой аксиомы и строгости математического языка.
Современный мир переживает информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков. Как следствие
• культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления
• жесткие рамки формальной системы образования размываются, их «замещают » новые несистемные образовательные институты – научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-производителей и дистрибуторов; частные консультанты, и репетиторы
• преподаватель теряет монополию на оценку результатов учащегося и требуется прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле. Особенно остро стоит проблема верификации оценок при дистанционном формате обучения.
Переход к проверке и контролю знаний и умений учащихся в формате теста (особенно с открытым ответом) и увеличение доли дистанционного обучения привел к тому, что ученики стали слабее владеть предметной лексикой и умениями стандартного оформления решения задач, ориентируясь только на краткий окончательный результат.
Проблема представляется мне в следующем: развитие познавательных способностей учащихся ограничено
• объемом и качеством усвоения ранее изученного материала, который необходим учащимся как опорный, отправной пункт в изучении последующих разделов курса,
• гибкостью этих знаний, т.е. умением применять их в разнообразных ситуациях,
• уровнем сформированности определенных умений учебно-познавательной деятельности.
Привожу несколько приемов, которые считаю важными для достижения целей, поставленных проектом для развития математического образования в Российской Федерации.
• Фабрика выпускает сумки. В среднем на 50 сумок приходится пять сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной.
• Фабрика выпускает сумки. В среднем на 50 качественных сумок приходится пять сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной.
Как известно, в математике нет царского пути. Необходимо показывать ученикам различные способы решеня одного и того же класса задач.
Например, в задачах на нахождение дроби от числа.
• Фермерское хозяйство собрало 960 т зерна. собранного зерна составила пшеница, а остатка – рожь. Сколько тонн ржи собрало фермерское хозяйство?
в числах | в дробях |
1) 960 ∙ 0,75 = 720 т пшеница 2) 960 – 720 = 240 т не пшеница 3) 240 ∙ = 200 т рожь |
1) 100 – 75 = 25% = 0,25 всего зерна не пшеница 2) 0,25 ∙ = всего зерна рожь 3) 960 ∙ = 200 т рожь |
Пропедевтика «сложных процентов» для обеспечения финансовой грамотности.
• Цена товара сначала повысилась на несколько процентов, а потом понизилась на столько же процентов. В результате цена товара стал стала больше или меньше первоначальной?
• Для создания кадров кораблестроителей Пётр 1 в 1697 году послал молодых людей учиться искусству кораблестроения в те страны, которые славились успехами в этой области. 0,56 от числа всех юношей, отправленных учиться за границу, поехали в Венецию, а остальные 22 человека в Англию и Голландию. Сколько всего человек в 1697 году уехали овладевать морскими профессиями?
• Летело стадо гусей, навстречу им летит один гусь и говорит «Здравствуйте, сто гусей», а те ему отвечают «Нет, нас не сто гусей, а если бы нас было еще столько, сколько есть, да еще полстолько, да четверть столько, да еще ты, один гусь с нами, тогда нас было бы ровно сто гусей». Сколько их было?
Часто пословицы являются выразителями мудрости, например, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наглядность информации способствует облегчению ее анализа. Важным умением является
• Великие русские поэты прожили короткие, но яркие жизни. Используя данные таблицы, постройте столбчатую диаграмму длительности жизни поэтов и определите:
А.С. Пушкин | 1799-1837 | 1) какой из поэтов прожил самую короткую жизнь? |
М.Ю. Лермонтов | 1814-1841 | |
В.И. Суриков | 1848-1916 | |
Н.А. Некрасов | 1821-1878 | 2) на сколько лет А.С. Пушкин прожил дольше, чем С.А. Есенин? |
А.А. Блок | 1880-1821 | |
С.А. Есенин | 1895 -1925 |
Решая аналогичные задачи про ученых, художников, композиторов..., осуществляются межпредметные связи и ставится патриотический акцент.
• В среднем человек потребляет в сутки 0,8 кг кислорода. При физической нагрузке потребление кислорода может вырасти до 1,3 кг. Среднее же дерево выделяет за сутки 0, 2 кг живительного газа. Скольким деревьям необходимо «работать» для того, чтобы человеку дышалось легко?
• Один гектар соснового леса вырабатывает в год 36 т кислорода. Человек в сутки поглощает 715 г кислорода. На сколько суток хватит этого кислорода учащимся нашего класса (у нас в классе 34 человека)?
Формирование навыка подбора корней не приведённого квадратного уравнения по теореме Виета.
Квадратное уравнение наз. приведённым, если старший коэффициент равен 1.
Приведённое уравнение имеет вид х2 +p х + q =0.
Если числа х1 и х2 корни уравнения, то их произведение равно свободному члену, а их сумма равна второму коэффициенту с противоположным знаком. х1 ∙ х2 = q и х1 + х2 = – p
Теорема Виета для не приведённых квадратных уравнений aх2 + bx + c = 0 , имеющих корни
Преобразуем уравнение aх2 + bx + c = 0 |
в уравнение t2 + bt + ac = 0 (приведенное), |
перенеся старший коэффициент в свободный член, как множитель |
D = b2 – 4ac ≥ 0 |
D = b2 – 4ac ≥ 0 |
Дискриминанты совпадают Искомые корни отличаются от найденных по теореме Виета делителем, равным старшему коэффициенту исходного уравнения |
Чтобы подобрать корни исходного не приведённого уравнения , нужно разделить корни генерированного приведенного уравнения на старший коэффициент.
Убеждена, что формирование способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач обеспечит функциональную грамотность выпускников.