Очень важная наука математика
учитель математики ЧОУ "Школа Экспресс"
Санкт-Петербурга
В ЧОУ «ШколаЭкспресс Санкт Петербурга» есть традиция: один раз в четверть устраивать «Экспресс день», день, когда занятия проводятся в виде конференций, эстафет, исследовательских лабораторий, дискуссионных клубов, спектаклей или ... КВН.
КВН для учащихся 5-х и 6-х классов
Очень важная наука математика
Ведущие: Мудрец и Ученик
Мудрец: Сегодня я прочитал, что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему: «как человек без математики жил».
Ученик: И кому удалось поучить премию?
Мудрец: Никому. Не нашлось такого человека, который сумел бы написать такую книгу.
Ученик: Неужели и в глубокой древности не было такой эпохи, когда люди не знали математики?
Мудрец: Не знаю. В книгах пишут, что люди научились считать с незапамятных времен.
Ученик: А как считали древние люди?
Мудрец: Первоначально считали только до двух и только конкретные предметы. Если предметов было больше двух, то считали один камень, два камня много камней.
Ученик: Человек умел считать только до двух, наверное, потому, что у него две руки и две ноги?
Мудрец: Может быть и так. А сколько у нас команд сегодня будет участвовать в соревновании? Две?
Ученик: Две.
Мудрец: Вот видишь, и мы начинаем счет с двух . Зови команды на сцену.
Ученик: (к командам) Мудрейшие и находчивейшие ученики! Вам предоставляется возможность первыми показать, что вы любите и знаете математику.
Смотрим выход и приветствие команд
Ученик: А теперь начитается традиционная разминка.
Мудрец: Творцы великих мыслей и идей, какие род людской вынашивал столетья,
пройдя сквозь бури трудных дней, переживут теперь тысячелетья.
Запомни то, что Гаусс всем сказал: «Наука математика - царица всех наук»
Не зря, поэтому, он завещал – творить в огне трудов и мук .
Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей,
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней .
Ученик: Кто такой Гаусс?
Мудрец: Гаусс? Вот пусть нам ребята скажут, кто такой Гаусс. Может быть, они и других великих математиков назовут и вспомнят их высказывания о математике.
//2 минуты на обдумывание ответов. За правильный ответ – 2 очка.
Тем временем вывешшиваются две таблицы «заяц и кот»
После получения ответов о математиках //
Ученик: Чему равна сумма цифр, составляющих «зайца» ? // На ответ 30 секунд//
Мудрец: Составьте самое большое пятизачное число из цифр, составляющих «кота»
// На ответ 30 секунд//
Ученик: Теперь разделите команды на две равные группы по 7 человек. Капитаны не участвуют. Играем в «телефон». Мы скажем вам по цифре, а вы, умножив ее на два , скажете полученное число соседу и так дальше. Последний член команды сообщает результат капитану. Капитан записывает ответ и отдает жюри.
Мудрец: Послушайте задачу.
По полю бежали Шарик, Бобик и Жучка. Шарик бежал в 4 раза ыстрее Жучки, а Бобик – в два раза быстрее Шарика. Спрашивается , когда собаки будут в одном месте? Возможно и это?
// 30 секунд на обдумывание//
Ответ: задача не решается, так как не хватает данных.
Ученик: Собаки будут в одном месте, если им бросят кость.
Мудрец: Разминка окончена, мои юные друзья. Займите свои места. Пока судьи заняты сложными подсчетами, очу вам сказать, что математикой увлекались не только ученые, инженеры, естественники, но и люди, казалось бы не имеющие никакого отношения к математике. Например, большим любителем математики был замечательный русский поэт М.Ю. Лермонтов. Рассказывают, что во время переездов М.Ю. Лермонтов не расставался с учебником математики и в минуты отдыха от поэтических трудов решал задачи и составлял «математические шутки».
Ученик: Поэтому после объявления итогов разминки проведем конкурс для тех, кто любит и знает не только математику, но и литературу.
//объявление результатов разминки//
Мудрец: Просим выйти по 3 человека от команды
Ученик:
Задание первое: каждый должен задать группе соперников загадку, в которой имеются числа. Например: два брата через дорогу живут, а друг друга не видят( сорок одежек и все без застежек; под одной крышей четыре братца живут; два кольца, два конца, а посередине гвоздик...
Мудрец:
Задание второе: По очереди сказать пословицы с любыми числами( у семи нянек дитя без глазу; семь раз отмерь – один раз отрежь...)
Ученик: задание третье: привести стихотворную строчку, посвященную математике
Мудрец: Теперь проведем «счетную эстафету ». Капитан, выделите по четыре самых внимательных и смекалистых математиков из вашей команды
Задание первое: рис.1 и рис. 2
На таблице найти числа от 1 до 25 по порядку. Считают по участнику из обеих команд вслух, показывая называемые числа. Ведущие внимательно следят за счетом.
Ученик: рис. 3 и рис. 4
Задание второе: Другой участник из каждой команды по таблице считает и показывает в таблице числа до 40, но только четные.
Мудрец:
Задание третье: Третьим участникам нужно расставить арифметические действия и скобки между четырьмя пятерками так, чтобы получилось число 100.
Ученик:
Задание четвертое: Четвертые участники команд, не меняя порядка чисел в ряду 1; 2; 3; 4 и 5, вставляют математические знаки, чтобы в итоге вычислений получилось число 100.
Мудрец: Последняя задача всем. На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, получится 15 кусков, если по жёлтым — 5 кусков, а если по зелёным — 7 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?
Ученик: Настало время проверить, как команды подготовились к показу домашнего задания.
Мудрец: Тема домашнего задания Из жизни математиков.
//команды показывают домашнее задание//
Ученик: Объявляется конкурс художников: они должны нарисовать иллюстрации к стихотворениям «В арифметической стране» , «Цифроград» или к пословицам, в которых упоминаются числа.
Пока работают художники с болельщиками проводится конкурс « Хитрые задачи»
Мудрец: Сейчас мы с вами займемся устным счетом, но будьте внимательны. Задачи простые, но хитрые и читать их я буду только один раз. Кто реши задачу - поднимает руку.
Задача первая. К серой цапле на урок прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок прилетели на урок?
Задача вторая. На грядке сидело шесть воробьев., к ним прилетело еще шесть воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробушка. Сколько воробьев осталось на грядке?
Ученик: Задача третья. Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?
Мудрец: Задача четвертая: Ехали две тачки и еще две тачки.
В каждой по две кошки и по две собачки.
Сколько было тачек, кошек и собачек?
Ученик: Задача пятая. Набрал Тимошка грибов лукошко.
Четыре масленка , четыре опенка
Один моховик, один боровик.
Бежал по лесочку – споткнулся о кочку,
В канаву упал, грибы растерял:
Два крепких масленка, два свежих опенка,
Один моховик, один боровик.
Сколько в лукошке грибов у Тимошки?
//За каждый правильный ответ начисляется одно очко.//
Мудрец: Я же говорил вам, что математики не такие уж скучные люди. Многие из них любят поэзию, музыку и веселую шутку.
Ученик: Наши художники готовы показать свои рисунки и прокомментировать их.
Мудрец: Перед тем как объявить традиционный конкурс капитанов, расскажу вам еще об одном математике, который в детстве много читал о подвигах русских мореплавателях и сам мечтал стать моряком Он упросил отца отдать его в Морское училище и считал, что хорошему инженеру нужно прекрасно знать математику. Самостоятельно он изучил наиболее важные разделы математики и на экзаменах поражал профессоров прекрасной подготовкой. Кто этот математик?
Ученик: Это был Алексей Николаевич Крылов. Он жил с 1863 года по 1945 год. Главной его специальностью было кораблестроение и, как он сам говорил, «приложение математики к разного рода вопросам морского дела».
Мудрец: А теперь пусть выйдут капитаны и проверят свою готовность.
// Капитаны по очереди задают друг другу по три вопроса, заготовленных заранее.
После конкурса капитанов каждая команда показывает по номеру самодеятельности.
Жюри объявляет окончательные итоги.
Команды благодарят друг друга за интересную борьбу.
Награждаются победители.
Вручаются призы активным участникам конкурсов.//