Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Анализ электронных образовательных
ресурсов по теме «Теорема Пифагора»

Десницкая Полина Михайловна

Введение
В настоящее время в жизни человека большое место занимают информационные технологии. Они охватывают все сферы жизни, в том числе и систему образования, поэтому использование компьютерных технологий в учебном процессе, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), может значительно повысить эффективность и качество образовательного процесса.
У большинства учащихся уроки математики вызывают непонимание, вследствие которого наступает потеря интереса к предмету. Но при помощи электронных образовательных ресурсов, грамотно использованных на уроках, учитель может в значительной мере понятно и доступно объяснить трудный для понимания материал. Эти ресурсы обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь.
В наше время использование ЭОР в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.
ЭОР представлены в сети Интернет в разнообразных видах и количествах, среди которых трудно отыскать необходимый материал. Материал, который будет полезен, грамотно оформлен и представлен в удобном для восприятия виде. В данной работе проведен анализ выбранных ресурсов, которые можно использовать на уроках геометрии при изучении темы «Теорема Пифагора».
Объектом исследования является процесс обучения в основной школе.
Предметом исследования является применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в основной школе.
Цель исследования: исследование применения электронных образовательных ресурсов в школьном образовательном процессе.
Задачи исследования:
- изучить литературу по выявлению определения и характеристики электронных образовательных ресурсов;
- проанализировать представленные на просторах сети Интернет ЭОР по теме «Теорема Пифагора»;
- рассмотреть формирование универсальных учебных действий при использовании ЭОР.
Понятие и характеристика ЭОР
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс, называемый образовательной модульной мультимедиа системой (ОМС). Школьный курс по математике, как и по другому любому предмету, разбит на главы, разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей ОМС является тематический элемент, в нашем случае «Теорема Пифагора». «Теорема Пифагора», как тематический элемент, имеет три типа электронных учебных модуля (ЭУМ): модуль получения информации; модуль практических занятий и модуль контроля.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
- получение информации;
- практические занятия;
- контроль.
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных формы обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Новые педагогические инструменты в ЭОР:
Интерактив – дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
Мультмедиа – обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
Моделинг – имитирует моделирование с аудиовизуальным отображением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. За счет моделинга возникают новые возможности для развития творческих способностей учащихся, формирования у них исследовательских умений в том аспекте, который для них личностно значим.
Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. Тем самым, можно использовать при дистанционном обучении, а так же для часто болеющих учащихся.
Производительность – благодаря автоматизации рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Анализ, выбранных по теме «Теорема Пифагора» электронных образовательных ресурсов
По теме «Теорема Пифагора» были выбраны следующие ЭОР:
1. Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Данный сайт может быть использован в качестве трех учебных модулей: получение информации, практические задания и контроль. На сайте представлено большое количество материала по выбранной теме «Теорема Пифагора» (107 материалов).
I. Получение информации:
По выбранной теме на сайте представлено два информативных модуля (И1 и И2), представляющих из себя анимированные ролики со звуком. Состоят модули из логически законченных частей, которые можно проигрывать как последовательно, так и в любом порядке по желанию учащегося. Каждая часть состоит из двух блоков: видеоряд и сопровождающий текст. Видеоряд может быть увеличен на весь экран (щелчок мышкой по пиктограмме «лупа с плюсом»). В этом режиме видеоряд проигрывается без сопровождающего текста. В любом режиме воспроизведения учащийся может включить/выключить звуковое сопровождение видеоряда (щелчок мышкой по пиктограмме «громкоговоритель»). Содержание модуля И1 знакомит учащихся с теоремой Пифагора и ее доказательством, основанным на методе дополнения: прямоугольный треугольник достраивается до квадрата со стороной (a+b). Содержание модуля И2 знакомит учащихся с теоремой Пифагора и ее доказательством, основанным на соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
II. Практическое задание:
В качестве практического задания можно использовать модуль П1 - Теорема Пифагора и следствия из нее. Данный модуль состоит из 5 заданий. Задания предназначены для отработки умений и навыков учащихся применения теоремы Пифагора и ее следствий при решении различных задач. При решении заданий учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. Помимо подсказок есть также наглядные решения, которые при необходимости выводятся в левой части экрана.
III. Контроль:
В качестве контроля умений и навыков учащихся можно использовать модуль К1 - Теорема Пифагора и следствия из нее. Данный модуль состоит из 5 заданий. К примеру, одно из заданий, представленных в модуле:
«Автомобиль врезался в фонарный столб, который на некоторой высоте надломился, и в результате верхушка столба коснулась земли в 4 метрах от основания. Найдите высоту целого столба, если оставшаяся часть столба составляет его длины». [11]
В правом верхнем углу идет отсчет времени, поэтому учителю будет легче контролировать время, отведенное на решение задач. А ученики смогут увидеть, сколько времени осталось для окончания работы.
2. Математическое образование (общедоступная электронная библиотека)
По теме «Теорема Пифагора» на сайте представлено большое количество методических пособий, задачников, книг по истории математики, диафильмов, которые может использовать учитель на уроках математики. К примеру, Литцман В. Теорема Пифагора; Левитас Г. Г. Теорема Пифагора (диафильм); Кольман Э. Я. История математики в древности и другие.
3. Математические этюды
На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и её приложениях.
На нашу тему на сайте представлен этюд, подразумевающий под собой видеоролик с объяснением интерактивной головоломки «Теорема Пифагора» (То есть, если два многоугольника имеют одинаковую площадь, то любой из них можно разрезать на конечное число частей, из которых в ином расположении можно составить второй многоугольник). Также представлена миниатюра, показывающая как из листа бумаги сложить Пифагоров треугольник со сторонами 3,4,5.
Данный ресурс можно использовать как наглядное дополнение к темам школьной программы, либо на дополнительных занятиях, либо в качестве самостоятельного изучения школьниками.
4. Информационно-поисковая система «задачи по геометрии». Московский центр непрерывного математического образования
Данный ресурс представляет собой «банк» заданий по геометрии. С помощью поиска на данном сайте можно найти задачи, которые можно использовать либо в качестве доказательства теоретической части (2729°. Теорема Пифагора. Докажите, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов [14]), либо в качестве практики на последующих темах в школьном курсе геометрии. На сайте также представлены решения к этим задачам, поэтому школьники могут самостоятельно использовать данный ресурс в качестве закрепления полученных знаний, умений и навыков.
5. Средняя математическая интернет-школа
На сайте представлено большое количество учебных пособий и задач по разделам элементарной математики (алгебра, геометрия, арифметика, тригонометрия и др.). Учебные пособия данного ресурса могут быть использованы в качестве теоретического материала при подготовке к экзаменам либо для самостоятельного изучения учащимися, которые интересуются математикой. Задачи, представленные на сайте, могут быть использованы в качестве контроля и закрепления полученных знаний и умений учащихся.
Пример задачи по теме «Теорема Пифагора»:
9.020 Биссектриса прямого угла прямоугольного треугольника делит его гипотенузу на отрезки a и b. Найти площадь квадрата со стороной, равной этой биссектрисе. [15]
Сайт полезен и удобен в использовании, с легкостью можно найти теоретические материалы и задачи к ним.
Основной канал восприятия – визуальный.
6. Задачи
На сайте представлено большое количество задач по разделам. Можно использовать в качестве контроля и практических заданий для учащихся.
Примеры задач по теме «Теорема Пифагора»:
Задача 54189. Найдите диагональ прямоугольника со сторонами 5 и 12.
Задача 54304. Один из катетов прямоугольного треугольника на 10 больше другого и на 10 меньше гипотенузы. Найдите гипотенузу этого треугольника. [16]
Иллюстраций на сайте не представлено (только при решении задач, что также представлено на сайте), звукового сопровождения нет. Канал восприятия – визуальный.
7. МЕТ-МАТ
Сайт посвящен вопросам методики преподавания математики и будет полезен для учителей при подготовке к урокам математики. На сайте представлены теоретические материалы по всему школьному курсу математики.
По выбранной нами теме на сайте присутствует большой иллюстративно-теоретический материал, доказательство теоремы Пифагора изложено с помощью теоремы: «Катет прямоугольного треугольника равен среднему геометрическому гипотенузы и проекции этого катета на гипотенузу», что даёт еще один способ доказательства этой теоремы, который можно давать для интересующихся математикой школьников или на дополнительных занятиях.
Сайт удобен для восприятия, текст понятен для понимания.
8. Единое окно доступа к информационным ресурсам
«Океан информации и знаний в Едином окне». [18]
На данном сайте представлено большое количество необходимых ресурсов по теме. Сайт удобен тем, что на нем можно легко найти интересующую тему воспользовавшись поиском.
По «Теореме Пифагора» на сайте представлено: доступ к сайту Теорема Пифагора, посвященному истории теоремы, формулировке теоремы, её доказательству и применению; ссылка на архив журнала "1 сентября", в котором представлены способы доказательства теоремы Пифагора, основанные на использовании понятия равновеликости фигур, аддитивные доказательства, доказательства методом достроения, алгебраические методы доказательства.
Сайт удобен в использовании, присутствует большое количество иллюстративного материала.
Вывод: на просторах сети Интернет можно найти большое количество ЭОР, которые может применить учитель на уроках математики в рамках изложения материала, контроля и практических заданий.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»