Прямоугольный параллелепипед. Куб
Кислова Карина Руслановна,
учитель математики
Класс: 5учитель математики
Тема урока:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с прямоугольным параллелепипедом, кубом и их элементами.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Познакомиться с новыми геометрическими фигурами и их элементами;
- Учиться решать задачи на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба.
- Умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации; (работа с учебником)
- Умение договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение, строить понятные для окружающих высказывания;
- Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
- повышать уровень мотивации учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий, поступков.
Используемые источники:
- Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир,- М.: Вентана-Граф, 2013.-304 с.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационное начало. | |||
Устные упражнения. | -Мы начнем урок с устного счета. На экране появятся задачи. Мы будем решать их устно, ничего записывать не нужно. Как только вы решите задачу, поднимите руку. 1.Найти периметр и площадь квадрата со стороной 3 см 2.Вычислить периметр и площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 5 см. |
Выполняют задание, говорят, какой ответ в задаче и каким действием решали. Проверяют себя. |
Задачи на слайде №1 |
Формулировка темы урока и постановка его цели. | -Посмотрите на следующий слайд. Какие фигуры вам известны? Назовите. Какая фигура здесь лишняя? Почему? -Как называется эта фигура? |
-Треугольник, круг, пятиугольник, прямоугольник. -Голубого цвета, она объемная. |
Слайд №2 |
-Какая тема нашего урока? Цель? | Формулируют тему и цель урока. | Слайд 3 | |
Изучение нового материала. | -Посмотрите на экран, все эти предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда. Назовите еще несколько предметов. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Слайд 4 |
-Рассмотрим рисунок прямоугольного параллелепипеда. Его поверхность состоит из 6 прямоугольников, каждый из которых называется гранью. Грань, обращенная к нам , называется передней, сзади-задняя грань, левая и правая грани- боковые. Сверху-верхняя грань, а снизу- нижняя, которая называется основанием. Что можно сказать о противоположных гранях? Сколько всего граней? Стороны граней называются ребрами? Сколько всего ребер? Перечислим все ребра, изображенные на рисунке. |
-Они одинаковые -6 -12 |
Слайд 5 | |
-Вершины граней- вершины прямоугольного параллелепипеда. Сколько их всего? Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения: длину, высоту и ширину. Изобразим прямоугольный параллелепипед и обозначим его. Какие ребра являются шириной, какие высотой и какие длиной? |
-8 | Слайд 6 | |
Посмотрите на зеленую фигуру. Является ли она прямоугольным параллелепипедом? Чем от него отличается? -Такая фигура называется-куб. Изобразим ее в тетради, обозначим и запишем все ее элементы. |
Отвечают на вопросы. Выполняют задание. |
Слайд 7 Слайд 8 |
|
-В начале урока мы вспоминали как находить площадь прямоугольника и квадрата, но можно ли найти площадь параллелепипеда? У параллелепипеда можно найти площадь его поверхности. Но как это сделать? Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда равна сумме площадей его граней. Сколько всего граней? Как найти площадь каждой грани? Нужно ли находить отдельно площади противолежащих граней? |
Отвечают на вопросы. |
Слайд 9 | |
Физкультминутка |
|||
Первичное закрепление нового материала. | -Выполним номера 598, 599 . В номере 599 обязательно чертим рис.169 в тетрадь. |
Ученики выходят к доске, записывают решение. Остальные работают в тетради. | Работа с учебником. |
Самостоятельная работа. | Тест 1.У прямоугольного параллелепипеда ребра -это: 1)треугольники 2)отрезки 3) прямоугольники 2. Продолжите фразу: Противоположные стороны прямоугольного параллелепипеда_______ 3.У прямоугольного параллелепипеда: 1) 6 вершин 2)12 вершин 3) 8 вершин 4. Продолжите фразу: Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны, называется_____ |
Самостоятельно выполняют тест, потом меняются с соседом по парте и проверяют друг друга. |
|
Итог урока, домашнее задание. | -Что нового сегодня узнали на уроке? Чем куб отличается от прямоугольного параллелепипеда? Сколько у него ребер, граней, вершин? Как найти площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда? -Как вы оцените свою работу на уроке? Поднимите смайлик, который обозначает то, как вы себя оцениваете. -Кто понял, как решаются такие задачи и сможет решить дома самостоятельно? Домашнее задание на экране. |
|
Слайд 10. |
Организованный конец урока. |