Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация обучения курсу «Математика»
в условиях дистанционного обучения в школах

Иванов Андрей Юрьевич,
учитель математики,
ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга
 
В условиях динамичных изменений в мире, всеобщей компьютеризации общества, необходимости постоянного усложнения информационных и коммуникационных технологий, что ведет за собой стремительное развитие данной отрасли, возрастает значимость информатизации системы образования в школах. На данный момент неотъемлемой частью данной системы является дистанционное обучение.
По определению А. В. Зубова «дистанционное обучение – это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, которая основана на принципе самостоятельного получения знаний. Оно преимущественно предполагает телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала. Этот же принцип лежит в основе интерактивного взаимодействия обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [1].
Основной особенностью дистанционного обучения, согласно Семёновой И. Н. и Слепухину А. В., является наличие большого расстояния между преподавателем и учеников, где передача учебных материалов происходит при помощи использования различных способов дистанционной коммуникации. [2]. Это форма обучения, где преподаватель и учащийся взаимодействуют на расстоянии при помощи специальных средств Интернет-технологий или других средств, предусматривающих интерактивность. Плюсами дистанционного вида обучения являются:
  • возможность индивидуализированного обучения, что повышает эффективность процесса обучения;
  • повышение скорости усвоения информации за счет использования различных изображений, текстовых файлов и  видеозаписей в виде учебного материала;
  • возможность размещения преподавателем в электронном учебном курсе большого количества разнотипных примеров с целью их последующего изучения обучающимися;
  • удобство общения между учеником и преподавателем;
  • возможность обучения на расстоянии;
  • себестоимость дистанционного образования ниже, чем обучения с использованием традиционного подхода;
  • экономия времени (отсутствие времени, затраченного на путь);
  • удобство обучения для людей с ограниченными физическими возможностями.
Математика как учебная дисциплина обладает широкими  возможностями для реализации обучения в дистанционном формате, так как использование компьютеров и различных информационных технологий дает возможность увеличить прикладную и усилить практическую направленность курса. Потребность широкого  использования дистанционных методов обучения математике и их комбинирование с традиционным подходом, обусловлена активным внедрением дистанционных образовательных технологий в школьный учебный процесс, возможностью применения компьютерных методов при изучении математических дисциплин (возможность вычислений, визуализации, использование справочно-информационных ресурсов в Интернете),  дающих дополнительные ресурсы для продуктивного процесса обучения. 
Преподаватели  и ученики имеют возможность проводить занятия по математике в дистанционном формате, используя такие электронные платформы как Skype, Zoom, Microsoft Teams. Данные ресурсы дают возможность коммуницировать как в формате онлайн, так и записывать оффлайн-уроки  в виде видеозаписи, которые можно скачать и посмотреть в любое удобное время. Так же удобными средствами осуществления дистанционного обучения являются электронная почта (E-mail), доски объявлений, тесты, счетчики и др.
Различные исследования, такие как работы Роберта И.В. [3] и Полата Е.С. [4]  посвященные разработке методики использования дистанционных форм обучения в школе, указывают на невозможность решения всех возникающих проблем при внедрении компьютерных технологий в учебный процесс. Минусами дистанционного обучения, с которыми могут столкнуться учащиеся и преподаватели в процессе дистанционного обучения математике являются:
  • возможность технических проблем, такие как прерывистое подключение к Интернету, перебои в подаче электроэнергии;
  • сложность фокусирования внимания, что несет за собой снижение продуктивности;
  • трудоемкость создания учебных материалов в электронном виде;
  • сложности, связанные с проверкой домашних заданий (установление авторства, качество присланных изображений);
Перед преподавателем, во время проведение дистанционного занятия по математике в школе, стоит вопрос переосмысления использования многих проверенных педагогических приемов для усвоения материала учащимся (метод опорных точек, метод лучшего решения и т.д.).
Методическая система дистанционного обучения математике является независимой, постоянно развивающейся системой, благодаря которой обучающийся достигает как нормативные, так и индивидуальные цели в области изучения математики. Организация данного обучения реализуется в виде последовательностей циклов:
  1. Подготовительный цикл.
Включает в себя определение индивидуальных целей обучающихся, обеспечение комфортного вхождения в коллектив нового ученика и создание индивидуальной траектории освоения учебного материала на занятиях по математике.
  1. Учебный цикл.
Является структурой математической учебной деятельности. Включает в себя непосредственное взаимодействие преподавателя и учеников с целью освоения обучающимися необходимого школьного курса по математике.
  1. Завершающий цикл.
Представляет собой проверку достигнутого уровня математических знаний, полученных в процессе учебного цикла.
Методическая система дистанционного обучения математике является трансформацией традиционного метода обучения математике с учетом специфики проведения занятий в дистанционной форме и с учетом специфики проведения учебного предмета «математика».
Модель методической системы дистанционного обучения включает в себя следующие подсистемы:
  1. Обучающая подсистема.
Данная подсистема включает в себя индивидуальные цели обучающихся, методы, формы контактирования ученика и преподавателя в процессе обучения в дистанционном формате.
  1. Контрольно-диагностическая подсистема.
Данная подсистема включает в себя способы контроля результатов освоения учебной программы на занятиях по «математике» в дистанционной форме.
  1. Подсистема методического сопровождения сетевого учителя математики.
Данная подсистема включает в себя цели, программу, способы и методы организации методического сопровождения учителя математики.
         Контроль успеваемости на уроках математики в условиях дистанционного обучения может происходить с помощью письменных опросов, онлайн-тестов, самостоятельных контрольных работ и домашних заданий.
Определяющее значение на развитие интеллектуального потенциала учащегося оказывают содержание образовательного курса, его доступность, соответствие  потребностям конкретной личности. Ориентация процесса обучения под ученика, использование современных методов и средств организации процесса обучения благотворно сказывается на эффективности использования дистанционного обучения  как при построении классного урока по математике с использованием электронных образовательных ресурсов, так и реализации индивидуализированного дистанционного обучения по данному предмету.
Таким образом, учитывая требования, предъявленные в нормативных документах Российской Федерации в области организации образовательной деятельности, использование дистанционных технологий дает возможность сформировать образовательную среду, где возможна организация плодотворного изучения курса по предмету «математика».
 
Список источников
1. Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. Пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с
2. Семенова И. Н. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 8. — С. 68-74.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.-205 с.
4. Дистанционное обучение / Под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 192 с.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»