Технологическая карта урока
Умножение чисел с разными знаками
Воронцова Елена Васильевна,
учитель математики ГБОУ школы № 6
Выборгского района Санкт-Петербурга
учитель математики ГБОУ школы № 6
Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок: математика
Дата проведения урока: 01.02.2021 г.
Класс: 6 «А»
УМК: Математика. 6 класс: учебник / Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2016 г.
Цель урока: рассмотреть правило умножения двух чисел с разными знаками и показать их применение при решении задач.
Предметные результаты: знают правило умножения двух чисел с разными знаками.
Метапредметные результаты:
регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; работают по коллективно составленному плану; планируют своё действие в соответствии с поставленной целью; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение;
коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения и общения; учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации; формулируют и аргументируют своё мнение, допускают возможность существования у людей различных точек зрения; используют речь для регуляции своего действия;
познавательные: умеют строить логические цепочки рассуждений, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; проводить сравнение по заданным критериям, осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные результаты: умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; проявление положительного отношения к урокам математики, доброжелательного отношения к сверстникам; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Оборудование: ПК, проектор и экран; раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия нового знания (в рамках деятельностного подхода)
Форма урока: комбинированный урок
Технология: проблемно-диалогическая технология (направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока, и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания)
Обучающиеся знакомы с понятиями: отрицательное число, положительное число, модуль, с правилами сравнения, сложения и вычитания отрицательных чисел и чисел с разными знаками; умеют сравнивать, складывать положительные и отрицательные числа. На этом уроке они «откроют» правило умножения двух чисел с разными знаками и освоят применение его в стандартной ситуации.
Дата проведения урока: 01.02.2021 г.
Класс: 6 «А»
УМК: Математика. 6 класс: учебник / Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2016 г.
Цель урока: рассмотреть правило умножения двух чисел с разными знаками и показать их применение при решении задач.
Предметные результаты: знают правило умножения двух чисел с разными знаками.
Метапредметные результаты:
регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; работают по коллективно составленному плану; планируют своё действие в соответствии с поставленной целью; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение;
коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения и общения; учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации; формулируют и аргументируют своё мнение, допускают возможность существования у людей различных точек зрения; используют речь для регуляции своего действия;
познавательные: умеют строить логические цепочки рассуждений, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; проводить сравнение по заданным критериям, осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные результаты: умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; проявление положительного отношения к урокам математики, доброжелательного отношения к сверстникам; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Оборудование: ПК, проектор и экран; раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия нового знания (в рамках деятельностного подхода)
Форма урока: комбинированный урок
Технология: проблемно-диалогическая технология (направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока, и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания)
Обучающиеся знакомы с понятиями: отрицательное число, положительное число, модуль, с правилами сравнения, сложения и вычитания отрицательных чисел и чисел с разными знаками; умеют сравнивать, складывать положительные и отрицательные числа. На этом уроке они «откроют» правило умножения двух чисел с разными знаками и освоят применение его в стандартной ситуации.
Этап урока | Прогнозируемый результат | t, мин | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приёмы и формы обучения | Примечания |
Организационный этап, мотивация к учебной деятельности | Личностные: осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат Регулятивные: учится составлять план действий; понимает, что уже освоено и чему предстоит научиться. Коммуникативные: учится сотрудничать с другими людьми. Познавательные: учится структурировать найденную информацию в нужной форме |
2 мин | Организует деятельность учащихся, мотивирует учащихся Слайд № 1 (высказывание) Приветствие учителя, проверка готовности к уроку, рассадить парами, объяснить, кто 1-ый ученик, кто 2-ой, листы самооценки Какой сейчас урок? Какие числа мы сейчас изучаем? Что мы уже знаем про эти числа? Внимание на экран. Я предлагаю вам решить следующую задачу Слайд № 2 (задача) |
Подготовка к работе. Отвечают на поставленные учителем вопросы Урок математики Отрицательные и положительные числа |
Фронтальная работа |
Основной целью этапа является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
I этап. Этап создания проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками | Регулятивные: осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; может поставить учебную задачу; целеполагание Познавательные: учится устанавливать причинно-следственные связи; слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации. Личностные: способен к волевому усилию; осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат |
5 минут | Создает проблемную ситуацию, развивает логическое и критическое мышление, организует работу по определению темы учебного занятия - Фабрика выпускает в день 200 мужских костюмов. Когда стали выпускать костюмы нового фасона, расход ткани на один костюм изменился на –0,4 м2. На сколько изменился расход ткани на костюмы за день? - Какое математическое действие нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? - Какие числа надо перемножить? - Какая проблема перед нами возникла? - Чему мы должны научиться, чтобы ответить на вопрос задачи? - Сформулируйте тему урока, цель, задачи - Откройте тетради и запишите тему урока. Слайд № 3 (тема урока) |
Читают задачу, отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему, формулируют тему урока, цель и задачи | Беседа Иллюстративно-словесный метод. Постановка проблемного вопроса. |
Основная цель этапа –формулирование темы урока, планирование своей деятельности. |
II этап. Этап актуализации знаний | Коммуникативные: учится выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации. Познавательные: учится слушать и слышать; создавать устные высказывания; использовать элементы умения анализировать. Личностные: учится адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку. Регулятивные: учится составлять план действий |
7 минут | Организует работу по актуализации знаний: 1) Предлагает презентацию: устная работа, проверка усвоенных знаний по темам «Положительные и отрицательные числа», «Умножение» Слайды № 4-7 (презентация) |
Вспоминают, что знают: что такое умножение; компоненты умножения; свойства; действия с положительными и отрицательными числами |
Беседа Иллюстративно-словесный метод. | Основная цель этапа - актуализация знаний через пробное учебное действие. |
III этап. Поиск решения проблемы (Этап «открытия» нового знания) | Регулятивные: учится составлять план действий; осознает то, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению Познавательные: учится составлять устные высказывания; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: решает учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы; отслеживает действия партнера; умеет слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации |
10 мин | Слайд № 8 (тема урока) Организует работу с информацией (выдает инструкцию): - по тексту определите, как правильно умножать два числа с разными знаками |
Осваивают новое через активизацию мыслительных процессов (сравнение, синтез и т.д.): Читают парами текст, отвечают на вопрос, как умножить два числа с разными знаками, записывают примеры из текста в тетрадь, записывают в тетрадь правило в виде символов |
Беседа Иллюстративно-словесный метод. | Задача этапа: выражение нового знания научным языком в принятой форме |
Физкультминутка | 2 мин | Организует смену деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на месте. Поворот кругом, на месте. Встали прямо, ноги вместе. Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Задача: смена деятельности | ||
VI этап. Выражение решения | Регулятивные: учится составлять план действий; осознает то, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению Познавательные: учится составлять устные высказывания; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: решает учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы; отслеживает действия партнера; умеет слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации |
4 мин | Организует работу по выражению решения: как мы теперь можем ответить правильно на поставленный нами вопрос в начале урока 1) сформулируйте правило умножения чисел с разными знаками; 2) запишите его с помощью символов на доске; 3) приведите пример; 4) запишите его на доске. |
Формулируют правило умножения чисел с разными знаками | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; делают выводы | Задача этапа: решение поставленной проблемы |
V этап. Применение полученных знаний. | Познавательные: учится слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; формируются умения анализа и синтеза; учится вести поиск и выделять необходимую информацию Коммуникативные: вступает в диалог; сотрудничает с другими людьми; учится решать учебные проблемы, отслеживать действия партнера, строит высказывание в соответствие с задачами коммуникации; Личностные: понимает смысл учения и личную ответственность за будущий результат; рефлектирует. Регулятивные: учится овладевать навыками результирующего самоконтроля |
11 мин | Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний: 1) возврат к задаче урока; Слайд № 9 (задача) 2) дать аналогичную задачу Слайды № 10-11 (задача № 2) 3) дать вторую аналогичную задачу; Слайд № 12 (задача № 3) 4) решить вместе 5 примеров; Слайды № 13, 14 (примеры на сложение и вычитание) 5) дать небольшой тест (9 примеров); 6) взаимопроверка Слайд № 15 |
Решают типовые задания с применением новых знаний и проговариванием решения вслух. Работают самостоятельно. Работают в парах. Сравнивают свое решение с доской, делают выводы. У доски отвечают на вопросы учителя и учащихся |
Индивидуальная работа. Работа в паре. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; делают выводы |
Задачи этапа: усвоение учащимися нового знания через способы действия; закрепление пробного учебного действия по новой теме. |
Рефлексия | Регулятивные: формируется умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Коммуникативные: учится понимать партнера, координирует действия, выявляет действия, необходимые для решения той или иной задачи. Личностные: учится осознавать совершаемые действия и выделяет их основание, формируется внутренняя мотивация на деятельность, намечает цели будущей работы, «соединяет» результаты с целями. |
3 мин | Организует рефлексию, соотносит цель и результаты учебной деятельности, намечает дальнейшие цели деятельности, даёт Д/з - Какую тему урока мы сегодня изучали? - Какая цель была поставлены? Достигнута ли она? - Что показалось сложным? - Повторите правило умножения чисел с разными знаками. - Оцените свою работу на уроке, давайте выслушаем мнения ребят о своей работе и работе товарищей (прокомментировать самой) |
Соотносят цели урока и результаты собственной деятельности; Анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы учителя. |
Обсуждение результата работы | Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является необходимость вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. |
Постановка Д/з | Познавательные: умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: умение оценивать свои действия, исправлять ошибки Коммуникативные: умение адекватно использовать языковые средства для выражения своих мыслей |
1 мин | Объясняет домашнее задание Как вы думаете, какое будет Д/з. Дома вы должны 1) Выучить правило; 2) № 489 Слайд № 16 |
Высказывают своё мнение, договариваются с учителем о Д/з, слушают объяснение и записывают в дневник. | Фронтальная | Основная задача этапа обеспечить понимание как выполнить Д/з |