Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интерактивная доска как одно из средств
обучения в современной школе

Кева Татьяна Владимировна 
Среди технических новинок, без которых уже трудно представить современную школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». 
Опыт работы с интерактивной доской показал, что наиболее эффективным оказалось использование интерактивной доски и других вспомогательных технических средств на уроках математики. Например, интерактивную доску эффективно можно использовать на уроках стереометрии, на уроках алгебры, посвященных функциям и графикам функций, а также на уроках изучения материала, выходящего за рамки школьного учебника (например, при изучении тем «Решение уравнений и неравенств с параметрами» (10 кл.), и др)
Использование интерактивной доски позволяет также повысить эффективность уроков при изучении геометрии в 7-9 классах.
Рассмотрим, за счет чего происходит повышение эффективности урока на примере нескольких тем. 
Алгебра, 10 класс, тема «Иррациональные уравнения и неравенства».
  1. Этап урока: проверка домашнего задания
«Классический» урок:
Ученик выходит к доске со своей тетрадью, переписывает решение, а затем объясняет его другим ученикам. При этом тратится в среднем от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма ученика. Если же задача решена несколькими способами, то время на воспроизведение этих заданий на доске увеличивается.
Урок с применением технических средств
Домашнее задание проверяется с помощью сканера.
Работа ученика сканируется и выводится на доску, а ученик поясняет свое решение. При необходимости учитель или другие ученики исправляют допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.
На сканирование работы затрачивается менее 1 минуты, остальное время используется  непосредственно на разбор заданий 
2.         Этап урока: объяснение нового материала.
Часто данная тема в учебнике не достаточно полно изложена, в этом случае учителю может понадобиться часть материала выдать учащимся в виде конспекта.
«Классический» урок
Материал, которого нет в учебнике, диктуется ученикам, затем на доске приводятся примеры решения, которые учащиеся также записывают в тетради.
На диктовку тратится в среднем 5-7 минут, в зависимости от объема материала и от скорости письма учащихся.
Кроме потери времени на конспектирование, здесь есть еще один недостаток: если учащийся не очень внимателен, при списывании решения с доски он может допустить ошибки, которые затем затруднят понимание материала или приведут к ошибкам при решении заданий подобного типа 
Урок с применением технических средств
Данный материал раздается учащимся в печатном виде (создается справочник ученика, содержащий основные формулы и способы решения и пояснительные примеры ).
Учитель на доске комментирует раздаточный материал, при необходимости, дополняя его другими примерами, обращает внимание на наиболее важные моменты, отвечает на вопросы учащихся. (Материал распечаток при этом, как правило, выводится на доску). 
3. Этап урока: первичное закрепление материала
При решении заданий из учебника время, которое затрачивается на каждый пример, при работе с интерактивной доской и на классическом уроке одинаково.
«Классический» урок
Использование дополнительного материала ограничено наличием достаточного на класс числа сборников.
Диктовка условий заданий также ведет к потере времени, а значит, и к снижению эффективности урока.
Урок с применением технических средств
Отработку материала можно разнообразить примерами из различных источников, для этого достаточно распечатать подборку примеров для учащихся, а на доске выводить заготовленные заранее условия. 
4. Этап урока: закрепление материала, самостоятельная работа учащихся
«Классический» урок
Существует два способа:
1) Основная часть учащихся выполняет задания в тетрадях, а двое или трое учащихся (по 1 человеку от каждого варианта) одновременно решают задания своего варианта на доске, а затем эти задания комментируются.
В этом способе есть один существенный недостаток: часть учащихся вместо того, чтобы решать самостоятельно, списывают с доски, а значит, данный материал остается неотработанным.
2) Сначала все учащиеся решают задания на местах, а затем по 1 представителю от каждого варианта выходят к доске и воспроизводят свое решение.
При этом процент списывающих детей сокращается, но идет потеря времени.
Урок с применением технических средств
При решении заданий по вариантам, учащиеся решают в тетрадях, затем с помощью сканера решение проецируется на доску, и учитель просит учащихся прокомментировать полученное решение.
(Исключается бездумное списывание с доски, плюс экономится время на воспроизведение решения).
Дополнительные преимущества интерактивной доски:
1) экономится время на уроке за счет того, что не надо стирать с доски, для решения новой задачи берется чистый лист, а
2) в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, т.к. сохраненные интерактивной доской решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил или не вполне хорошо освоил тему  
Геометрия, 8 класс, тема «Теорема Пифагора». 
1. Устная работа и разбор домашнего задания (необходимо решить 5-7 простых задач на нахождение элементов прямоугольного треугольника; часть этих задач является промежуточными этапами решения домашних задач).
            «Классический» урок
Возможны 2 варианта:
1) Чертежи на доске заготовлены заранее.
Плюс: экономия времени на уроке
Минусы:
а) большое количество чертежей на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться на конкретной задаче,
б) на доске остается мало места  для дополнительных выкладок к каждой конкретной задаче, что может привести к непониманию каких-то моментов решения.
2) Чертежи выполняются и стираются по мере решения задач.
Минус: потеря времени на выполнение чертежей (в среднем 3-4 минуты).           
Урок с использованием интерактивной доски
На доску выводится готовый чертеж к задаче или вопросу, учащиеся, при необходимости, выполняют дополнительные построения и   по данному чертежу рассказывают решение задачи. Чертежи появляются на доске последовательно, что позволяет избежать ненужного нагромождения чертежей.
Поскольку чертежи выполнены в среде «живая математика», появляется дополнительная возможность поэкспериментировать с условием задачи, изменяя чертеж и рассматривая различные случаи, что ведет к развитию геометрических представлений учащихся и лучшему пониманию темы.
2. Решение задач на нахождение площади четырехугольников (с использованием теоремы Пифагора).
«Классический» урок
Письменно решаются только 1-2 задачи (в очень редких случаях  - 3).
Времени на разбор разных способов решения задачи, а также количества решений в зависимости от исходных данных, как правило, не остается.
Урок с использованием интерактивной доски
Использование готовых чертежей позволяет письменно решить на уроке 3-4 задачи, а также сравнить различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос, сколько различных решений может иметь задача.
Однако злоупотреблять на уроке только задачами с готовыми чертежами нельзя, учащиеся обязательно должны научиться делать чертежи к задачам самостоятельно.
3. Подведение итогов урока
«Классический» урок
Из-за нехватки свободного места на доске большая часть решенных задач была стерта, а значит, при подведении итогов урока единственное, к чему может адресовать учащихся учитель,  - это их тетради.
Если у учащихся возникает в конце урока вопрос по какой-либо решенной задаче или при формулировке выводов, чертеж к задаче или этапы рассуждений приходится восстанавливать на доске заново. (Дополнительная трата времени 3-4 минуты)
Урок с использованием интерактивной доски
Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске, сохраняется, и  можно быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы
Дополнительные преимущества интерактивной доски:
1. На одном и том же чертеже можно решить несколько задач, быстро удаляя рукописные пометки. Сам чертеж при этом не стирается.
2. Если ученик по какой-либо причине пропустил урок, все записи урока сохраняются в электронном виде, и он может в любой момент просмотреть их и отработать материал самостоятельно. 
Стереометрия, 10 класс, тема «Перпендикуляр и наклонные»
1. Проверка домашнего задания и  устная работа
«Классический» урок
Учащиеся на слух воспринимают заданный учителем вопрос, что снижает степень его понимания некоторыми учащимися.
На выполнение иллюстрации к задаче необходимо время, кроме того, чертеж, выполненный на плоскости, не всегда наглядно передает истинную картину, а значит, возникает необходимость использования различных моделей
Урок с использованием интерактивной доски
Учитель задает вопрос, который одновременно появляется на доске.
При необходимости на доску проецируется иллюстрация к вопросу, выполненная в среде «живая математика», что дает возможность, вращая, рассмотреть чертеж со всех сторон.
Дополнительные преимущества интерактивной доски
1. При введении новых понятий с использованием презентации и чертежей, выполненных в «живой математике»? задействуются различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная, эффективнее отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности), что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.
2. Существует возможность при решении задач экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
3. Можно быстро проводить проверку усвоения материала путем тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором
(используются печатные тексты или презентация с заданиями, проверка и разбор теста осуществляется также с помощью презентации или с помощью сканера). 
При изучении темы «Функция, свойства функции, графики» также целесообразно использовать интерактивную доску. Это дает возможность:
  1. Не рисовать заново для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
  2. Быстро воспроизводить графики сложных функций, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания  и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций в среднем на 5-6 минут.
  3. Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
  4. Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств.
и т.д. 
Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая  совместно учителями и учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.
Также следует отметить, что использование интерактивной доски позволяет повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала.
Повышается и интерес к математике в целом. Учащиеся активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении математики, но и информатики и мультимедиа технологий.
Существуют и определенные риски при использовании интерактивной доски, но их влияние можно снизить, если сочетать использование ИКТ с другими методиками и приемами, соответствующими современному уроку.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»