Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Степень числа

 

Хрусталёва Василина Леонидовна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 51
Петроградского района Санкт-Петербурга
Изначально, целью данной методической разработки было проектирование такого урока, который был бы доступен для любого учителя математики, осваивающего требования к уроку по ФГОС. Именно простота реализации, интерес деятельности для учеников и возможность переноса методики на другие уроки и легли в её основу.
Данная методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Степень числа» сформирована мной с учётом возрастных социально-психологических особенностей подростков 10-11 лет. В этом возрасте  учащиеся акцентуированы на собственную значимость в микросоциуме, начинают проявлять лидерские способности и при этом ещё очень по-детски стремятся к успеху. Поэтому выбор командной работы в малых группах для создания возможности применения знаний и умений в новой ситуации мне кажется наиболее удачным. А момент создания позитивного отношения к одноклассникам при помощи методики «Счастливые соседи» не просто вуалирует физминутку но и смягчает влияние неудачных действий (проигрыша) в командном соревновании на психофизическое состояние учеников.
На уроке реализуется системно-деятельностный подход: учащиеся проявляют себя как активные участники формирования успешной деятельности на уроке, начиная с этапа целеполагания, проектирования результатов урока, открывают для себя возможности применения своих знаний, дают оценку собственной деятельности, анализируют собственные знания, делают вывод по результатам собственной деятельности и разрабатывают алгоритм решения проблемы качества своих знаний и умений.
Содержание урока направленно на формирование предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов. Учащиеся получают возможность применять свои знания на практике в новых, непривычных условиях, анализировать свои знания и применять их для решения разноплановых заданий. Работая в команде учащиеся приобретают личностные умения групповой коммуникации. А адекватная оценка  результатов урока позволяет каждому ученику самостоятельно спроектировать локальный индивидуальный образовательный маршрут. Это развивает в подростке ответственность за свою деятельность и формирует ближайшую зону самостоятельности.
В процессе урока использовались такие современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы с учащимися как здоровьесберегающая технология (физминутки и смена деятельности), технология сотрудничества (совместное с учителем определение цели, задач, результатов урока, групповая работа (командная – прием «Карусель» и в парах) с игровым элементом (соревнование)).
В структуру и содержание урока включены современные методы и приёмы, стимулирующие познавательную мотивацию учащихся (беседа, наглядность, проблемно-поисковый метод, самостоятельная работа, создание ситуации успеха, определение зоны ближайшего развития).
Формированию самооценки у учащихся способствует создание внутренней мотивации к успешному написанию будущей контрольной работы, анализ собственной деятельности и применение критериев оценивания результатов этой деятельности. Индивидуальный вывод в конце урока – не что иное, как осознание конечного результата собственной деятельности на данный момент времени, адекватно отраженный в письменной и устной речи.
Методическая разработка апробирована на уроках в 5 классах. На основе самоанализа уроков в соответствии с методической разработкой были сделаны следующие выводы:
-методическая разработка позволяет достичь обозначенной цели урока и решить его задачи;
-методическая разработка обладает свойством воспризводимости, легко реализуется в параллели пятых классов;
-технологический рисунок урока может быть перенесен и на уроки по освоению других тема математики;
-позволяет обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода (урок представляет собой целостную дидактическую систему, в учеников удавалось включить в учебно-познавательную деятельность);
-уроки по данной методической разработки, как правило, отличались позитивным психологическим фоном, позитивным отношением к математике как предмету и математическому знанию в целом;
идеи по улучшению урока: усилить на этапе целеполагания акцент на том, где в жизни могут быть полезны эти математические знания, делать этапы целеполагания и проектировочный более динамичными, чтобы увеличить время операционно-деятельностного этапа для увеличения количества выполняемых заданий.
 
Пояснительная записка
Предмет:  математика
Возрастная аудитория: 5 класс, основное общее образование
Программа, учебник: Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / (Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др); под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. – 4-е изд. – М.:Просвещение, 2016. – 287 м.: ил. – ISBN 987-5-09-037762-1
 
Тема урока:  «Степень числа»
Тип урока:  урок актуализации знаний и умений
Форма урока: командное соревнование
 
Цель урока: обобщение знаний по теме и отработка навыков их применения при решении разноплановых заданий;
Задачи урока:
1) обучающие:
-применить знания в новой ситуации для решения разноплановых заданий;
-подготовка к контрольной работе по теме «Степень числа»;
2) развивающие:
-способствовать развитию умения анализировать и обобщать;
-способствовать развитию логического мышления, памяти и внимания;
3) воспитательные:
-воспитывать культуру взаимоотношений внутри класса;
-развивать навык групповой работы;
-продолжать поддерживать позитивный настрой на дальнейшее изучение математики.
 
Планируемые образовательные результаты:
1)Предметные:
-закреплено понимание степени как произведения одинаковых множителей,
-сформированы навыки решения разноплановых заданий, содержащих степень.
Формы и методы диагностики – устный опрос (диагностируется владение математическими терминами, наличие предметных теоритических знаний); работа с заданиями (диагностируется уровень понимания математического текста, умение использовать данные заданий и правильно совершать математические операции); самооценка; взаимооценка.
2) Метапредметные и личностные:
Формируемые УУД
Вид УУД Конкретное умение Метод/средство диагностики
Регулятивные -определять цель и задачи учебной деятельности вместе с учителем,
-анализировать проблему,
-находить оптимальное решение,
-осознавать конечный результат,
-адекватно оценивать правильность выполнения действия на соответствия результатов требованиям учебной задачи и задачной области
-опрос
-рассуждение
-наблюдение
Познавательные -давать интерпретацию текста,
-устанавливать аналогии,
-применять знания в новой ситуации
сверка результатов с эталоном
Коммуникативные -осуществлять взаимоконтроль,
-адекватно отражать свои мысли в речи,
-
-наблюдение
-рассуждение
Личностные -проявлять интерес к новому содержанию,
-рефлексия своей деятельности и настроения.
-наблюдение
-самодиагностика
 
Ресурсы:
1)УМК:
-Математика. Дидактические материалы. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ (Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова). – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 128 с. : ил.
2)информационные ресурсы: Математика. Методические рекомендации. 5 класс. (Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова) - www.prosv.ru,
3)материально-технические ресурсы: оборудование (компьютер с ОС Windows, проектор, экран), парты расставлены для круговой рассадки по малым группам, слайд-задание,
4)технологические ресурсы: здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, групповая работа, игра;
5)кадровые ресурсы: учитель математики.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах и в малых группах.
 
Ход урока

 
Этап урока Деятельность учителя / метод, средство, прием Деятельность ученика / форма работы, используемые средства Время
Организационный Организует рабочее место. Приветствует учащихся. Организуют своё рабочее место. Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку 1-2 мин
Мотивационно-целевой
(включение учащихся в активную деятельность)
1.Спрашивает:
-что нового изучили на последних уроках?
-есть ли уверенность у учащихся в том, что полученные знания они уверенно могут применять для решения любых заданий со степенями скажем – в контрольной работе, или стоит ещё потренироваться на различных заданиях?
2.Предлагает сформулировать тему урока
 
3.Актуализирует знания учеников вопросом: Где можно применить имеющиеся знания?
 
 
4.Говорит: хорошо, давайте проверим как вы справились с домашним заданием (фронтальный опрос)
5.Спрашивает: давайте определимся – чего же мы хотим от сегодняшнего урока? Записывает на боковой доске слова «Цель урока:» и выписывает её по результатам обсуждения с учениками.
1.Отвечают:
- степень, степень числа, степени
- да, нет, ещё потренироваться
 
 
 
 
 
 
2.Формулируют и высказывают тему урока: «Степень числа».
3.Предлагают варианты решения проблемы применения знаний: найти степень, решить пример, найти площадь квадрата, найти объем куба.
4.Отвечают через поднятие рук.
 
 
5.Дают варианты формулировки цели урока: ещё потренироваться решать; проверить, смогут ли применить знания при решении заданий; до конца разобраться в этой теме.
 
 
7-10 мин
Проектировочный
 
1.Предлагает сформулировать, что надо следует сегодня на уроке делать, чтобы достичь цель урока?  (определение задач по достижению цели: 1) повторить, что уже знают; 2) решать новые задания; 3) проверить ответы). Записывает на боковой доске слова «Задачи урока:» и выписывает их по мере называния учениками.
2.Спрашивает: как будем определять, что цель достигли? (определение критериев оценки результатов урока)
1.Дают варианты того, что надо сделать для достижения цели: повторить тему; ещё порешать разные задания; проверить себя; сделать вывод – что ещё подучить дома.
 
 
 
 
2. Отвечают, что, если задачи урока все будут решены, то цель будет достигнута.
3-5 мин
Операционно-деятельностный
(часть I)
1.Предлагает ответить на вопросы (индивидуальный опрос):
-Как записывают степень любого числа?
-Что является основанием степени?
-Что является показателем степени?
-Как расшифровывается степень?
-Как ещё называется вторая степень?
-Как еще называется третья степень?
-В чём особенность запись числа в виде суммы разрядных слагаемых с учетом знаний о степени?
-Какова иерархия действий при нахождении значения выражения? (учесть принцип «матрёшки»)
-Весь учебный материал повторили? Выполнили первую задачу?
2. Предлагает определить - кто в классе «Счастливый сосед»: поднять ПРАВЫЕ руки тем – кто хорошо помнит всё то, что сейчас проговорили и дотянуться и «дать пять» тому кто тоже поднял руку (физминутка)
3.  Предлагает дать название своим командам (все кто сидят за одним столом) и ведёт запись в таблице на доске.
4. Предлагает работать в группе по определённой схеме (прием «Карусель»): каждый ученик решает в  каждой тетради по одному заданию, тетради передаются по кругу по часовой стрелке. Как только все задания закончились, команда поднимает в верх руки. Первые три команды определяют окончание решения заданий – они и будут лидерами соревнования. (задания транслируются на экран при помощи проектора). [1]
1. Те, кого вызовет учитель - отвечают на поставленные вопросы. Если ответ вызывает затруднения даже после наводящего вопроса, то вызывается следующий ученик.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Поднимают руки и «дают пять» друг другу
 
 
 
 
3. Совместно обсуждают и дают названия своим командам
 
4. Выполняют условия командной работы
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8-10 мин
Контрольно-оценочный (часть I)
 
1.Предлагает сверить решения с эталоном (выводит на экран верные ответы 2). Спрашивает сколько верных заданий оказалось у каждой команды. Записывает на доске в командную таблицу. Выводит команды на 1, 2 и 3 места. Подводит итог соревнования.
2.Предлагает оценить работу собственной команды – ПРОДУКТИВНА или нет, чего не хватает: знаний или скорости вычислений? Какие способы улучшения качества совместной работы?
1.Подсчитывают и суммируют все верные решения у всех членов команды. Называют, сколько верных решений получилось у каждой команды.
 
 
 
2.Анализируют, озвучивают недостатки, называют пути решения.
3-5 мин
Операционно-деятельностный
(часть II)
1.Предлагает прочитать условие задания А270
2.Предлагает: проанализируйте собственные знания и поднимите ПРАВЫЕ руки те, кто сможет подсказать соседу, как решить такое задание и дотянуться и «дать пять» тому, кто тоже поднял руку (физминутка).
3.Предлагает решить задание а) (самостоятельно, каждый в своей тетради)
1.Один из учеников читает условие задания А270
2.Счастливые соседи «дают пять»
 
 
 
 
3.Решают задание а)
 
2-5 мин
Контрольно-оценочный (часть II)
 
1.Предлагает отдать тетрадку соседу для проверки и оценивания. По возврату тетради поднимают руки «отличники».
 
2. Предлагает кому интересно и кто хочет еще потренироваться в решении подобных примеров – дорешать этот номер ДОМА весь до конца. Спрашивает: Кто хочет дорешать?
3.Предлагает ответить на вопрос – какие задачи урока мы ещё выполнили?
 
4.Предлагает проанализировать качество знаний по схеме: просмотреть свою тетрадь с момента начала урока – если в ней знак «+» за лично решенные задания в командной работе и оценка «5» за номер А270(а), то можно сказать что такой ученик готов к контрольной работе, если нет – то вспомнить на какие вопросы в начале урока было затруднительно отвечать – это и есть «слабое звено» в знаниях темы.
5.Предлагает подвести итог урока – записать вывод по результатам анализа. Например: «Я - молодец», «Надо повторить правила…», «Надо ещё дома порешать примеры на …» и т.п. Кто готов зачитать свой вывод?
6.Спрашивает: какую ещё задачу урока мы выполнили?
7.Просит: пусть поднимут руки те, кто понял, что ему ещё надо подучить материал – даёт оценку «МОЛОДЦЫ! Определить своё слабое место в материале – залог будущего успеха! Осталось только не полениться и дома восполнить пробелы в знаниях!»
8.Спрашивает: Как вы думаете – достигли ли мы нашей цели урока
1.      Выполняют взаимопроверку карандашом: ставят  оценку – «5», если решено верно и «2», если решено НЕ верно. Отличники демонстрируют результат поднятием руки.
2.Поднимают руки.
 
 
 
3.Называют выполненные задачи: порешали ещё задания и проверили себя – можем ли решать все эти задания.
4.Просматривают свою тетрадь, анализируют
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.Формулируют свой вывод и записывают его в тетради. Желающий зачитывают в слух.
 
 
 
6.Называют выполненную задачу: сделать вывод – что ещё подучить дома
7.Поднимают руки
 
 
 
 
 
7. Дают ответ: ДА!

 
 
3-5 мин
Рефлексивный Предлагает захлопать в ладоши тем, у кого не взирая ни на что, сейчас хорошее настроение Хлопают в ладоши 1 мин
Организационный:
 
1) Предлагает записать домашнее задание:
 
П.3.4., Б273, П283 б), стр.78 №7-9
 
обращает внимание на задание на стр. 78 – Это ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ!!! По проблемам выполнения их дома вы сможете оценить – готовы вы к контрольной работе или нет.
2) Прощается: До встречи завтра на контрольной работе!
У кого есть вопросы по теме– можете подойти ко мне.
1) Записывают Домашнее задание, открывают стр 78 – фиксируют взглядом надпись «ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ»
 
 
 
 
 
2) Отвечают: «До свидания!».(с вопросами подходят к учителю)
 
1-2 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
1. Задание для работы в группах
 
1)  запишите в виде степени:  5  5  5  5
2)  определите показатель степени числа и запиши его в вместо звёздочки:    3* = 27
3)   сравните числа:     24     и    42      
4)   разложите на множители:     133
5)  вычислите:  72
6)  вычислите:   6  23
7)  запишите квадрат какого числа равен 81
8)  вычислите  (1 + 4)2  
 
2.Ответы к заданию для работы в группах

  1. 5  5  5  5=54
  2. 33= 27
  3. 24        42
  4. 133=13  13  13
  5. 72=7  7=49
  6. 6  23=6  2  2  2=6  8=48
  7. 81=92
  8. (1+4)2=52=5  5=25

 
3.Номер А270
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»